дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

90-летие композитора Александры Николаевны Пахмутовой

9 November 2019

📅 Звуковой Календарь 09/11/2019

Александру Николаевну Пахмутову, народную артистку СССР называют композитором столетия. Она с детства отличалась исключительной музыкальной одаренностью, мелодии сочиняла с трех лет. Отец ее играл на аккордеоне, фортепиано, скрипке и других музыкальных инструментах. Так что звуки музыки девочка слышала с рождения. В пять лет сочинила пьесу для фортепиано "Петухи поют". С семи лет (1936 г.) и до начала Великой Отечественной войны, а затем в эвакуации училась в музыкальной школе. Осенью 1943 г. Пахмутову приняли в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс фортепиано), причем учиться там хотела она сама. В 1948 г. Пахмутова поступила на композиторский факультет консерватории и окончила ее с отличием (1953 г.), затем последовала аспирантура. Во время учебы Пахмутова писала произведения для симфонического оркестра, создала увертюру "Юность", "Русскую сюиту", кантаты "Василий Теркин", "Красные следопыты" и др. Классические произведения Пахмутовой звучат в лучших концертных залах мира в исполнении прославленных музыкантов. Композитору Пахмутовой подвластны все жанры и направления музыки, но особое место в культуре СССР и России занимает ее песенное творчество. По песням Пахмутовой, по сути, можно изучать советскую историю. Музыканты говорят, что счастливая судьба песни исчисляется 5 годами, песни Пахмутовой поют десятилетиями. Она продолжила традицию советской песенной классики, связанной с именами Дунаевского, братьев Покрасс, Новикова, Фрадкина и др. Песни Пахмутовой исполняли и исполняют многие артисты эстрады, актеры театра и кино. А 7 ноября теперь уже далекого 1953 г. по Всесоюзному радио впервые прозвучала песня Пахмутовой на слова Юлии Друниной "Походная кавалерийская". В 1956 г. Пахмутова встретилась со своим будущим мужем поэтом Николаем Добронравовым. Встреча произошла в радиостудии, на записи детской песенки "Лодочка моторная". Это было начало творческого и семейного союза. Пахмутова и Добронравов, часто в сотрудничестве с Гребенниковым, написали вместе сотни знаменитых песен о строительстве ГЭС и БАМа, геологах, космонавтах, комсомольцах и спортсменах. Целые циклы песен посвящены детям и молодежи. Характерно, что даже в песни "по заказу" Пахмутова вкладывает всю свою душу. Она говорит:

"Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый "скандёж", то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно, что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным".

При создании песен Пахмутова всегда представляет, кто должен ее исполнять. А многие песни ее стали необычайно популярными, поскольку звучали в кинофильмах, к которым Пахмутова писала музыку. Эта музыка звучит в фильмах "Семья Ульяновых" (1957 г.), "Девчата" (1961 г.), "Жили-были старик со старухой" (1964 г.), "Три тополя на Плющихе" (1967 г.), и т.д., и т.д. Вот история знаменитой песни "Старый клен" из фильма "Девчата". Поэт Матусовский написал стихи и принес их Пахмутовой, а та сыграла мелодию. Композитор вспоминает:

"Там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он как истинный мастер почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, наверное принесут песне какую-то жизнь. И он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня "Старый клен".

Известна история появления песни "Нежность", прозвучавшей в фильме "Три тополя на Плющихе". Пьеса Пахмутовой не понравилась, но после просмотра по настоянию режиссера Лиозновой отснятого материала, Пахмутова сказала:

"Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова".

Фильм "Три тополя на Плющихе" впоследствии стал для Пахмутовой одним из самых любимых, а песня необычайно популярна до сих пор. Пахмутова дружила с Гагариным и его семьей. Незадолго до полета Гагарина ей по секрету сообщили, что состоится первый в мире полет человека в космос и попросили написать песню на эту тему. Так родилась песня "Орлята учатся летать", а за ней все новые и новые песни о покорении космоса. Песня "Ты моя мелодия" была создана специально для Магомаева. Тогда его будущая жена Синявская стажировалась в миланском "Ла Скала". Магомаев сразу принял песню без изменений, хотя обычно просил авторов что-нибудь подправить. Через несколько дней была готова студийная запись и первой по телефону ее услышала Синявская. Песня "Надежда" предназначалась Кобзону, но он нее отказался. Тогда ноты и слова были посланы нескольким певцам, в том числе Анне Герман. Именно в ее исполнении эта песня стала классикой. Песня "Как молоды мы были" (1976 г.) в исполнении Градского не понравилась худсовету, но позиция Пахмутовой была твердой и принципиальной, песня получила право на жизнь и актуальна уже более 40 лет. Градский говорит о судьбе этой песни:

"Я спел ее, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: "Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я все время слежу, как ты ее меняешь".

У каждой песни есть своя история, всех песен Пахмутовой и не перечислишь, ведь она написала более 400 песен на стихи Добронравова, Гребенникова, Матусовского, Ошанина, Казаковой, Долматовского, Рождественского и многих других поэтов. Некоторые песни Пахмутовой стали гимнами городов – Магнитогорска (песня "Магнитогорск"), Ярославля (песня "Ярославль мой, город-князь"). Композитор Александра Николаевна Пахмутова бодра, энергична, продолжает творить.

Когда-то она написала цикл песен "Таежные звезды": "Девчонки танцуют на палубе", "Марчук играет на гитаре", "Главное ребята, сердцем не стареть" и др. Одну из песен цикла - "Письмо на Усть-Илим" на слова Гребенникова и Добронравова в исполнении Майи Кристалинской вы услышите сейчас.

Запись доступна для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/сallendar/09-11-2019

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.