This article contains information about products that may be harmful to your health.

Алкоголь на парусном флоте, и не только. США

29 May

Иллюстрация от Яна Авриля
Иллюстрация от Яна Авриля

Продолжая разговор об алкоголе на флоте, естественно, мы не могли не рассказать и о US Navy, ибо последний можно назвать самым непьющим флотом мира!

In the navy

Yes, you can sail the seven seas

In the navy

Yes, you can put your mind at ease

In the navy

Come on now, people, make a stand

In the navy, in the navy!

По стопам Royal Navy

Итак, 13 октября 1775 года Континентальный конгресс (Continental Congress) проголосовал за то, чтобы снабдить два 10-пушечных рейдера, укомплектовать их командами из 80 человек и отослать в крейсерство на три месяца. Основной задачей этих парусников был перехват идущих в Америку британских судов с продовольствием и оружием. Позже вышеуказанная дата стала считаться днем рождения американского флота.

 awrencetfay | iStock
awrencetfay | iStock

Естественно, сразу же после появления «новорожденного», перед его командованием встал важнейший вопрос — каким алкоголем снабжать личный состав?

Изначально флот США двинулся по стопам Royal Navy, так что суточная порция американского матроса стала включать в себя полпинты рома, разбавленного квартой воды (то есть обычный грог — соотношение рома и воды 1 к 4).

Однако, ром был иностранным напитком. Производился он в британских, французских и испанских колониях в Вест-Индии, поэтому в 1806 году в рамках борьбы за «импортозамещение» морской министр Штатов Роберт Смит постановил заменить полпинты рома на полпинты ржаного виски. Любопытно, что матросам более резкий вкус виски вполне понравился, поэтому с 1808 года US Navy под аплодисменты нижних чинов перешел на этот крепкий напиток. Морское министерство США характеризовало виски «как более полезный напиток», нежели ром, и к тому же «новичок» был более дешевым.

Главным поставщиком виски на флот стал купец Льюис Сандерс из Лексингтона (штат Кентукки), получивший заказ на поставку «10 тысяч галлонов виски в бочках по 30-33 галлона каждая». Стоимость галлона согласно контракту составляла 45 центов, и еще 1 доллар 25 центов платили за бочку. Новый напиток на американском флоте прозвали «Боб Смит» — в честь морского министра, заменившего ром на виски.

Louis Prang & Co.; lithograph signed "Jo Davidson" | 1886
Louis Prang & Co.; lithograph signed "Jo Davidson" | 1886

Согласно тому же указу 1808 года лицам, отказывающимся от дневной порции алкоголя, полагалось выплачивать компенсацию — 4 цента в день. Выдача алкоголя осуществлялась дважды в день, в 11.30 и в 18.30.

В 1842 году доля виски была сокращена вдвое — до 4 унций в день. Понятно, что остаток нормы просто «добили» водой. Ну, а в 1862 году произошла коллизия — на флоте северян алкодовольствие было не рекомендован к выдаче, оставляя окончательное решение этого вопроса на усмотрение капитанов кораблей, тогда как ВМС конфедератов сохранили алкогольную порцию, поскольку хотели привлечь в свои ряды иностранных моряков, которые подобный «сухой закон» банально не поняли бы.

Адмирал виноградного сока

ilbusca | iStock
ilbusca | iStock

Понятно, что после победы Севера, практика минимизации алкодовольствия распространилось уже на все американские корабли. Морякам ВМС США разрешалось хранить запасы пива и спиртных напитков по согласованию с командиром, однако в 1899 году новым указом морского министра Джозефуса Дениэльса была запрещена «продажа алкоголя военнослужащим, находящимся на борту корабля¸ а также рабочим верфей». Ну а приказом №99 от 1 июля 1914 года алкоголь на борту корабля US Navy был запрещен совсем за исключением праздников в кают-компании и выпивки капитана, а также для медицинских нужд.

