115-летие со дня рождения художника Евгения Кибрика

21 February

📅 Звуковой Календарь 21/02/2021

115-летие со дня рождения художника Евгения Кибрика

Художник-живописец, график, иллюстратор, педагог, народный художник СССР Евгений Адольфович Кибрик с детства тянулся к изобразительному искусству. Уехал учиться в Одессу, в художественный институт. Позднее занимался в Ленинградском Высшем художественном институте (ВХУТЕИН – 1925 – 1927 гг.). В 1927 – 1930 гг. стал активным членом объединения П.Н.Филонова «Мастера аналитического искусства» - МАИ, был учеником Филонова. В это время Кибрик участвовал в общей работе коллектива МАИ – оформлении ленинградского Дома печати, написал панно «Новый быт». Филонов (1883 – 1941 гг.) сам себя называл художником-исследователем. В 1920-х гг. он был одним из лидеров советского авангарда. Филонов – основатель, теоретик, практик «аналитического искусства» - особого направления живописи и графики. Филонов встретил революцию 1917 г. восторженно. Расцвет творчества Филонова приходится на 1930-е гг., но, одновременно, он обвинялся в формализме, в контрреволюционной тяге к непонятному искусству. Так, он был лишен заказов, работы и, таким образом, выброшен из художественной жизни страны, лишен права преподавать. Велась жесточайшая травля художника в печати. Филонов умер в блокадном Ленинграде.

Летом 1930 г. Кибрик порвал со школой Филонова, считал этот путь ошибочным и формалистичным. В это время Кибрик получал заказы, продолжал активно работать в газетах и журналах, делал рисунки к антирелигиозным листовкам, оформлял обложки книг. До 1931 г. работал в организованной им в Москве Изостудии рабочей молодежи (Изорама). Молодой художник, Кибрик искал ответ на вопрос: «каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением?». В своей книге «Работа и мысли художника» Кибрик написал:

«Была какая-то неясность, противоречивость, неуверенность в преподавании искусства в Академии в те годы. (…) Безусловно, для всех предполагалось, что современное искусство должно быть каким-то новым, ничем не похожим на старое, дореволюционное искусство, бывшее в наших глазах таким же «буржуазным», как все, без исключения предшествовавшее революции. Новым – мы считали все; но каким конкретно?».

В 1932 г. Кибрик оставляет Изорам, занимается журнальной и книжной графикой. Первой серьезной работой Кибрика как иллюстратора были рисунки к повести Ю.Тынянова «Подпоручик Киже» - это предложил ему директор ленинградского Издательства писателей. Между прочим, эти ранние иллюстрации к «Поручику Киже» созданы еще под влиянием методики аналитического искусства Филонова. В это время выходят книги с иллюстрациями Кибрика «Тяжелый дивизион» А.Лебеденко, «Невская повесть» Д.Лаврухина, «Падение Кимас-озера» Г.Фиша, иллюстрации к «Сказкам А.С.Пушкина», к рассказам Б.Лавренева.

Кибрик предпочитал технику рисунка углем и карандашом, а также технику литографии. Это - сложная техника, литографию нельзя стереть резинкой и исправить, лучше всего вообще дважды не прикасаться к одному месту. Поэтому Кибрик старался не терять «энергию исполнения и в то же время быть точным и экономным, не допускать графической болтовни». Кибрик завоевал известность как художник книги. В своих работах художник сочетал монументальные эпические формы и мотивы с мягкостью световых эффектов. Наиболее значительные графические циклы Кибрика – серии романтических иллюстраций к «Кола Брюньону» Р.Роллана (1934 – 1936 гг.), к «Легенде о Тиле Уленшпигеле» Ш. де Костера (1937 – 1938 гг.), к «Тарасу Бульбе» Н.Гоголя (1943 – 1945 гг.), к русским героическим былинам (1948 – 1950 гг.), в образах богатырей автор выразил силу духа русского народа. Со временем сложился у Кибрика собственный метод работы над иллюстрациями: доскональное чтение, изучение книги; скрупулезный сбор материала; далее – этап эскизов; вынашивание в воображении образов героев; и затем – взрывное выполнение оригинала с большой долей импровизационности. Известный художник Ю.Пименов пишет о Кибрике:

«Он рисовальщик и живописец, мастер литографии и акварели, он выражает героические чувства и нежные лирические интонации, живет в своем времени и уходит в далекое историческое прошлое».

В начале весны 1942 г. Кибрик находился в Самарканде – руководил графической мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. В сентябре 1943 г. он был командирован Комитетом по делам искусств в Сталинград для создания зарисовок разрушенного города. Кибрик писал:

«В Сталинграде не осталось ни одной крыши, в нем никто не жил. Крое-где только в землянках обитали бывшие жители, вернувшиеся на пепелище восстанавливать разрушенный город. (…) Страшные руины увидел я на месте бывшего города. … Земли не было видно. Все покрыто толстым слоем боевого железа – осколками снарядов, стреляными гильзами, … мятыми касками. Там и тут валялись погнутые железные кровати. Они, как символ человеческого обитания, виднелись на этажах бывших квартир, сейчас открытых ветру из-за обвалившихся наружных стен. (…) Все это я рисовал, думая: потомки должны знать, что такое фашизм в действии… Среди развалин стояло дерево, в ствол которого попал снаряд, расщепив и изуродовав его. Это дерево я увидел как образ войны, поголовного «тотального» разрушения и нарисовал его». Так была создана серия графических листов «Сталинград».

С 1943 г. Кибрик жил и творил в Москве. Тема «человек и революция» волновала Кибрика всегда, и художник создал в 1947 г. образцы соцреалистической графики – серию из семи станковых листов «В.И.Ленин в 1917 г.». К этой теме он возвращался практически до конца жизни – в 1972 г. Кибрик закончил четыре живописные картины, объединенные в серию «1917 год»: «Накануне», «Восстание», «Победа» и «Жертвы», а также несколько графических портретов Ленина. Увлекла Кибрика и тема гражданской войны – он создал иллюстрации к роману Н.Островского «Как закалялась сталь» (1953 – 1956 гг.).

В 1950-х гг. художник увлекся живописью маслом и акварелью, создал серии рисунков и акварелей по впечатлениям зарубежных поездок – «По Франции», «По Италии», пишет пейзажи Подмосковья и др. В этот же период Кибрик снова обратился к прошлому нашей страны. Об этом свидетельствует работа его к драме Пушкина «Борис Годунов» (1959 – 1964 гг.). Последней законченной работой Кибрика была серия иллюстраций к повести Гоголя «Портрет» (1973 – 1977 гг.). После этого Кибрик решил иллюстрировать «Отелло» В.Шекспира. Евгений Адольфович успел сделать наброски свой будущей работы, которая прервалась из-за его внезапной кончины.

Евгений Адольфович Кибрик внес большой вклад в книжную графику, создав серии иллюстраций к произведениям русской, советской и зарубежной графики. В статьях о творчестве Кибрика подчеркивается, что в его иллюстрациях ему удается передать живое ощущение места действия, природы и характера героя.

Послушайте фрагменты воспоминаний художника Евгения Адольфовича Кибрика о годах юности, о начале творческой карьеры. Запись 1970 г. доступна для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/21-02-2021

115-летие со дня рождения художника Евгения Кибрика

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.