Какие сюрпризы готовит армянский бюджет-2018

С начала ноября в Национальном собрании (парламенте) Армении проходят многочисленные обсуждения, посвященные проекту бюджета страны на новый, 2018 год. Согласно представленному документу, номинальный ВВП вырастет на 441 млрд. – с ожидаемых к концу года 5,4 трлн. драмов до заложенных в проекте более 5,8 трлн. (при текущем курсе 1 доллар США = 485 драм). Экономический рост в будущем году запланирован на уровне 4,5%.

Прогнозы экономического роста отчасти обусловлены наметившейся позитивной динамикой в текущем году, исходя из которой министерство финансов повысило прогнозы по экономическому росту по итогам текущего года с 3,2% до 4,3%. Международные экономические структуры прогнозируют примерно аналогичные показатели.

Комментируя официальные статистические данные и вышеупомянутые прогнозы, премьер-министр Карен Карапетян заявил: «Всего лишь 4-5% – это история об оптимисте и пессимисте. Смотрите. Мы в 2017 году не вкладывали большого потенциала и не закладывали основ для роста в 2018 году. На самом деле то, что мы намерены сделать в 2018 году, – это рост для последующих лет. Мы должны вместе с вами зафиксировать, что ситуация, царившая в мире и в нашей стране, не позволяла предыдущим управляющим создать базу потенциала для последующего роста. Если мы сделаем в 2018 году то, что планируем (изменение бизнес-среды, оживление оптимизма и активности у наших местных инвесторов, что привлечет внешних инвесторов), то мы создадим очень хорошую… по возможности хорошую базу для 2019 года».

Речь в данном случае идет о том, что правительство начало задумываться о перспективах, пусть и среднесрочных. Конечно, по сравнению деятельностью предыдущих составов правительства это – несомненный позитив. В деле обеспечения экономического роста одним из локомотивов обещает выступить промышленность и сфера услуг. Так, рост ВВП будет обеспечен за счет промышленности (1,1%), сельского хозяйства (0,6%), услуг (2,2%), чистых косвенных налогов (0,4%). Экспорт достигнет 37,4% ВВП против прогнозируемых в текущем году 37% и 33,1% в 2016 году. Консолидированный бюджет на 2018 год по части доходов составит 1,3 трлн. драмов (без поступления от межбюджетных переводов). Дефицит бюджета должен составить 2,7% от ВВП (частично его предполагается покрыть за счет внутренних ресурсов, в том числе увеличения внутреннего долга).

Расходы ожидаются в размере почти 1,5 трлн. драмов (1,36 трлн. в 2017 году и 1,42 трлн. в 2016 году). Капитальные расходы в основном будут осуществлены за счет внешних заимствований и вложены в сферу дорожного строительства, оросительную систему и энергетический сектор страны.

По мнению главы правительства К. Карапетяна, при выполнении доходной и расходной частей госбюджета в 2018 году в соответствии с предусмотренными показателями двухлетняя динамика (2016-2018 гг.) будет следующая: доходы – рост на 15,1%, расходы – рост на 3,1%, дефицит – спад на 44,9%. Тем не менее, несмотря на позитивную динамику, к концу 2018 года госдолг (по сравнению с 2017 годом) возрастёт до $7,1 млрд., что составит 60% от ВВП. Проблема госдолга по-прежнему остаётся одной из самых обсуждаемых среди политиков и экспертов. Должностные лица успокаивают общество, постоянно повторяя тезис о том, что долг не опасен и управляем. Общественное мнение по этому вопросу изменится только тогда, когда ситуация с госдолгом стабилизируется, а еще лучше – когда проявится устойчивая тенденция его снижения.

