6330 subscribers

Легкий многоцелевой самолет САМ-14 и его штурмовая модификация САМ-14ш.

1,7k full reads
2,6k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 66% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Здравствуйте. Не так давно на нашем канале вышел обзор по экспериментальному самолету САМ-9 "Стрела", который был разработан под руководством талантливого авиационного конструктора А. С. Москалева. Он был известен как один из главных новаторов советской авиации тридцатых годов, который предлагал смелые технические решения и изучал нестандартные компоновочные схемы. Помимо подобных экспериментальных машин, А. С. Москалев разработал немало классических самолетов различных классов. Это и истребители и пассажирские самолеты и легкие многоцелевые машины. Одним из наиболее известных его проектов был многоцелевой самолет САМ-5, который был создан в начале тридцатых годов. Он представлял собой одномоторный деревянный высокоплан с неубирающимся шасси. В качестве базовой силовой установки применялся знаменитый пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-11 (Ссылка на статью). Машина получилась неплохая, но в массовое серийное производства она не передавалась. Отмечается что оно ограничилось несколькими десятков экземпляров. В частности, в период с 1937 по 1938 годы, было выпущено 37 самолетов САМ-5-бис в санитарном варианте. В конце тридцатых годов испытывался его модифицированный вариант САМ-5-2бис. Мы еще вернемся чуть позднее к этому самолету, по мере сбора всей необходимой информации. Примерно в это же время решено было осуществить ремоторизацию этого изделия под более мощный двигатель. Рассматривались различные варианты силовых установок. К примеру двигатель МГ-21.

Авиационный двигатель МГ-21.
Авиационный двигатель МГ-21.
Авиационный двигатель МГ-21.
Для справки. Авиационный двигатель МГ-21. Разрабатывался в начале тридцатых годов в НИИ АД ГВФ под руководством М. А. Коссова. Конструктивно представлял собой семицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения с одноступенчатым ПЦН. Рабочий объем составлял 12,05 литра, а общий вес 214 кг. Мощность изделия составляла 200 л. с. Во многом был унифицирован с двигателем МГ-11. Было построено несколько опытных экземпляров, которые испытывались на самолетах САМ-5-2бис и КАИ-2. В серийное производство не передавался.

Испытывая сложности с созданием собственных моторов их закупка в основном тогда велась заграницей. Среди закупленных двигателей были французские изделия Renault 4Pei и Renault 6Q-01, который стали выпускать у нас по лицензии под индексами МВ-4 (мощностью примерно 140 л. с.) и МВ-6 (мощностью 250 л. с.) соответственно. Именно эти два мотора в основном и планировалось использовать на новых легких многоцелевых или учебно-тренировочных самолетах.

Опытный образец самолета САМ-14. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Опытный образец самолета САМ-14. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Опытный образец самолета САМ-14. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Проект САМ-14 создавался по заказу Аэрофлота на базе самолета САМ-5-2бис именно с использованием четырехцилиндрового рядного двигателя МВ-4. По сути это была только модернизация, которая выполнялась согласно постановления НКАП вышедшего в 1938 году. Разработка была завершена в кратчайшие сроки и опытный образец, который построили на заводе № 31, был передан для проведения всех необходимых испытаний. Ведущим летчиком-испытателем был назначен А. Н. Гусаров. Отмечается что возникла задержка с поставкой подходящего винта иностранного производства. В связи с этими первоначальные характеристики машины оказались ниже заявленных. Впоследствии, после установки нужного винта, их показатели существенно улучшились. Согласно акту контрольных испытаний от 27-го октября 1939 года, удалось получить максимальную скорость в 203 км/ч. Что касается взлетно-посадочных характеристик, то средняя длина разбега составила 102 метра, а средний пробег 97 метров. Их определение проводилось при взлете с грунтового аэродрома после дождя (при ветре в 5 метров в секунду). Государственные испытания САМ-14 проходили в НИИ ГВФ в период с ноября 1939 года по февраль 1940 года. При этом самолет испытывался в зимнем варианте. Основные летно-технические характеристики машины, которые были получены в ходе их проведения, приведены на соответствующем скриншоте ниже.

