Тяжелый истребитель Таирова Та-3. Несостоявшаяся гроза панцерваффе.

4,7k full reads
6,2k story viewsUnique page visitors
4,7k read the story to the endThat's 76% of the total page views
2 minutes — average reading time

В конце тридцатых годов возникла необходимость в качественном переосмыслении дальнейших путей развития военно-воздушных сил. Нередко возникали смелые идеи по разработке тех или иных типов самолетов. Одну из таких идей предложил ученик Поликарпова авиаконструктор Таиров. Заключалась она в создании многоцелевого одноместного двухдвигательного бронированного истребителя, который можно было применять также и в качестве штурмовика. Инициатива конструктора получила одобрение среди военного руководства ВВС и было принято решение о начале работ по созданию опытного истребителя-штурмовика.

 Истребитель Та-3.
Истребитель Та-3.
Истребитель Та-3.

Разработка и первый этап испытаний.

Самолет получил рабочий индекс ОКО-6. В марте 1939 года, после рассмотрения комиссией ВВС был утвержден макет истребителя. Летом того же года вышло постановление, в соответствии с которым предписывалось построить два экземпляра истребителя для проведения его испытаний. В декабре первый экземпляр был построен и передан в ЦАГИ для проведения продувок в аэродинамических трубах. Первый полет доведенный самолет совершил 21 января 1940 года. На первом этапе государственных испытания самолет оснащался двумя двигателями М-88. Впоследствии их решено было заменить на другие двигатели. В разное время на опытные варианты устанавливались моторы М-88Р, М-89, М-90. По результатам начальных испытаний были выявлены некоторые недостатки в продольной и путевой устойчивости.

Истребитель ОКО-6.
Истребитель ОКО-6.
Истребитель ОКО-6.

Эти проблемы были решаемы и руководство НКАП постановило подготовить завод 43 серийного производства. Самолет типа ОКО-6 военным был крайне необходим. Летом сорокового года на первом экземпляре ОКО-6 проводились необходимые работы по устранению недостатков полученных в ходе испытаний. В частности, был удлинен фюзеляж, установлено новое оперение. Самолет был передан в ЦАГИ для проведения повторных статических испытаний. Тогда же был построен и второй экземпляр ОКО- 6 бис с редукторными моторами М-88Р. С октября начались его вылеты в рамках новой программы испытаний. В декабре истребитель получил наименование Та-1.

Истребитель Та-3 бис.

14 января 1941 года в полете случилась авария и самолет был потерян. Но несмотря на это государственные испытания посчитали завершенными. За все время оба экземпляра выполнили 120 полетов. Летные данные истребителя были весьма впечатляющими и превосходили показатели имеющихся на данный момент серийных машин. К тому же со слов Таирова в случае установки более мощных моторов характеристики можно будет получить гораздо выше. По оценке летчиков испытателей, самолет был прост в управлении и легок в освоении для ускоренной подготовки строевых пилотов. Отмечалась высокая живучесть винтомоторной группы, хорошее бронирование кабины пилота, хорошая ремонтопригодность и простота в эксплуатации. Главный конструктор желал скорейшего производства небольшой серии для проведения войсковых испытаний.

Второй этап испытаний.

Несмотря на нормальное отношение к данному проекту форсировать работы по нему так и не удалось. Решено было провести дополнительные испытания с установкой других двигателей (М-89 и М-90) с разным набором вооружения. На первом варианте Та-3 в дополнение к 4 ШВАК добавили 2 ШКАС. На втором варианте (для борьбы с бронетехникой) установили одну крупнокалиберную 37 мм пушку ШФК-37, две 23 мм пушки МП-6 и два пулемета ШКАС.

Носовые пулеметы Та-3.

Опять началась череда новых испытаний и бесконечной бюрократической и производственной волокиты. Время шло, уже началась война и это также накладывало свои жесткие коррективы. В конечном итоге ЛИИ НКАП утвердило рекомендацию самолета к серийному производству.

Носовые пулеметы Та-3.

Но несмотря на это запуск в серию так и не состоялся. 29 октября 1941 в авиакатастрофе погибает главный конструктор Таиров. По сути это и стало ключевой причиной отказа от данного истребителя. Несмотря на гибель Таирова самолет все же доработали и снова передали на итоговые испытания в мае 1942 года. Но время уже было упущено. Опять возникли предложения замены двигателя на другие варианты, которые закончились в итоге ничем. ВВС Красной армии так и не получили мощный двухдвигательный истребитель-штурмовик.

ТТХ истребителя Та-3 бис.
ТТХ истребителя Та-3 бис.
ТТХ истребителя Та-3 бис.

Та-3 несомненно бы пригодился как на начальном этапе войны для борьбы с танковыми колоннами, так и на завершающем этапе в качестве самолета прикрытия для наших бомбардировщиков. Остается лишь сожалеть что череда трагических событий и отсутствие жестких, волевых решений с бесконечным затягиванием разработки привели к такому исходу.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://www.airwar.ru/ , http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/ , http://aviadejavu.ru/
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых материалов. Также рекомендуем вам ознакомиться со схожими материалами по данной тематике.
Дальний истребитель МиГ-5.
Тяжелый истребитель Пе-3.