Святой Патрик — человек, креститель и виновник торжества.

16 March
Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

Почти все знают, что есть такой день святого Патрика. Не все, правда, помнят, когда его положено отмечать. Но сам факт существования данного праздника несомненно известен всем, способным самостоятельно поднять пинту. При этом людей за пределами Ирландии, точно знающих, кем был тот самый Патрик, не так, чтоб много.

Давайте-ка, в канун дня святого Сами Знаете Кого, исправим эту ошибку. А чтобы вам не было скучно читать, воткнём в текст несколько веселых картинок.

Готовы? Поехали!..

Патрик — сын диакона, но это не точно

Итак, ежегодно 17 марта миллионы людей по всему миру празднуют день святого Патрика, небесного покровителя Ирландии. Но чем больше проходит времени, и чем глубже мы стараемся заглянуть в историю жизни этой легендарной личности, тем больше понимаем, как мало знаем о Патрике на самом деле.

Несмотря на кучу посвященных Патрику книг, до сих пор отсутствует не только непротиворечивое описание жизни святого, но нет полной ясности даже с его датами рождения и смерти. И это при том, что нам известны, как минимум, два жития Патрика и, конечно же, «Исповедь», написанная им самим. Более того, хотя святой Патрик, безусловно, стал апостолом Ирландии и наиболее почитаемым в ней святым, Патрика формально нельзя считать ни единственным, ни даже самым ранним распространителем христианства на Острове святых, как исторически называют Ирландию.

Между нами, первым епископом «для ирландцев, верящих во Христа», стал галло-римлянин Палладий, которого назначил римский папа Целестин в 431 году. Хотя Ирландия никогда не была частью Римской империи, с конца IV века в ней уже жили христиане, к которым относились как потомки купцов и пленников романо-британского происхождения, так и принявшие от них новую веру бывшие язычники-ирландцы. В то же время пираты из числа ирландцев и пиктов в конце IV — начале V века ходили в набеги на берега Британии и Уэльса, где брали множество пленников, одним из которых и стал наш Патрик. Да-да, самый главный ирландский святой был не ирландцем, а, выражаясь современными терминами, валлийским иммигрантом с выученным ирландским языком.

Патрик родился в селении Баннавем Табурнийский, которое находилось, скорее всего, на западном побережье Британии в Северном Уэльсе. В 390-е годы римские войска бросили провинцию на произвол судьбы, покинув Британию вместе с совершившим государственный переворот правителем Максимом, после чего хозяевами побережья стали пираты.

Патрик, сын диакона (а возможно — римского сборщика налогов) Кальпурния, оказался угнан в рабство, когда ему еще не исполнилось шестнадцати. Последующие шесть лет будущий святой провел в Ирландии. Все это время он молился и однажды услышал голос ангела, по слову которого бежал на корабле вместе с матросами-язычниками обратно в Британию. К тридцати годам Патрик отправился (вновь по зову ангела) в трип через Галлию, чтобы добраться до Рима и почтить апостольский престол. По дороге он встретил святого Германа, епископа Осера, и стал его учеником. В этот-то момент ангел хранитель Патрика Викторик и открыл нашему герою в видении тайну предназначения: нести христианство в Ирландию.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

На Бога надейся, а сам не плошай

Тем временем первый ирландский епископ Палладий, так и не достигнув особых успехов в деле христианизации Ирландии, скончался. Оставлять ирландцев без пастыря было негоже — Патрик отправился в новое путешествие. Он был рукоположен в епископы, а затем транзитом через Британию убыл на Изумрудный остров.

Важно понимать, что Патрик был поставлен британскими епископами и отправился в Ирландию проповедовать веру пусть и по зову ангела, но без санкции папы. Из-за этого неприкосновенность святителя Ирландии оказалась под вопросом. Чтобы получить защиту, Патрику пришлось заплатить королям и законникам-брегонам немало денег. Да-да, на Бога надейся, а сам не плошай!.. При этом сам святитель старался не принимать подарков.

Интересно, насколько отличается Патрик из житий от Патрика из «Исповеди», написанной им самим. В житийных текстах он могущественный чудотворец, храбро вступающий в магические поединки с друидами и силой явленных чудес убеждающий креститься верховного короля Лойгуре. В «Исповеди» он смиренно и горько называет себя «грешник и неуч», а весь успех его миссии зависит от силы веры Патрика, его дара убеждения и помощи сторонников.

