Специальное оборудование многоцелевого самолета Су-2.

3k full reads
5,5k story viewsUnique page visitors
3k read the story to the endThat's 54% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Добрый день. Продолжим непосредственно техническую часть обзора по советскому многоцелевому самолету Су-2. Ранее по этой теме уже вышли две публикации, где было рассказано про его общую конструкцию (Ссылка на статью) и особенности винтомоторной группы с использованием двигателя М-88 (Ссылка на статью). На очереди рассмотрение специального оборудования. Еще на этапе проектирования, разработчики должны были подобрать и грамотно разместить все приборы, различные узлы и элементы, необходимые для решения определенных задач. Кроме того требовалось обеспечить удобство при их непосредственном использовании во время полета, а также при проведении наземного обслуживания. Все размещенное на Су-2 специальное оборудование можно было разделить на следующие категории:

  • Приборное оборудование;
  • Радиооборудование;
  • Кислородное оборудование;
  • Фотооборудование.

Считаю что будет правильным в рамках этой же публикации затронуть и электросистему самолета. Основным источником электроэнергии являлся генератор ГС-1000, который устанавливался непосредственно рядом с силовой установкой.

Схема генератора ГС-1000 в двух проекциях.
Схема генератора ГС-1000 в двух проекциях.
Схема генератора ГС-1000 в двух проекциях.

Вторым источником питания являлся подключенный параллельно аккумулятор 12А-30 емкостью 30 А/ч. Он устанавливался в специальном отсеке с правой стороны центроплана. Для поддержания постоянного напряжения в бортовой сети использовалась регуляторная коробка типа РК-32-1000. Она размещалась в кабине второго члена экипажа. Еще одним важным элементом электросистемы был электрощиток. Через него осуществлялось управление установленным электрооборудованием. Там находились реостаты освещения кабины и приборной доски, различные выключатели (для фар, для стрелкового вооружения) и некоторое другое оборудование. Размещался электрощиток на правой панели в кабине летчика. Для контроля напряжения и силы тока в сети, у штурмана и пилота устанавливались соответствующие приборы (вольтамперметр и вольтметр). Стоит отметить что у штурмана также находились и другие элементы управления электрооборудованием. Это различные выключатели ламп, фар, сигнальные индикаторы положения шасси, амперметр рации и т. д. Монтаж проводки был осуществлен проводами марки ЛПРГС (разного сечения) с медной токопроводящей жилой и резиновой изоляцией. Все провода находились в гибких экранированных шлангах, трубах или металлической оплетке. Для их нумерации применялись специальные бирки. Основными потребителями электроэнергии на самолете являлись лампы подсветки, бортовые и хвостовые огни, фары, электрический бензиномер, радиооборудование (радиостанция и самолетное переговорное устройство), освещение прицела, аэрофотоаппарат, электротермометр наружного воздуха и т. д. Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению установленного оборудования.

Рисунок многоцелевого самолета Су-2. Источник: https://w-dog.ru/
Рисунок многоцелевого самолета Су-2. Источник: https://w-dog.ru/
Рисунок многоцелевого самолета Су-2. Источник: https://w-dog.ru/

Состав приборного оборудования.

Самолет Су-2 оснащался всем приборным оборудованием, необходимым для успешного решения поставленных задач. Установленное оборудование можно было разделить на две большие группы. Это пилотажно-навигационные и контрольные приборы. В кабине пилота оборудование было размещено на центральной приборной доске и на двух специальных пультах, которые были смонтированы вдоль бортов. Центральная приборная панель состояла из рамы на которую крепилось четыре легкосъемных щитка. И уже на них непосредственно размещалось само оборудование. Среди установленных приборов можно отметить: авиагоризонт, высотомер (до 12000 метров), трехстрелочный индикатор, вариометр, часы "АВР", вольтметр, различные указатели (к примеру указатель скорости), лампы сигнализации и т. д..

Схема конструкции трехстрелочного индикатора.
Схема конструкции трехстрелочного индикатора.
Схема конструкции трехстрелочного индикатора.
Для справки. Трехстрелочный индикатор. Представлял собой комбинированный прибор, который объединял показания манометра масла, манометра бензина и термометра. На общем циферблате находились три шкалы. На каждой из них перемещалась своя стрелка для указания измеряемой величины. Диапазон значений шкалы манометра масла составлял от 0 до 15 атмосфер, манометра бензина- от 0 до 0,8 атмосфер, а диапазон шкалы термометра составлял от 0 до 125 градусов Цельсия.

Кабина второго члена экипажа также оснащалась определенным оборудованием, которое размещалось на отдельной приборной доске. Там располагались такие приборы как указатель скорости, высотомер, указатель поворотов, электро-термометр и часы.

Приборная панель в кабине штурмана.
Приборная панель в кабине штурмана.
Приборная панель в кабине штурмана.

Стоит отметить что работу части оборудования обеспечивали установленные трубка Пито и трубка Вентури.

Радиооборудование.

В состав радиооборудования самолета входила радиостанция РСБ (Ссылка на статью) и самолетное переговорное устройство типа СПУ-2.

Авиационный передатчик РСБ. Источник фото: https://wwii.space/
Авиационный передатчик РСБ. Источник фото: https://wwii.space/
Авиационный передатчик РСБ. Источник фото: https://wwii.space/
Для справки. РСБ представляла собой приемо-передающую коротковолновую симплексную радиостанцию предназначенную для осуществления двухсторонней радиосвязи самолетов бомбардировочной авиации как между собой, так и с наземными станциями. В ее состав входил передатчик РСБ, приемник УС, распределительная коробка, манипуляционный пульт, модуляторно-дуплексный блок, комплект соединительных кабелей, умформеры РУН-225, РУН-75А и РУН-10А. Общий вес радиостанции составлял 56 кг.