Приказ «девять-девять» был оглашен 16 апреля 1914 года, и, конечно же, был встречен с крайним недовольством. Флот стал готовиться к последней алкогольной вечеринке. Одновременно флотские стенгазеты изгалялись как могли: «сэр Джозефус, адмирал USS «Грейпджус Пинафор» (grape juice — виноградный сок + намек на комическую оперу «Корабль Ее Величества «Пинафор», или Возлюбленная матроса»), наблюдающий за флотом с корабля USS «Пайффл» (Piffle — чепуха)», и т.п.

На тот момент основная часть кораблей US Navy находилась в Мексике, в Веракрусе, проводя операции против мексиканских повстанцев. Захваченный у мексиканцев пароход американские моряки перекрасили и вывели золотистыми буквами «USS «Piffle», чем вызвали пять минут дикого гогота у командующего флотом, который, просмеявшись, приказал все же закрасить название.

В ожидании трагического для флота дня Х американские команды в меру своей креативности и фантазии стали украшать кают-компании для последнего пира. Кто-то создал в кают-компании декорации салуна Дикого Запада, кто-то ставил в центре стола гроб, чтобы достойно проводить «Джона Баликорна» (Джон Ячменное зерно — прозвище бутылки виски), кто-то нарисовал во весь стол портрет морского министра… В общем, парни отрывались во всю. На празднество пригласили и представителей других флотов, державших стационары в Веракрусе — англичан, французов, немцев, испанцев, голландцев. Часть американских матросов, пытаясь нажиться на запрете, начала контрабандно продавать алкоголь иностранцам. Это заставило американского командующего для пресечения незаконной торговли «бросить в бой» патрульные лодки.

American sailors in uniform visiting Brisbane during
American sailors in uniform visiting Brisbane during

Наконец, настало 29-е июня, которое US Navy отметил настоящим кондовым запоем. Пили все! До положения риз, в стельку, вдрабадан, до зеленых соплей, до чертиков…. Пока к концу дня 30-го июня остававшиеся запасы алкоголя не были выпиты полностью! Легенды об этом небывалом по размаху алкопразднике живы в каютах и кают-компаниях американских кораблей по сей день, закономерно обрастая при пересказах все более впечатляющими подробностями.

Так или иначе, но с 1 июля 1914 года на флоте США начал действовать сухой закон. В 1933 году был проведен опрос среди капитанов флагманских кораблей — возобновлять или нет выдачу алкоголя? Большинство капитанов и адмиралов высказались отрицательно — техника сложная, не такая как во времена паруса, требует усиленной работы ума и внимательности.

Словом, «Джона Баликорна» списали на берег вчистую.

Лаки Флаки и камикадзе

Но в каждом правиле, как известно, бывают исключения. Поэтому в бою или иной стрессовой ситуации выдача экипажу небольшой дозы алкоголя все же разрешалась. Исходя из этого положения, особенно часто пресловутый приказ №99 игнорировали командиры американских подводных лодок — такие, как, например, Юджин Флаки по прозвищу Lucky — «Счастливчик». Лаки Флаки командовал USS Barb — одной из самых результативных подлодок ВМФ США за Вторую мировую войну и «выкатывал» своим подчиненным по пинте пива после каждой торпедной атаки, завершившейся потоплением корабля противника.

ablokhin | iStock
ablokhin | iStock

В 1980 году военно-морской министр Эдвард Идальго разрешил экипажам кораблей, которые находились в море более 45 суток, выдавать по 2 банки пива в неделю. Злые языки шутили, что это решение Идальго было продиктовано его опытом командования авианосцем «Энтерпрайз». В 1945 году в этот авианосец врезался японский самолет-камикадзе, который не только вывел из строя самолетный лифт, но и, тварь такая, оторвавшимся двигателем уничтожил все запасы пива, которые были на корабле…

Впрочем, несмотря на таких «титанов», как Лаки Флаки и Эдвард Идальго, US Navy до сих пор остается самым «трезвым» флотом мира. К вящему разочарованию собственного личного состава, разумеется.

Продолжение следует

Сергей Махов