18,7K подписчиков

Советский фронтовой разведчик МиГ-15Рбис.

1,7K прочитали

Добрый день. В начале пятидесятых годов знаменитые фронтовые истребители МиГ-15 стали основной советских Военно-воздушных сил. Самолет оказался исключительно удачным и отлично себя зарекомендовал как в ходе повседневной эксплуатации, так и во время боевых действий (к примеру в Корейском конфликте). Конструкторы и инженеры ОКБ-155 непрерывно вели работу по дальнейшему совершенствованию этого истребителя, подготавливая новые специальные модификации. Большая часть из них оставалась в разряде экспериментальных и применялась для отработки тех или иных технических решений и новшеств, но были и отдельные исключения. В частности было принято решение расширить функциональные возможности машины, путем создания ближнего фронтового разведчика. О нем сегодня и пойдет речь. Данная модификация (изначальное обозначение "СР") была разработана в начале 1950 года, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 апреля и приказа МАП от 28 апреля. В качестве базы использовали улучшенный истребитель МиГ-15бис.

Самолет МиГ-15Рбис. Автор фото: Михаил Мизикаев. Источник: https://russianplanes.net/
Самолет МиГ-15Рбис. Автор фото: Михаил Мизикаев. Источник: https://russianplanes.net/

Первый опытный экземпляр нового разведчика был подготовлен на заводе № 21 к лету 1950 года. После чего его передали сначала на заводские, а после на государственные испытания, которые проводились в ГК НИИ ВВС. В ходе их проведения были выявлены определенные недостатки в конструкции и в функционировании некоторых бортовых систем (к примеру в системе кондиционирования воздуха в кабине летчика). Также требовалось провести дополнительные работы по увеличению дальности полета, путем установки новых подвесных топливных баков емкостью по 600 литров топлива. После устранения всех замечаний и внесения необходимых изменений, самолет был рекомендован к принятию на вооружение. Конструктивно разведчик представлял собой тот же МиГ-15бис, но с некоторыми отличиями в компоновке, новым фотооборудованием и усеченным составом вооружения (убрали одну 23-мм пушку). Разведчик оборудовали плановой фотоустановкой под автоматический аэрофотоаппарат АФА-БА/40.

Для справки. Аэрофотоаппарат АФА-БА/40. Представлял собой автоматическую фотокамеру с дистанционным управлением (с помощью командного прибора), которая предназначалась для фотографирования как отдельных, так и групповых объектов, маршрутов, а также для контроля бомбометания. Камера могла работать как в режиме одиночной съемки, так и сериями. Формат снимков- 13 x 18 см, фокусное расстояние- 40 см. Число снимков- 200 единиц. Аэрофотоаппарат работать в диапазоне температур от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия. Применялся на различных самолетах начала пятидесятых годов, к примеру на таких как МиГ-15Рбис и Ту-14.

Помимо нее, в состав фотооборудования самолета, входил собственно аэрофотоаппарат АФА-БА-40 (камера с кассетой, командный прибор КПУ-1 и фильтр ФТ-14), набор кронштейнов для крепления, механизм УР-7м для дистанционного управления створкой фотолюка и некоторые другие элементы (сигнальные лампы, автомат защиты сети и т. д.). Общая схема размещения фотооборудования приведена на скриншоте ниже.

Схема размещения фотооборудования на разведчике МиГ-15Рбис.
Схема размещения фотооборудования на разведчике МиГ-15Рбис.

Рама фотоустановки располагалась под полом кабины на уровне между шпангоутами номер 8а и 9. Крепилась она с помощью съёмных кронштейнов, которые фиксировались на три шпильки. Командный прибор КПУ-1 находился в кабине по правому борту. По левому борту был установлен щиток дистанционного управления фотоаппаратом и створкой фотолюка. В нижней части приборной доски находились сигнальные лампы типа СЛЦ-45, которые оповещали летчика об открытом положении створки фотолюка и непосредственной работе фотоустановки.

Серийное производство данного разведчика осуществлялось на заводе № 21 в Горьком. Соответствующий приказ за номером 26 вышел 15.08.1951 года. Машина выпускалась под индексом "55". Первые серийные экземпляры были готовы в октябре, после чего их облетали заводские испытатели. К примеру, первый полет машины с номером 55-0101 состоялся 13 октября, а 20 октября в воздух подняли второй серийный самолет с номером 55-0102. Всего до конца года было собрано 64 экземпляра, а в следующем году заказчику передали еще 300 машин. После чего их производство было свернуто. Нельзя сказать что МиГ-15Рбис оказал какое-то значимое влияние на развитие разведывательной авиации. Гораздо большее предпочтение тогда отдавалось модификации реактивного бомбардировщика Ил-28Р, который обладал гораздо большими возможностями. Он и стал основой советской фронтовой разведывательной авиации в пятидесятых годах.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://russianplanes.net/, http://www.photohistory.ru/, книга Самолет МиГ-15. Техническое описание под редакцией А. Г. Брунова, книга Р. А. Беляков. Самолеты "МиГ", книга Я. А. Исаенко, Н. Д. Левадный, А. М. Элькинбард. Летчики, испытания, самолеты, книга Н. В. Якубович. Истребитель МиГ-15. Гроза Летающих крепостей, Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию фотооборудования разведчика МиГ-15Рбис.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).