Молдова. Год внутриполитической борьбы

30.12.2017

Несмотря на то, что политическая жизнь очень редко берет паузы и практически никогда не приостанавливается, по завершении календарного года принято подводить определенные итоги. Каким же стал для Республики Молдова 2017 год?

Он был весьма насыщенным. Едва ли не главной сюжетной линией политических процессов, происходивших в стране, стало противостояние избранного в ноябре 2016-го президента Игоря Додона и контролирующего парламент и правительство олигарха Владимира Плахотнюка. Другая линия затрагивает непосредственно подготовку к очередным парламентским выборам, которые должны состояться осенью 2018 года. По большому счету практически все события молдавской политики в уходящем году следует трактовать именно в контексте грядущих выборов. 

Известный политический афоризм гласит, что подготовка к очередным выборам начинается на следующий день после оглашения результата выборов предыдущих.  И в отношении Молдовы этот афоризм сработал на все 100 процентов! Еще до вступления новоизбранного президента в должность парламент принял ряд законодательных актов, ограничивающих и без того неширокие полномочия главы государства. Фактически было сделано все возможное, чтобы свести роль президента к чисто представительским функциям и не позволить Партии социалистов, которую возглавляет И. Додон и которая выступает за развитие сотрудничества с Россией, усилить свои позиции.

Тем не менее Игорю Додону многое удалось  за первый год его президентского срока. Политик совершил большое количество международных визитов и встреч на высшем уровне. Чаще всего – семь раз (с учетом неформальной встречи глав стран СНГ в декабре) он встречался с Владимиром Путиным, в том числе на параде в Москве 9 мая. Кроме этого, прошли встречи с президентами Ирана, Турции, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана и других государств. Во время визита в Брюссель И. Додон встречался с руководством ЕС и в ходе этой встречи выразил свое негативное отношение к договору об ассоциации Молдовы с Евросоюзом и заявил о необходимости его пересмотра.

Одним из главных достижений уходящего года можно считать очевидный прогресс в отношениях с Приднестровьем. Еще в начале года состоялись встречи Игоря Додона и одновременно с ним избранного главой ПМР Вадима Красносельского, которые позволили разблокировать переговорный процесс между двумя берегами Днестра и решить ряд проблем локального значения. Этот важный шаг позволил стать реальностью документам, подписанным в конце уходящего года на встрече политических представителей Приднестровья и Молдовы – Виталия Игнатьева и Георгия Бэлана. Документы должны разрешить ряд проблем социально-экономического характера, находящихся в повестке переговоров уже длительное время. В том числе удалось согласовать механизм признания дипломов о высшем образовании, выданных в Приднестровье, достичь договоренности в области телекоммуникаций и связи, разрешить вопросы, связанные с работой на территории ПМР школ с молдавским языком обучения на основе латинской графики, а также с использованием молдавскими фермерами сельхозугодий в Дубоссарском районе ПМР.

Одним из основных моментов противостояния президента с парламентом и правительством стала борьба за сохранение нейтрального статуса Молдовы, закрепленного в конституции. Уже в первую неделю после вступления в должность президента И. Додон отправил в отставку с поста министра обороны Анатолия Шалару, сторонника вступления РМ в НАТО и также выступающего за объединение с Румынией.  Впоследствии кандидатура, предложенная на этот пост президентом, была отвергнута парламентом, который в свою очередь предложил кандидатуру Еуджена Стурзы, представителя проевропейской партии. После того как президент дважды отказался утвердить эту кандидатуру, Конституционный суд Молдовы принял беспрецедентное решение, по которому эта кандидатура, в обход президента, была утверждена председателем парламента. 

В начале года И. Додон своим указом отменил участие молдавских подразделений в учениях на территории Румынии. Следующие учения привели к конфликту, когда вопреки указу президента вспомогательные силы армии РМ все-таки отправились на учения НАТО. Кроме этого, президент высказал свое резко отрицательное отношение в связи с открытием Бюро связи НАТО в Кишиневе.

Учитывая, что полномочия президента невелики и во многих случаях, согласно действующему в Молдове законодательству, правительство и парламент могут преодолеть несогласие президента по различным вопросам, нельзя не отметить, что И. Додону удается четко обозначать и проводить в жизнь свою позицию.

Особенно заметно это в вопросах двусторонних отношений между Молдовой и Россией. Фактически в этих отношениях существуют как бы два параллельных канала. Если на уровне президента отношения с РФ внушают прочный оптимизм, то по линии парламента и правительства молдавская сторона делает все возможное для того, чтобы эти отношения испортить.  Подтверждение – многочисленные инциденты на самых разных уровнях, вплоть до самого высокого.

В мае по решению правительства РМ пять российских дипломатов были объявлены персонами нон грата. Россия приняла симметричные меры и выдворила также пять молдавских дипломатов. В июле был сорван визит в Молдову вице-премьера правительства России, сопредседателя молдо-российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина. А уже через три дня после этого Д. Рогозин был объявлен персоной нон грата в Молдове.

В течение всего года неоднократно повторялись случаи, когда в аэропорту Кишинева российским гражданам без объяснения причин отказывали во въезде в страну и возвращали обратно. Депортации подверглись российские журналисты, политологи, ученые и артисты.

Правительством Молдовы предпринимались попытки вынести на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о выводе российского миротворческого контингента из Приднестровья. Последним демаршем контролируемого В. Плахотнюком правительства стал отзыв «для консультаций на неопределенное время» посла РМ в России Андрея Негуцы. А контролируемый им же парламент принял закон о борьбе с «российской пропагандой», согласно которому из телеэфира страны могут исключить новостные и аналитические передачи российских телекомпаний. Произошло это на фоне заочного ареста В. Плахотнюка Басманным судом Москвы по обвинению в покушении на убийство.

Несмотря на то, что противостояние президента, с одной стороны, и подконтрольных олигарху парламента и правительства - с другой, развивалось как никогда остро, по одному вопросу в этом году они все же достигли компромисса. Речь идет о реформе избирательной системы, в ходе которой принят закон, вводящий смешанную избирательную систему взамен прежней, мажоритарной. Согласно ему, половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам. Законопроект вызвал резкие протесты со стороны определенных политических партий Молдовы, шансы которых на прохождение в парламент по новой системе снизились. Однако попытки развернуть массовые протесты не удались и только продемонстрировали низкий рейтинг недовольных законопроектом партий. Фактически президенту Додону удалось предотвратить введение одномандатной системы, которая могла способствовать консервации нынешнего состояния «захваченного государства», в котором пребывает республика.

По мнению И. Додона, предстоящие будущей осенью парламентские выборы могут в корне изменить ситуацию в стране. Учитывая высокий рейтинг Партии социалистов, она может рассчитывать на значительное увеличение своего представительства в парламенте вплоть до получения большинства и возможности формирования правительства. Однако в предвыборных раскладах на сегодняшний день еще сохраняется достаточно много вариантов развития. Очевидно одно – противостояние президента Додона и олигарха Плахотнюка, как и стоящих за ними сил, является определяющим стержнем внутренней молдавской политики и останется таковым и на будущий политический год.