16,3K подписчиков

Прикованный к постели воронежец изобрел робота-гаишника

60-летний Виктор Фролов прикован к постели уже почти 23 года. Весенним вечером 1997 года он вышел из трамвая, чтобы идти домой, а дальше — провал. Очнулся в больнице «Электроника», после очередной трепанации черепа, третьей по счету. «Осталось полголовы и одна рука», — говорит он о себе. С тех пор лежит. Но при этом не перестает действовать: энергия и жизнелюбие от него никуда не делись. Его мобильный детский автогородок существует с 2005 года. За это время несколько сотен воронежских детей в игровой форме смогли усвоить азы дорожных правил. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в гостях у Виктора Митрофановича и узнали, что нужно для того, чтобы его планы сбылись.

60-летний Виктор Фролов прикован к постели уже почти 23 года. Весенним вечером 1997 года он вышел из трамвая, чтобы идти домой, а дальше — провал.

Потрясение

Идея создать детский автогородок пришла к Фролову в конце 1990-х. Он лежал в больнице на реабилитации и встретил там девочку после ДТП, а чуть позже — мальчика. Оба угодили под колеса от элементарного незнания ПДД. Врачи из отделения нейрохирургии, где он лечился, рассказали, что в месяц к ним привозят от трех до семи детей после аварий. Нейрохирургические травмы вылечиваются только у 18 %. Остальные умирают или становятся калеками. Эта статистика потрясла Фролова. Тогда он и задумал свою программу, обучающую детей безопасности на дорогах.

— На уроках ОБЖ в школах что-то рассказывают на эту тему, но, как правило, скучно и формально. А мой отец в свое время делал это прекрасно — он с нами играл. На полу мелом рисовал улицы, отмечал нашу школу, дом, рисовал светофор, «зебру». Купил два игрушечных автомобиля, и мы должны были совершить на машинках путь из дома до школы и вернуться назад, не нарушив ни единого правила. Кто побеждал, получал 9 копеек на мороженое. И мы бежали на эти занятия наперегонки, а уроки усвоили на всю жизнь, — улыбается Виктор Митрофанович.

О семейной методике обучения ПДД он рассказал учителям своих детей. Те идею похвалили, но с сомнением пожали плечами: что может сделать человек «с одной рукой и половиной головы»? Но они просто не знали Фролова.

Воплощение

60-летний Виктор Фролов прикован к постели уже почти 23 года. Весенним вечером 1997 года он вышел из трамвая, чтобы идти домой, а дальше — провал.-2

По профессии Виктор Митрофанович — мастер производственного обучения. Если бы не травма, он бы и сам все сделал. Но рука действовала только одна, единственное, что могла, — держать телефонную трубку.

— Сначала обзванивал заводы, выясняя, есть ли у кого-то свободные инженеры, способные собрать веломобили. Нашел такого человека. Дальше стал заказывать детали. К созданию автогородка причастны чуть ли не все предприятия города: ВАСО, «Рудгормаш», ТМП, «Электросигнал», завод имени Тельмана, — перечисляет Фролов.

Автогородок мужчина смог собрать за несколько лет благодаря многочисленным пожертвованиям тех же предприятий и просто сочувствующих и помощи огромного числа людей. Обошлось это примерно в 200 тыс. рублей.

— Веломобили собирал мой сын. А светофоры, которые не нужно подключать в сеть (о провода дети могут споткнуться, да и устанавливать на детской площадке оборудование, работающее при напряжении 220 В, рискованно), нам сделал студент политеха, — говорит Виктор Митрофанович.

С 2005 года автогородок начал свое путешествие по воронежским школам. Занятия детям нравились — они катались, веселились, играли и между делом принимали к сведению уроки безопасности.

Робот-гаишник

Но вот уже около года пять веломобилей, светофоры и разметка пылятся без дела у Фролова в подвале. Оказалось, что без инициативного Виктора Митрофановича дело застопорилось. И для того, чтобы уроки заиграли новыми красками, инженер придумал новшество — робота-гаишника.

— Знакомый поехал в Москву, и я ему заказал мужской манекен. Он привез мне махину — 195 см ростом, прямо дядя Степа! Я позвонил в магазин, где торговали формой, и заказал полицейский мундир, — вспоминает Фролов.

Когда он объяснил директору магазина, зачем ему форменная одежда, ему ее подарили! Манекен получился красивым, но неинтересным. Он был статичным. Какой же это гаишник?

— Решил придумать механизмы, чтобы он вертелся. Нашел товарища, с которым раньше работал, и объяснил ему идею. Один редуктор с электроприводом от обыкновенного стеклоочистителя мы приспособили так, чтобы он «оживил» руку Степы, и теперь манекен мог махать жезлом. Другой редуктор, помещенный в корпус, дал Степе возможность поворачиваться. Следом мы поставили видеофиксатор в голову «гаишника», и он «научился» фиксировать нарушения ПДД. А потом, благодаря передающему устройству, информация появляется на компьютере, — объясняет, как сочинял робота, Фролов.

В идеале дядя Степа должен поднимать руку и останавливать «нарушителя». Следом включается голосовое сообщение и инспектор произносит: «Вы нарушили Правила ПДД, можете увидеть свое нарушение, а также получить свое «письмо счастья». На мониторе компьютера демонстрируется то, что зафиксировала Степина камера, а на принтере распечатывается штраф.

60-летний Виктор Фролов прикован к постели уже почти 23 года. Весенним вечером 1997 года он вышел из трамвая, чтобы идти домой, а дальше — провал.-4

«Гаишника» Фролов с помощью его добровольных помощников сделал процентов на 60.

— Таскать такую массу очень тяжело. Учителя ведь в основном женщины, — объясняет он. — Мы поставили Степу на платформу от радиоуправляемого электромобиля. Теперь учитель будет идти, а Степа — ехать рядом, — вдохновенно представляет будущие уроки автор идеи.

У инвалида — все проблема. Мало того что нужно найти людей, которые бы все это сделали, так еще и место — где.

— В начале 1980-х на улице Урицкого, там, где сейчас центр дополнительного образования «Созвездие», был карт-клуб. Я о нем вспомнил и попросился туда. Директор этого ЦДО Юрий Гусляев нас великодушно пустил, но с условием, чтобы «временную прописку» Степы оформили как надо (с запросом от общества инвалидов, со штампами и печатями). Я нашел людей из политеха и НПО «Энергия», которые готовы после работы прийти туда и довести мое творение до ума, — делится Фролов.

Александр Бурчаков — один из его помощников. Они вместе работали. Он и фрезеровщик, и токарь, и слесарь, и кузнец-литейщик.

— На все руки от скуки, — смеется, — да и сам Виктор таким был. Видеофиксатор в голову Степы вмонтировал именно Бурчаков, и все моторчики — тоже. Он — руки Фролова.

Если у вас есть возможность помочь Виктору Фролову в ремонте его автогородка и «доведении до ума дяди Степы», обращайтесь по телефону редакции 8 (473) 246-53-82.