7356 subscribers

Какое радиооборудование применялось на фронтовом бомбардировщике Ил-28? Часть первая.

3,1k full reads
5,1k story viewsUnique page visitors
3,1k read the story to the endThat's 61% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Здравствуйте. Возвращаемся к нашему большому циклу публикаций о знаменитом советском реактивном бомбардировщике Ил-28. Ранее на канале уже вышло несколько статей технического характера, где мы подробно рассмотрели общую конструкцию этого самолета. При этом подача материала была выполнена в формате сравнения Ил-28 и его основного конкурента в лице бомбардировщика Ту-14. Сегодня же мы начнем говорить об основных функциональных системах этой машины и используемом оборудовании. В первую очередь мы рассмотрим состав радиооборудования. По сравнению с поршневыми бомбардировщиками военного времени он существенно расширился. К примеру, на основном советском фронтовом бомбардировщике Пе-2, в состав радиооборудования входила только радиостанция, самолетное переговорное устройство и радиополукомпас. Естественно это оборудование постепенно улучшалось и в зависимости от производственной серии, на самолеты устанавливались более совершенные изделия. Скажем со 105-ой серии вместо радиополукомпаса РПК-2 устанавливался РПК-10, а со 175-ой серии радиостанция РСБ-бис была заменена на РСБ-3бис. В конце сороковых годов радиооборудование, которое применялось на реактивных бомбардировщиках нового поколения, решало целый набор специальных задач, таких как: обеспечение надежной двухсторонней радиосвязи (как в телефонном, так и в телеграфном режимах) с землей и между самолетами, измерение истинной высоты полета над земной поверхностью, обеспечение внутрисамолетной связи между членами экипажа, опознавание самолетов, обеспечение посадки самолета ночью и в сложных метеоусловиях, радионавигация, прицельное бомбометание и так далее.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28. Источник фото: https://igor113.livejournal.com/
Фронтовой бомбардировщик Ил-28. Источник фото: https://igor113.livejournal.com/

На Ил-28 общее питание оборудования осуществлялось от бортовой сети самолета, которая была выполнена по однопроводной схеме с заземлением минуса на корпус. При этом часть агрегатов радиооборудования (к примеру радиолокационный прицел, радиовысотомер больших высот) работала на переменном токе. Для этого, с помощью преобразователей (типа МА-250, МА-500, МА-1500), была реализована сеть переменного тока напряжением 115 В и частотой 400 Гц. Общий состав радиооборудования базовой модификации бомбардировщика Ил-28 был следующий:

  • Автоматический радиокомпас АРК-5 "Амур";
  • Два радиовысотомера. Малых высот РВ-2 "Кристалл" и больших высот РВ-10 "Литий";
  • Самолетное переговорное устройство СПУ-5 на три абонента;
  • Самолетный радиоответчик "Барий М";
  • Комплект устройства слепой посадки "Материк";
  • Командная радиостанция РСУ-5 или РСИУ-3 в зависимости от производственных серий;
  • Связная радиостанция РСБ-5;
  • Радиолокационный панорамный прицел ПСБНМ;

Общая схема размещения всего радиооборудования на самолете Ил-28 приведена на соответствующем скриншоте ниже. В рамках текущего обзора мы рассмотрим только общее назначение каждого изделия, их размещение на самолете, состав и некоторые характеристики. Обзор выйдет в нескольких частях. Впоследствии, постепенно мы будем более подробно говорить о том или ином радиооборудовании, либо в отдельных статьях, либо в рамках публикаций по другим самолетам. Теперь более подробно.

Общая схема размещения радиооборудования на самолете Ил-28.
Общая схема размещения радиооборудования на самолете Ил-28.

Радиокомпас.

Радиокомпас АРК-5 "Амур" являлся основным советским автоматическим радиокомпасом в конце сороковых, пятидесятых годах. Применялся он на большинстве самолетов различных классов того времени (начиная от истребителей семейства МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-19 и заканчивая тяжелыми бомбардировщиками типа Ту-4, Ту-16). В своих обзорах мы еще неоднократно будем к нему возвращаться. Кроме того мы посвятим этому изделию отдельную, более подробную статью технического характера. Он предназначался для вождения самолета по приводным радиостанциям и радиомаякам, а также для определения расчетного места самолета. При этом АРК-5 решал целый ряд навигационных задач (к примеру полет по радиомаяку). Дальность действия этого радиокомпаса при работе с приводными станциями составляла около 200 км. Он работал в непрерывном диапазоне частот от 150 до 1300 кГц, который разбивался на три поддиапазона. Комплект радиокомпаса состоял из приемника, внутрифюзеляжной рамочной антенны, жесткой внешней антенны, двух щитков управления, релейно-распределительной коробки, указателей курса (СУП-1 и СУШ-1) и некоторых других элементов. Вес всего комплекта (без соединительных кабелей) составлял 34 кг. Общая комплектовочная схема изделия приведена на скриншоте ниже.

Комплектовочная схема радиокомпаса АРК-5.
Комплектовочная схема радиокомпаса АРК-5.

Приемник радиокомпаса размещался в заднем обтекателе фонаря летчика за бронеплитой. Его питание переменным током осуществлялось от преобразователя МА-500 или МА-250 (последний был в качестве резервного). Указатель летчика устанавливался на правой стороне приборной доски (в кабине летчика), а указатель штурмана на приборной доске по левому борту (в кабине штурмана). Внутрифюзеляжная рамочная антенна располагалась под задним обтекателем фонаря летчика, а жесткая ненаправленная антенна из железного троса (длиной 1960 мм) являлась продолжением антенны радиостанции РСБ-5 (отделялась от нее изолятором). Она размещалась между обтекателем фонаря летчика и килем. Дистанционное управление радиокомпасом осуществлялось с помощью щитков управления. Щиток управления летчика устанавливался на правом пульте, на верхней панели, а щиток управления штурманом располагался по левому борту на уровне третьего и четвертого шпангоута. Распределительная коробка находилась на уровне между четвертым и пятым шпангоутом в кабине штурмана по левому борту.