Отчет о государственных испытаниях САМ-14 (титульный лист).

Конструктивно САМ-14 также, как и базовый САМ-5, представлял собой одномоторный свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом. Конструкция деревянная, с фанерной и полотняной обшивкой. Крыло трапециевидной формы, в отличии от санитарного серийного САМ-5бис, не поддерживалось подкосами. Силовая установка с кабиной пилота находилась в передней части фюзеляжа. В центральной части располагался пассажирский отсек, где могло размещаться до 6 человек. В случае необходимости он мог быть переоборудован для перевозки различных грузов. Оперение классическое- однокилевое. Элероны и рули высоты оснащались триммерами. В целом испытания были признаны успешными, однако в конце 1939 годы производство двигателя МВ-4 было свернуто. В отдельных источниках отмечают, что двигатель не был доведен до должного уровня надежности (была выявлена тряска), а его эксплуатация в зимнее время года оказалось затруднительной. В связи с этим САМ-14 в серийное производство не передавался. С началом Великой Отечественной войны, Советские Военно-воздушные силы испытывали острую нехватку самолетов ударной авиации. В связи с этим рассматривались различные варианты насыщения войсками легкими и дешевыми изделиями, которые можно было бы построить быстро и в достаточных количествах. Одним из таких проектов являлся САМ-14ш, который представлял собой ударную модификацию гражданского самолета САМ-14. Предполагалось применять его только в спецификации ночного штурмовика. В качестве силовой установки на САМ-14ш должны были установить двигатель М-11Д. Экипаж состоял из двух человек- летчика и стрелка. В средней части фюзеляжа предусмотрели размещение бомбоотсека. В состав вооружения ночного штурмовика должны были войти два крыльевых 7,62-мм пулемета ШКАС (Ссылка на статью) с суммарным боекомплектов в 1000 снарядов, реактивные орудия типа РО-82 или РО-132, а также до 150 кг бомб. В перегрузку рассчитывалась что самолет сможет брать до 400 кг бомб различного калибра (в том числе и ФАБ-100). Также предполагалось оборудовать машину оборонительной стрелковой установкой под пулемет ШКАС (с боекомплектом в 500 снарядов).

Схема легкого ночного штурмовика САМ-14ш.
Схема легкого ночного штурмовика САМ-14ш.
Схема легкого ночного штурмовика САМ-14ш.

Согласно расчетам конструкторы планировали получить максимальную скорость в 220 км/ч. Дальность полета должна была составить около 620 км, а практический потолок 4200 метров. Эскизный проект этого изделия был предоставлен для изучения в НИИ ВВС в апреле 1942 года. Однако по результатам рассмотрения он был отклонен. Основные замечания касались слабой схемы бронирования и недостаточной проработки системы вооружения. Также военные специалисты посчитали что предполагаемые летные данные несколько завышены и не могут быть получены на практике. Несмотря на все возражения главного конструктора и приводимые им контраргументы, решение свернуть разработку было окончательным. Проект САМ-14ш остался в разряде нереализованных. К тому времени уже наладили массовый выпуск штурмовиков Ил-2, а для решения задач в ночное время суток применяли специальные модификации У-2. Стоит отметить, что в 1943 году на базе САМ-5, построили новую модификацию легкого одномоторного многоцелевого самолета под индексом САМ-25. Речь о нем уже пойдет в одной из следующих публикаций.

Опытный образец самолета САМ-14. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Опытный образец самолета САМ-14. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Опытный образец самолета САМ-14. Источник фото: http://www.airwar.ru/

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.airwar.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга В. Р. Котельников. Отечественные поршневые моторы, книга Самолетостроение в СССР с 1917 по 1945 годы. Издательство ЦАГИ, книга О. В. Растренин. Советское авиационное вооружение, Отчет о государственных испытаниях самолета САМ-14 с двигателем МВ-4 (зимний вариант).

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).