Кстати, сторонники святого Патрика, которые вместе с ним путешествовали, участвовали в христианизации страны и основывали монастыри, заслуживают отдельного упоминания. В своих трудах Патрик опирался на юношей из благородных семейств, которым сам платил вознаграждение за помощь и охрану, а также на вполне осязаемую помощь женщин, жертвовавших миссионеру свои украшения. Можно допустить, что для знатных, но бедных юношей, а также небедных и восприимчивых к искренним проповедям женщин, святой Патрик стал не только духовным лидером, но и кем-то вроде путеводной звезды. К тому же новая вера для тех, кто слышал о ней впервые, становилась отчасти и новой модой.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

Дорога святителя отнюдь не была усыпана розами. Со стороны местных королей и воинов Патрик мог встретить как полную поддержку, так и откровенное неприятие. Патрику со свитой случилось, если верить «Исповеди», даже просидеть четырнадцать дней закованными в железо, прежде, чем их отпустили и вернули имущество. Тем временем путники из числа королевских детей, входивших в разные племенные союзы, обеспечивали Патрику возможность проповедовать и безопасно пересекать границы, а подарки местной знати делали свое дело — чуть ли не с каждым днем количество христиан в Ирландии множилось.

Все же одной силой веры и блестящими личными качествами бывшего пленника, к тому же являвшегося чужестранцем, нельзя объяснить практически бескровное обращение в христианство большой части страны. Ряд историков Ирландии, на наш взгляд, вполне справедливо считают, что ко времени появления в Ирландии святого Патрика воинская аристократия открыто искала способы покончить с господством жрецов-друидов. Если это так, то появление Патрика с его проповедью новой веры могло стать для королей неожиданным подарком, а заодно и поводом найти достойное занятие для многочисленных младших сыновей, которые не могли рассчитывать на наследство. Кроме того Патрик активно крестил низшие слои друидов, прежде всего — филидов, привилегированных стихотворцев, разбиравшихся также в законах и традициях. Таким образом, свет новой веры не рушил уклад ирландского общества.

Благодаря святому Патрику, Ирландия приняла христианство постепенно, естественно и бескровно. И в этом, пожалуй, главная заслуга святителя Ирландии. Апостолу ирландцев вместе с подвижниками удалось основать сотни монастырей. Кроме того, святой Патрик невольно явился родоначальником местной литературы, а его «Исповедь» стала первым авторским литературным произведением, написанным в Ирландии.

Со смертью святителя путаница, связанная с его биографией, не прекратилась. Из-за двух разных дат смерти святого (в 457 или 492 год) сначала в средневековых текстах, а потом и в научной литературе появилась концепция, согласно которой святой Патрик — это два (а то и три!) разных человека. Погружаться в споры касательно этой концепции не станем. Просто отметим, что в какой-то момент люди договорились считать днем памяти святого Патрика именно 17 марта — дату, ныне отмечаемую во всем мире как праздник ирландской культуры. И за это святому Патрику тоже не лишним будет воздать хвалу.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

Правильный ответ — ни-за-что!

Кстати, о хвале, точнее о празднике.

В текущем году день святого Патрика оказался изрядно подпорчен пресловутым коронавирусом, из-за которого многие традиционные праздничные мероприятия будут проходить в усеченном формате. Почти по всей планете оказались отменены парады, посвященные небесному покровителю Изумрудного острова. Под запрет попал даже самый короткий парад в ирландской деревне Дрипси, чей маршрут имеет протяженность в 90 метров — аккурат от одного паба до другого.

Но разве может вирус помешать нам 17 марта одеться в зеленое? Или опустить на дно бокала с виски листочек клевера, чтобы затем торжественно «осушить трилистник»? Или весело с друзьями пропустить пинту-другую эля в любимом пабе? Или вкусить ирландского мясного рагу, продегустировать ирландский яблочный пирог и закончить праздничную трапезу доброй порцией кофе по-ирландски?

Правильный ответ — ни-за-что!

Юрий Андрейчук специально для Right Place