This article contains information about products that may be harmful to your health.

Ирландская музыка as is за четыре пинты. Пинта четвертая: Музыка для всех

10 April

Постепенно в Ирландии за многие десятилетия развилась культура постоянных сейшенов ирландской музыки, которые в определенные дни недели или месяца можно встретить во множестве пабов по всей стране. По этой традиции в излюбленном месте собираются посетители и завсегдатаи — каждый со своим инструментом — и вместе играют ирландскую музыку.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Практически всегда танцы играются не по нотам, а по слуху. Точно так же их и разучивают. Для тех, кто только начинает осваивать инструмент, существуют специальные «медленные сейшены», где сборники мелодий разбирают понемногу. Хозяева пабов не платят исполнителям и участникам сейшенов за музыку, но стакан пива и сэндвич являются здесь почти «конституционным правом». Именно поэтому хозяева ирландских пабов в Ирландии (а часто и в России, если они ирландцы) не всегда могут понять, зачем платить музыкантам за музыку в баре, если выступление не оговорено как концерт приезжей звезды.

В России такие сейшены регулярно проходят, например, в московском клубе «Вермель», где также много лет выступают и лучшие российские исполнители ирландской музыки. Пабы на идею организованных сейшенов пока смотрят с недоумением, но капля камень точит…

Огромную роль в популяризации и сохранении ирландской музыки в Ирландии сыграло создание в конце 50-х Союза ирландских музыкантов (Comhaltas Ceoltóirí Éireann).

В 1951 году ирландские музыканты создали свое добровольное общество для популяризации ирландской народной музыки, песен, танцев и для поддержки ирландского языка. Братство со временем фактически стало мощнейшей негласной альтернативой «официальной, нормативной» ирландской музыкальной и танцевальной культуре, сложившейся в первой половине ХХ века под строгим взором ученых и чиновников из Гэльской Лиги. Ученые и функционеры, реконструировавшие древние ирландские традиции четко определили, как и что надо, а также не надо танцевать или играть. Но в их реконструкциях было много четких правил и движений, регламентированных комиссиями, и мало связи с реальной народной музыкой и танцем в городах и деревнях.

Музыканты и администраторы Колтас пошли по другому пути. Их задачей стало не отделить правильное от неправильного в специальных музыкальных и особенно танцевальных школах, а дать возможность абсолютно каждому желающему в открытом общении с равными себе по возрасту и уровню мастерства музыкантами — любителями, научиться петь, танцевать, играть живую ирландскую музыку, узнавать разные ее стили и выражать их через себя в своем творчестве. Поэтому основными понятиями для большинства танцоров и музыкантов стали школа и сейшен. Они и объединились в самом красочном и интересном явлении современной ирландской музыки — фестивале. Каждый может начать с сейшена в маленьком ирландском пабе и дойти до участия в конкурсе всеирландского фестиваля, как певец, музыкант или танцор!

Для тех, кто не играет и не поет сам, всегда существуют самые разные фестивали и концерты ирландских групп. Их принимают клубы и большие залы не только в Ирландии, но и во многих странах, где ирландцы жили и живут, или где их нет, но общая душевность и стремление выразить себя в музыке и песне сами собой приводят человека к ирландской музыке — например, у нас в России. Ирландцы не только сумели обогатить и развить свою музыкальную традицию, не прерывая ее, но и научились грамотно продавать оную по всему миру.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Ирландская музыка по-прежнему считается для профессионалов любимой работой, а для простых людей — развлечением и средством самовыражения. Музыка и песня столетиями были и остаются для ирландцев и средством самораскрытия, и средствами объяснения мира, и вариантом внутренней эмиграции, если билета в Америку нет.

Поэтому искони из 20 встреченных вами ирландцев играть или петь будут, если не 20, то больше 15. Не для того, чтобы заработать музыкой на жизнь — это удел людей таинственных и странных. Просто для себя. Потому что ирландская музыка не была и не будет ни для кого из тех, кому она нравится, отдельной от повседневной жизни застывшей культурой из телевизора. Потому что сила ирландской музыкальной традиции в том, что, меняя музыкальные формы и обогащаясь новыми инструментами, она никогда не прерывалась, а всегда служила для саморазвития и творчества тех, кто поет и играет для себя, продолжая традиции своих родителей.

Уметь сегодня играть чуть лучше, чем вчера и делиться с такими же, как ты радостными эмоциями от пережитого. Понять, прочувствовать и осмыслить этот подход к песне и музыке на примере ирландской культуры русскому очень интересно и полезно. В том числе и для того, чтобы, возможно, с новым ощущением вернуться к песне и музыке своей.

Вот так. Четвертая пинта — все. Пожалуй, пора по домам. Или — по пятой?

Юрий Андрейчук специально для Right Place