This article contains information about products that may be harmful to your health.

Ирландская музыка as is за четыре пинты. Пинта третья: Братья по духу, но из разных миров

9 April

Когда же к кельтской народной музыке пришло второе дыхание? Да, пожалуй, что в начале 60-х, когда в пабах и на небольших концертах, прежде всего в Дублине, стали собираться первые профессиональные группы. Именно им было суждено вывести кельтскую музыку во всем ее разнообразии сначала в большие концертные залы, а затем дать импульс к ее безостановочному развитию внутри Ирландии и в других кельтских регионах, чтобы в итоге познакомить с ней весь мир.

Облик ирландского фолка формировался в борьбе за выживание между молодыми народниками и дублинскими пабными «шоу-бэндами». Такая группа обычно включала в себя роковую ритм-секцию, секцию духовых инструментов и «на десерт» — сладкоголосого певца. Исполнять шоу-бэнды могли практически любой репертуар: от коммерческой кантри музыки до собственных сочинений в стиле «the Beatles». Конкурировать с этой пабной «напастью» было крайне сложно. Для того, чтобы обратить на себя внимание, народникам необходимо было заново придумать ирландскую народную музыку так, как ее можно было бы сыграть в середине XX века.

FiS
FiS

Осталось лишь придумать, как.

Те, кто искал ответ на этот вопрос, пошли разными путями. Что, по большому счету, и создало два изначальных направления в современной кельтской фолк музыке.

Демиургом первого направления стал известный композитор и продюсер Шон О’Риада. Для реализации своих идей возрождения кельтской музыки на сцене он создал небольшой ансамбль «Celtoiri Chualann». Признаться, музыка, которую они играли, была сознательно архаична по звучанию. Сочетание скрипки, дудочек и волынок создавало эффект оркестра. Большую часть репертуара составляли длящиеся по 5-6 минут сборники танцев. Мелодии игрались не в унисон, а складывались из множества сложных партий. Часто ритм причудливо менялся в середине темы. Песен было немного. В основном они тоже становились частями больших композиций. Особый колорит и напевность ирландского языка только усиливали ощущение величия и торжественности, исходящее от этой музыки. Лидером группы стал ирландский тенор Шон О’Ше, умудрявшийся сочетать манеру оперного певца и чисто народную старинную ритмику традиционного пения. В 1963 году из этого состава образовалась одна из самых известных групп в истории кельтской музыки — «Chieftains». Переводилось название группы, как «Вожди».

О, эти «Chieftains»… Они вели за собой кельтский фолк все 35 лет его существования. И ни разу не изменили себе. Для этой музыки они во всем были первопроходцами. Например, именно «Вожди» стали первым ансамблем, названным в официальных английских чартах группой года. А еще «Chieftains», это первая ирландская группа —обладательница «Оскара» за музыку в кино. Всего, кстати, они написали музыку примерно к десяти фильмам, включая шедший у нас английский сериал «Остров сокровищ».

Возглавляемая волынщиком Пэдди Молони группа «Chieftains» выступала с концертами по всему миру — даже на Великой Китайской стене! «Вожди» уже давно вышли за рамки непосредственно кельтской музыки. На их альбомах, которых с момента основания группы было записано более двух десятков, в качестве гостей выступали Ван Моррисон, Эрик Клэптон, Стинг. «Chieftains» умудрились за 30 лет сохранить свое уникальное оркестровое звучание, замешанное на древней кельтской традиции и при этом не только органично интегрироваться в мировую музыкальную культуру, но и стать модными. В отличие от других знаменитых кельтских групп, их не коснулись ссоры и распады или трагическая смерть лидеров ансамбля. Поэтому имена ведущих музыкантов-основателей «Chieftains» стали легендами при жизни.

В том же Дублине в начале 60-х стартовала история и другого ирландского культового музыкального коллектива. В 1962 году вернувшийся из Испании гитарист Ронни Дрю собрал в одном из пабов группу из людей, любивших вместе с ним хорошо ммм… посидеть. Среди них впоследствии оказались все участники еще одной легендарной ирландской группы «Dubliners». Заметим, что никогда и никто из них не мечтал профессионально исполнять ирландскую музыку. Это получилось как-то само собой, что называется, «люди втянулись». Стиль группы сложился как ответ аутентичным, но слишком патетичным и оторванным от реальных корней поискам других кельтских музыкантов, которые, как вспоминал Ронни — «вечно торжественно объявляли, что этой мелодии завтра 500 лет и застывали в глубокомысленных и задумчивых позах».