На самолете Су-2 радиостанция устанавливалась в кабине штурмана. Все основные агрегаты радиостанции (за исключением умформеров) располагались рядом с его рабочим местом. Умформеры приемника и передатчика размещались в хвостовой части фюзеляжа. Антенна радиостанции жесткая, однолучевая. Она натягивалась от киля до мачты, которая находилась в передней части фюзеляжа. Длина антенны составляла 5500 мм. Общая монтажная схема радиооборудования приведена на скриншоте ниже.

Общая монтажная схема радиооборудования на самолете Су-2.
Общая монтажная схема радиооборудования на самолете Су-2.
Общая монтажная схема радиооборудования на самолете Су-2.

Что касается СПУ-2, то это устройство предназначалось для осуществления телефонной связи между членами экипажа. Аппарат летчика размещался по правому борту, а аппарат второго члена экипажа у столика. Между собой они соединялись через комплект проводов в металлической оплетке. Оба абонентских аппарата имели амортизацию в виде специальных резиновых втулок. Питание оборудования осуществлялось от бортовой сети в 26 В. Монтажная схема СПУ-2 приведена на скриншоте ниже.

Монтажная схема самолетного переговорного устройства СПУ-2.
Монтажная схема самолетного переговорного устройства СПУ-2.
Монтажная схема самолетного переговорного устройства СПУ-2.

Кислородное оборудование самолета.

Что касается кислородного оборудования, то оно предназначалось для дозированного обогащения кислородом вдыхаемого экипажем воздуха в условиях высотного полета (в диапазоне высот от 4000 до 12000 метров). В его состав входило два 4-х литровых хромансилевых баллона с запорными вентилями, два дыхательных шланга с кислородными масками, два кислородных прибора КПА-3 с манометром и индикатором кислородного потока (ИКП), двух цилиндрических присосков и набора трубопроводов. Первый трубопровод (высокого давления) прокладывался от баллона до кислородного прибора КПА-3. Второй трубопровод (низкого давления) уже шел от самого прибора до цилиндрического присоска. Дыхательный шланг одним концом крепился к кислородному присоску, а вторым- с маской. Принципиальная схема кислородного оборудования приведена на соответствующем скриншоте ниже. Стоит отметить что эта схема одного комплекта оборудования, предназначенного для одного члена экипажа.

Принципиальная схема кислородной установки.
Принципиальная схема кислородной установки.
Принципиальная схема кислородной установки.

Кислородные баллоны крепились на специальные хомуты и находились за спинкой пилота и за оборонительной турелью у правого борта. КПА-3 для летчика устанавливался на левом пульте под доской приборов. Крепился он на специальный кронштейн. Цилиндрический присосок же крепился на седьмом шпангоуте, слева от сиденья. Кислородный прибор состоял из двух основных узлов и набора дополнительных агрегатов (штуцер, клапан, манометр и т. д.). К основным узлам этого прибора относились редуктор высокого и редуктор рабочего давления. Первый предназначался для понижения давления кислорода из баллона со 150 атмосфер до 8 атмосфер. Второй же создавал рабочее давление путем воздействия на его конструктивные элементы анероидной системы. Общий вид прибора КПА-3 приведен на скриншоте ниже.

Общий вид прибора КПА-3.
Общий вид прибора КПА-3.
Общий вид прибора КПА-3.

Фотооборудование.

На самолете Су-2 применялся аэрофотоаппарат АФА-13 с фокусным расстоянием 300 мм и форматом аэроснимков 18 x 18 см, который был разработан еще в 1931 году под руководством конструктора П. Ф. Полякова. Размещался он на специальной фото-турели, установленной в кабине штурмана у правого борта. Фотоустановка могла осуществлять как плановую, так и перспективную съемку (аэрофотоаппарат при этом находился в разных положениях).

Аэрофотоаппарат АФА-13 в положении для плановой съемки.

Управление работой аэрофотоаппарата было дублированным. Оно осуществлялось либо при помощи командного прибора, либо вручную. Устанавливался командный прибор по левому борту и крепился в обшивке самолета. Там же, на специальном кронштейне, находились и узлы ручного управления. Питание фотооборудования осуществлялось от штепсельной розетки установленной по правому борту. В одном из источников отмечается, что на Су-2 была смонтирована универсальная фотоустановка состоящая из четырех стоек и специальной рамы. Она позволяла в случае необходимости осуществлять установку и таких аэрофотоаппаратов как АФА-1, НАФА-19 и АФА-Б. Общая монтажная схема фотооборудования приведена на соответствующем скриншоте ниже.

Монтажная схема аэрофотоаппарата АФА-13 на самолете Су-2.
Монтажная схема аэрофотоаппарата АФА-13 на самолете Су-2.
Монтажная схема аэрофотоаппарата АФА-13 на самолете Су-2.

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://projects.rusarchives.ru/, https://wwii.space/, https://w-dog.ru/, https://aviarestorer.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга Документальное изложение истории самолета АНТ-51, книга НКАП СССР. Авиамоторы М-105ПА, М-105РА, М-105ПФ и М-105РФ, книга Самолетостроение в СССР с 1917 по 1945 годы. Издательство ЦАГИ, книга Временное техническое описание самолета ББ-1 с двигателем М-88, книга Д. А. Браславский, С. С. Логунов. Авиационные приборы, книга Д. Б. Хазанов. Су-2 принимает бой, книга И. Н. Герасев. Самолет СБ-2М100А. Конструкция и эксплуатация, Краткие указания по монтажу аэрофотоаппаратов на самолетах, Справочник по радиостанциям применяемым в ВВС СССР, книга Б. И. Брустин, С. С. Гилев, В. С. Семенов, Ю. К. Юцевич. Аэрофотооборудование самолетов.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).