Тем не менее в качестве позитива следует отметить то обстоятельство, что правительство не видит необходимости в дополнительной эмиссии евробондов. Напомним, что первый выпуск был осуществлен в сентябре 2013 года, когда были эмитированы евробонды на 700 млн. долл. с годовой доходностью в 6,25% и со сроком погашения 7 лет. Вторая эмиссия была осуществлена в марте 2015 года объемом 500 млн. долл. и доходностью в 7,25% со сроком погашения 10 лет. На сегодня доходность по армянским валютным бумагам снизилась на 2%. Кроме того, правительство отказалось привлекать новые кредитные средства для покрытия новых социальных обязательств (повышение пенсий, пособий и зарплат).

Проектом бюджета 2018 года предусмотрено увеличить доходы на 8% при росте дефицита в 3,8%. Доходы вырастут на 97,3 млрд. драмов и достигнут 1,3 трлн. драмов (без поступления от межбюджетных переводов). Налоги при этом вырастут на 112 млрд. Согласно проекту бюджета, более 95% ожидаемых доходов составят налоговые поступления. В будущем году казна недополучит почти 400 млрд. драмов из-за выплат бизнесу по линии НДС, подоходного налога и налога на прибыль.

В будущем году от международных структур и иностранных государств ожидается привлечение официальных грантов в размере 35,6 млрд. драмов. Это больше, чем в предшествующие два года.

Определённое улучшение финансовой ситуации большинство местных экспертов связывают с несколькими обстоятельствами:

- общий рост экспорта, что связано также с постепенной адаптацией традиционного армянского экспорта к «общему рынку» ЕАЭС, и прежде всего России. Несмотря на падение производства в сельском хозяйстве, очевидно, что Армения вполне способна нарастить объемы поставок фруктов и овощей на рынки стран Союза;

- рост цен на медь, концентрат которой является главным продуктом армянского экспорта (прежде всего в ЕС, в частности в Германию). За последний год медь подорожала более чем на 50%, превысив отметку 7 тыс. долл. за тонну, и в Goldman Sachs такой внушительный рост считают оправданным. В последние годы Goldman Sachs пребывал в рядах самых отъявленных пессимистов по меди, предупреждая о потенциальном давлении на цены со стороны обильного предложения. Теперь же банк пророчит дефицит меди в размере 130 тыс. тонн в следующем году (против предыдущей оценки профицита в размере 150 тыс.), ссылаясь на энергичный рост мирового ВВП, который, в свою очередь, способствует улучшению показателей спроса. В целом можно констатировать, что рост спроса и цен на медь – хорошая новость для страны и ее экспорта не только в 2018 года, но, вероятно, и в последующие годы;

- улучшение и относительная стабилизация экономической ситуации в России позитивно отозвалась и в Армении. Например, за первые 9 месяцев этого года объем частных трансфертов, отправленных в страну из-за рубежа (чистый приток), составил около 536 млн. долларов. За аналогичный период прошлого года этот показатель вырос на 8%. Это позитивные данные для экономики Армении, отчасти этим объясняется и повышение уровня спроса на товары долгосрочного пользования.

Но, конечно, не всё так хорошо. Проект бюджета предусматривает сокращение финансирования госсектора на более чем 5,5 тысячи штатных единиц, в т.ч. в государственных медицинских учреждениях, в образовательных учреждениях. Общий фонд заработной платы сократится на 3 млрд. драмов. Министры науки и образования, а также здравоохранения убеждают общественное мнение, что качество образования и медицинской помощи не пострадает. Однако верится в это с трудом. Надо полагать, что критика по этой теме оппонентов премьер-министра будет достаточно жесткой и адресной.

Несмотря на вышеупомянутые проблемы, прогноз принятия парламентом бюджета на следующий год в целом благоприятный. Почти наверняка проект бюджета поддержат партии правящей коалиции, которые уверенно контролируют большинство в парламенте.

Возможно, больше ясности относительно привлечения в армянскую экономику дополнительных средств можно ожидать после 13 ноября, когда будут объявлены планы «Клуба инвесторов», курируемого известным российским бизнесменом армянского происхождения Самвелом Карапетяном. Предполагается, что текущие и перспективные вложения российских инвесторов армянского происхождения в экономику и инфраструктуру на исторической родине могут превысить 1 млрд. долларов.