Музыка парней Дрю была, скорее, ирландской, нежели кельтской. Танцы исполнялись в традиционной манере — коротенькими сетами по два-три. Песни же включали в себя все разнообразие ирландских городских баллад. Показная простота «Dubliners» всегда сочеталась с грамотным и, можно сказать, душевным вокалом, а также продуманной аранжировкой песен и инструменталов. Это позволяло по-новому, но в то же время узнаваемо преподносить слушателям даже самые известные песни. Пережив за десятилетия два распада и смерть всех своих основателей, кроме скрипача Джона Шина, «Dubliners» сегодня, как и «Chieftains», продолжают оставаться «послами Ирландии во всем мире».

Раннее творчество «Chieftains» и «Dubliners» определило два основных вектора, по которым в 70-е бурно начала развиваться кельтская музыка в Ирландии. Точнее, это были основные принципы в чистом виде. Их дальнейшее развитие приводило к появлению новых групп и новых подходов.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Добавим, что 70-е много подарили миру и замечательные балладные группы. Прежде всего — «Planxty». В эти годы заявил о себе целый ряд исполнителей ирландских и шотландских баллад или собственных песен в этом стиле. Прежде всего, это Кристи Мур — бывший вокалист «Planxty» и шоумен, известный во всем мире, как активный борец с атомной энергетикой вообще и атомной бомбой в частности. Кроме него можно еще вспомнить Джима МакКанна и Падди Райли. Здесь тоже имели место свои эволюции. Балладный подход в конце 70-х дал почву для бесчисленного количества слащавых поп-групп уже с народным репертуаром.

Если «Dubliners» собрались в пабе, то «боевой путь» другой ирландской музыкальной группы «Clannad» начался в таверне отца основателей группы — братьев Бреннан. Вскоре эти ребята победили в 1970-м на престижном фолк-фестивале «Лэттэркенни», записали свой первый диск. И понеслось!

Своеобразный подход к народной музыке продемонстрировала созданная тогда же в 70-е группа «De Dannan». Если «Clannad» умели до конца развить и осовременить архаичную ирландскую тему, вплетая ее в общий поток мировой музыки, то «De Dannan» наоборот могут сыграть абсолютно в ирландском стиле почти любую музыку. Вместе с ирландскими танцами на их альбомах звучали рилы и джиги, которые на поверку оказывались темами из «Beatles» или Баха! Особый фирменный звук «De Dannan» — сочетание скрипки и аккордеона плюс высокий женский вокал. Этот стиль лидерам группы Алексу Финну и Френки Гэвину удается сохранить несмотря ни на что уже много лет. Потому «De Dannan» жив и будет жить еще долго.

В 80-е особую страницу в летопись ирландской музыки вписали лондонские панки ирландского происхождения из группы «Pogues» (пардон, от ирл. Pog mo thoin – «Поцелуйте меня в задницу»). Лидер группы Шон МакГоуэн под чуткой опекой мандолиниста и вокалиста из рано распавшейся культовой ирландской команды 60-х «Sweeney’s Men» Терри Вудса и под влиянием регулярного общения с дедушками из «Dubliners», сумел в своих песнях создать практически новый стиль — панк-фолк. В нем явственно отобразилось настроение завсегдатаев дублинских баров и пабов. Причем уже не только на языке народных песен, но и на языке современной молодежи: панков, леваков и детей легендарного поколения «людей за проволокой» бойцов ИРА 70-х. Утверждение критиков, что «Pogues — Dubliners сегодня» верно лишь отчасти. Мы бы сказали, что это братья по духу, но из разных миров.

Без «Chieftains» в конечном итоге не было бы основателей «Clannad», как без «Dubliners» не было бы «Pogues». Кельтская музыка во всем своем многообразии продолжает жить, и новое не заменяет старое, а лишь дополняет его. Если вы посмотрите на ведущие московские ирландские команды, (например, «Slua Si — Воинство Сидов», «Polka an Rí» и другие) то увидите все те же основные элементы, которые причудливо сплетаясь между собой, определяют лицо каждой из них так, как когда-то определяли стиль и звук ирландских ансамблей, считающихся сейчас уже легендарными. А значит, традиция вечна и жизнь продолжается. Она продолжается и в России.

Окончание следует.

Юрий Андрейчук специально для Right Place