Щиток управления радиокомпаса АРК-5. Источник фото: https://www.avsim.su/
Щиток управления радиокомпаса АРК-5. Источник фото: https://www.avsim.su/

Радиовысотомеры.

Как уже отмечалось выше, на Ил-28 было установлено два радиовысотомера. Это радиовысотомер малых высот РВ-2 и радиовысотомер больших высот РВ-10. РВ-2 мог применяться на самолетах любого класса и предназначался для определения истинной высоты полета над земной поверхностью. Рабочий диапазон высот находился от 0 до 1200 метров. Его показатели практически не зависели от температуры, барометрического давления, влажности, скорости полета и покрова местности. Он применялся при посадке в условиях плохой видимости в любое время суток (или при полетах в сложных метеорологических условиях без видимости земли) в сочетании с другими навигационными средствами. В комплект радиовысотомера РВ-2 входили:

  • Приемо-передатчик с амортизационной рамой;
  • Приемная и передающая антенна;
  • Умформер РУ-11А;
  • Индикатор высоты ПРВ-46;
  • Набор кабелей.

Общей вес всей аппаратуры без соединительных кабелей составлял 14 кг. Первичным источником питания служила бортовая сеть постоянного тока. Потребляемая мощность при этом составляла 65 Вт. Комплектовочная схема РВ-2 приведена на скриншоте ниже.

Комплектовочная схема радиовысотомера РВ-2.
Комплектовочная схема радиовысотомера РВ-2.

Принцип работы радиовысотомера РВ-2 был основан на отражении радиоволн от земной поверхности с применением частотной модуляции. Его приемо-передатчик, через передающую антенну, излучал высокочастотные колебания по направлению к земной поверхности. Они же, в свою очередь, отражались от поверхности и воспринимались приемной антенной. После чего отраженный сигнал попадал на вход приемника. Также на него передавался прямой сигнал (от передающей части). Частота отраженного сигнала отличалась от частоты прямого сигнала на величину прямо пропорциональную высоте полета над землей. На Ил-28 приемо-передатчик устанавливался в бомбовом отсеке по правому борту между шпангоутами № 20 и № 21. Стрелочный индикатор располагался на центральной панели приборной доски в кабине летчика. Умформер питания находился в бомбовом отсеке по правому борту на уровне между шпангоутами № 18а и 18б. Антенны радиовысотомера были вынесены за фюзеляж и располагались на в центроплане крыла. Приемная антенна устанавливалась на уровне между третьей и четвертой нервюры левой половины центроплана, а передающая антенна- на том же уровне правой половины.

Общий вид приемо-передатчика радиовысотомера РВ-2.
Общий вид приемо-передатчика радиовысотомера РВ-2.

Что касается радиовысотомера РВ-10, то он определял высоту полета в диапазоне от 80 до 15000 метров. Работал он независимо от времени суток, условий полета и покрова местности. Его комплект состоял из приемо-передатчика, индикатора, двух антенн, набора кабелей. В отличии от РВ-2, данный радиовысотомер питался от сети переменного тока напряжением 115 В и частотой 400 Гц. Потребляемая мощность изделия при этом составляла 160 Вт. Вес комплекта устройства без соединительных кабелей составлял 14 кг. Блок приемо-передатчика находился в хвостовой части фюзеляжа. Он крепился на специальный кронштейн к 36-ому шпангоуту. Индикатор этого радиовысотомера устанавливался в кабине штурмана по левому борту на уровне между четвертым и пятым шпангоутом. Приемная и передающая антенна располагались на правой и левой половине центроплана на уровне между четвертой и пятой нервюры. РВ-10 представлял собой радиоустройство, которое работало на ультракоротких волнах и для определения высоты использовало импульсный метод. Если коротко, то его можно описать следующим образом. Передатчик через передающую антенну по направлению к земле осуществлял излучение коротких импульсов. После чего они отражались и через приемную антенну проходили в приемник к индикатору. Туда же напрямую от передающей части подавался зондирующий импульс. Индикатор замерял время запаздывания отраженного импульса от зондирующего. В свою очередь оно было пропорционально высоте полета. Общая комплектовочная схема радиовысотомера РВ-10 приведена на скриншоте ниже.

Комплектовочная схема радиовысотомера РВ-10.
Комплектовочная схема радиовысотомера РВ-10.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: https://igor113.livejournal.com/, http://russianarms.su/, https://aviarestorer.ru/, https://www.avsim.su/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга (четыре тома) Техническое описание самолета Ил-28 под редакцией Д. П. Солоухина, Альбом основных видов, чертежей и схем самолета Ил-28, книга (четыре тома) Техническое описание самолета Ту-14 под редакцией Д. П. Солоухина, Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию самолета Ил-28 с двигателями ВК-1 1953 год, Техническое описание и инструкция по эксплуатации радиовысотомера малых высот РВ-2. 1954 год, Краткое описание и инструкция по эксплуатации автоматического радиокомпаса АРК-5. 1961 год, книга Описание конструкции самолета Пе-2 под редакцией Д. П. Солоухина. 1945 год.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).