Тяжелый истребитель Петлякова Пе-3 и его модификации.

945 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
945 read the story to the endThat's 74% of the total page views
3 minutes — average reading time

Во время Второй мировой войны развитие истребительной авиации приобрело стремительные обороты. Основные градации в направлениях развития можно было выделить следующие. Это легкие одномоторные истребители, создаваемые преимущественно для выполнения различных боевых операций над линией фронта. Второе направление — это тяжелые двухмоторные машины, обладающие большим радиусом действия по сравнению с одномоторными и выполняющие в основном функции дальнего сопровождения и перехватчиков. И если первому направлению в структуре Советских ВВС отдавалось приоритетное значение, то тяжелые истребителю по ряду причин оставались в тени своих легких одномоторных визави. И сегодня мы поговорим как раз о тяжелых советских истребителях. Рассмотрим семейство наиболее интересных представителей данного класса.

Первый опытный Пе-3.
Первый опытный Пе-3.
Первый опытный Пе-3.

Единственным тяжелым самолетом, выпускавшимся серийно, являлся истребитель Петлякова Пе-3. Он имел лишь ограниченную серию (примерно 200 машин), которая была выпущена ввиду максимальной унификации истребителя с массовым серийным бомбардировщиком Пе-2. Разработкой машины занимался московский авиационный завод 39. Переработка Пе-2 в истребительный вариант была выполнена в кратчайшие сроки. Были установлены дополнительные топливные баки в бомболюке, а также на месте кабины стрелка радиста. В результате внесенных изменений дальность полета превысила 2000 км. Также изменения коснулись наступательного вооружения. Заменили и радиостанцию с РСБ-бис на РСИ-4.

Радиостанция РСИ-4.
Радиостанция РСИ-4.
Радиостанция РСИ-4.

С целью облегчения конструкции был удален радиополукомпас. На Пе-3 впервые в СССР установили и опробовали ультрафиолетовое освещение в кабине экипажа и фосфоресцирующие составы на шкалах приборов.

Первый опытный Пе-3.

Тактико-технические характеристики истребителя Пе-3.

На испытаниях в НИИ ВВС получили следующие летно-технические характеристики: максимальную скорость на высоте 5000 м - 530 км/ч, потолок - 8800 м и максимальную дальность полета - 2150 км. Полученные результаты признали успешными и 14 августа началось серийное производство истребителя, который продолжался до начала 1942 года. Изначально самолет создавался в качестве барражирующего перехватчика, предназначенного для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками противника. Однако реалии войны заставили применять дальний истребитель Пе-3 для самых разнообразных задач- от ночного перехвата и разведки, вплоть до штурмовки колонн войск наступающего противника.

Истребитель Пе-3 на взлете.
Истребитель Пе-3 на взлете.
Истребитель Пе-3 на взлете.

Боевое применение и опыт эксплуатации.

Первую победу в воздушном бою истребитель Пе-3 одержал 3 октября 1941 года. Им был уничтожен немецкий бомбардировщик Ju. 88. В основном в начале войны Пе-3 несли службу в системе ПВО Москвы, позже один из истребительных полков (95-й ИАП) был переведен в состав Северного флота. Также истребителями Пе-3 с установленными аэрофотоаппаратами АФА-Б укомплектовывались отдельные разведывательные эскадрильи. В период подготовки операции на окружение 6-й немецкой армии в районе Сталинграда Пе-3 участвовал в фотографировании оборонительных позиций немецких, румынских и итальянских войск.

Истребитель Пе-3 в полете.
Истребитель Пе-3 в полете.
Истребитель Пе-3 в полете.

В процессе эксплуатация в строевых частях проходила модернизация базовой модели истребителя. В частности, устанавливались пушки ШВАК и пулеметы УВТ. Многие Пе-3 получили ракетное вооружение: четыре пусковых установки РО-82, а некоторые - еще и пару РО-132. Модификации с установленным разведоборудованием носили индекс Пе-3Р.

Установка пушки ШВАК на Пе-3.
Установка пушки ШВАК на Пе-3.
Установка пушки ШВАК на Пе-3.

Модификация Пе-3бис.

В последствии с целью улучшения отдельных тактико-технических характеристик и повышения боевых и эксплуатационных качеств была разработана модификация истребителя Пе-3бис. Создавалась она в Иркутске в конце 1941 года. Его серийный выпуск был начат в апреле 1942 года и продолжался он до начала 1943 года. Всего было выпущено около 150 самолетов. С осени 1942 года предприятие, на котором осуществлялся выпуск Пе-3бис было перепрофилировано на производство бомбардировщиков Ил-4. Ввиду малой серии Пе-3бис во многом использовался в качестве отладочной машины. На нем опробовались те или иные изменения, которые потом внедрялись в массовом производстве бомбардировщиков Пе-2. В частности, на нем были опробован новый фонарь кабины, новые стойки шасси, была усовершенствована бензосистема (вместо азота использовались охлаждённые выхлопные газы). На Пе-3бис консоли крыла оснастили автоматическими предкрылками и увеличили бронирование. Изменениям подвергся и состав вооружения, по сравнению с базовым вариантом Пе-3. Вместо пулеметов БК в носовой части установили два пулемета УБК (по 250 патронов на ствол) и пушку ШВАК с боезапасом 250 патронов. По сравнению с базовым вариантом Пе-3 его модификация получила противопрожекторные шторки на все стекла кабины, а также противообледенительную систему на винты и лобовое стекло фонаря.

Истребитель Пе-3бис.

На базе Пе-3бис также был разработан разведывательный вариант с тем же индексом Пе-3Р. Часть самолетов Пе-3бис была переоборудована в ночные перехватчики, оснащенные радиолокаторами "Гнейс-2" и даже подкрыльевыми прожекторами. По окончании войны сохранившиеся самолеты Пе-3бис продолжали нести службу в морской авиации до конца 1940-х годов.

Модель истребителя Пе-3бис.

Модификация Пе-3М.

Существовала еще одна опытная модификация истребителя Пе-3, разработанная в ОКБ Мясищева под индексом Пе-3М. Она имела другой состав вооружения (две 20-мм пушки ШВАК, три 12.7-мм пулемета БС и два гранатомета ДАГ-10 ) и новый двигатель (ВК-105ПФ). На испытаниях, которые прошли в 1944 году он показал хорошие результаты, но тем не менее серийно данный истребитель на строился.

Истребитель Пе-3М.
Истребитель Пе-3М.
Истребитель Пе-3М.

Подводя итоги после подробного рассмотрения семейства истребителей Пе-3 можно сделать следующие выводы. Безусловно он оставил след в истории развития Советских ВВС, однако все же его влияние на ход боевых действий ввиду малочисленности было ограниченным. В отличии от ВВС наших союзников, США и Великобритании, советское командование отдавало предпочтение легким одноместным истребителям. Да и объективно говоря на начальном оборонительном этапе войны они нам были более необходимы. И то что все силы советской оборонной промышленности были брошены на их массовое производство стало верным и вполне оправданным решением.

Для написания статьи использовались материалы с сайтов: http://www.airwar.ru/, https://karopka.ru/ , http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/
Уважаемые читатели подписывайтесь на канал, ожидайте выхода новых публикаций.