И снова теплоходы - "Котовский" и "Молдавия"

9 June

Знал ли Гришка Котовский, бегая по пыльным улочкам молдавской деревни, о том, что ему уготована такая судьба? Что его именем назовут теплоход, например?

В 1928 году в Гамбурге на верфи "Schiffswerft & Maschinenfabrik" (бывшее название – "Janssen & Schmilinsky") советским представителям наркомата водного транспорта были переданы два теплохода - "Котовский" и "Молдавия".

Здесь же в самом начале хочу выразить огромную благодарность энтузиасту Яну Пиченевскому - его статью об истории этих теплоходов можно прочитать здесь.

Товаро-пассажирские теплоходы "Молдавия" и "Котовский"
Эти небольшие совершенно одинаковые теплоходы, построенные в Гамбурге в 1928 г., предназначены для поддержания срочных пассажирских рейсов Одесса - Херсон и Одесса - Николаев.
Рис. 60. Теплоход "Котовский"
Рис. 60. Теплоход "Котовский"
Главные данные теплоходов:
Длина между перпендикулярами... 61 м
Наибольшая ширина .........................10,1 м
Высота борта до главной палубы... 6,24 м
Осадка в полном грузу...................... 4,2 м
Дедвейт.................................................. 545 т
Грузоподъемность............................. 400 т
Мощность главного двигателя....... 1060 э.с.
Скорость................................................ 12,5 уз.
Теплоходы построены по высшему классу Германского Ллойда.
Внешний вид теплохода "Котовский" представлен на рис. 60, а продольный разрез и планы палуб - на рис. 61. Корпус теплохода построен с двумя непрерывными палубами и двойным дном. Так как теплоходы предназначены для смешанного плавания по рекам Днепру и Южному Бугу и Черному морю и могут подвергаться особенно сильной и непрерывной качке, то при постройке было обращено особенное внимание на их остойчивость.
Для плавания во льду в начале и конце навигации носовая часть теплохода имеет ледяное подкрепление и форштевень ледокольной формы; корма сделана крейсерской, руль погружен глубоко под водой.
Этим судам приходилось нести и обязанности ледоколов.
Теплоходы имеют два грузовых трюма общей кубатурой 650 куб.м и грузоподъемностью 350 т, кроме того 50 т грузится на ботдеке.
Двойное дно каждого теплохода тянется непрерывно от носовой таранной переборки до кормовой . Имеется внутренний вертикальный киль. Все отсеки двойного дна приспособлены для водяного балласта. В корме расположены две цистерны для питьевой воды по 6 т. Нефтяные цистерны - две по 16 т и запасная 8т - расположены по бортам впереди машинного отделения таким образом, что бы при возможной пробоине судна в них оставалось 20% всего запаса топлива.
Пассажирские каюты и экипаж расположены между верхней и нижней палубами и в надстройке., тянущейся от носового трюма почти до самой кормы (кроме юта). На легкой навесной палубе-ботдеке, покрывающей надстройку и идущей до самой кормы, расположены впереди двухъярусная небольшая рубка с капитанским мостиком и маленькая радиорубка впереди дымовой трубы.
Рис. 61. Продольный разрез и план палуб теплохода "Котовский"
Рис. 61. Продольный разрез и план палуб теплохода "Котовский"
Все остальное пространство представляет собой прогулочную палубу для пассажиров и служит в тоже время ботдеком.
Пассажирские помещения каждого теплохода рассчитаны на перевозку 16 пассажиров I класса и 60 пассажиров II класса - в каютах; 40 пассажиров II класса - на местах для сиденья (на диванах в салонах); 72 пассажира III класса на койках и 100 - на местах для сиденья. Итого 286 чел., не считая палубных. Каюты I класса - двухместные, II - четырехместные. Коечные пассажиры III класса помещаются в двух общих помещениях - мужском и женском.
В надстройке на верхней палубе расположены - в носовой части рубки столовая, затем по бортам по четыре каюты I класса; с левого борта - семь кают: трех механиков, трех помощников капитана и старшего буфетчика, а также ванна; с правого борта расположены: почтовая каюта, каюта двух почтовых сотрудников, двух буфетчиков и пять четырехместных кают II класса.
Остальные каюты находятся внизу, в твиндеке, в задней половине судна. Здесь, ближе к середине судна, расположены по обеим бортам десять четырехместных кают II класса; по направлению к корме, с левого борта расположены четыре двухместные каюты и каюта для двух буфетчиков, а справа - две двухместные каюты для мотористов, одна каюта для электрика и две для учеников.
В кормовой части той же палубы расположены столовая для команды и камбуз.
В носовой части твиндека расположены в трех отделениях между водонепроницаемыми переборками пассажирские каюты с 50 койками для лежания и отделение с 158 местами для сидения.
В полубаке помещаются уборная и фонарная. На прогулочной палубе расположена радиорубка с каютами для двух радистов.
Во втором ярусе надстройки под капитанским мостиком находится вестибюль с широкой лестницей, ведущей вниз - в каютные помещения и курительный салон.
Грузовое устройство состоит из четырех полуторатонных стрел, расположенных у фок-мачты, и двух двухтонных, расположенных на вентиляторных стойках позади капитанской рубки. Стрелы обслуживаются тремя электрическими лебедками.
Для подъема якорей служит электрический брашпиль, рассчитанный на подъем обоих якорей и 25 морских саженей обоих цепных канатов.
Главный двигатель - восьмицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный, системы Дейц, тип SVMA-174, развивает номинальную мощность 1060 э.с. при 175 об/мин. Диаметр цилиндров - 480 мм, ход поршня - 760 мм.
Расход топлива по контракту должен быть не более 170 г при номинальной мощности и 175 г при максимальной*.
Главный двигатель имеет следующее устройство. Внизу на середине длины двигателя расположен пост управления, наверху - нефтяные насосы по четыре в общей коробке. Все движущиеся части шатунного механизма и вала скрыты в картере; распределительный вал расположен на серидине высоты двигателя и скрыт в кожухе.
Поршни двигателей охлаждаются маслом, которое подается от отдельного масляного насоса. Смазка подшипников под давлением. Смазка цилиндров и поршней производится от двух механических масленок системы Бош.
Масло, подаваемое для смазки двигателя под давлением, проходит через маслянный фильтр и холодильник.
Цилиндры отлитыми блоками по четыре. Каждая цилиндровая крышка имеет пять клапанов: три управляемых - всасывающий, выпускной и пусковой и два автоматических - нефтяной и предохранительный. Нефтяной и выпускной клапаны охлаждаются водой.
Кулачный вал, приводящий в действие нефтяные насосы, получает вращение посредством зубчатой передачи от распределительного вала.
Нефтяные насосы подают нефть к форсункам под давлением 200-280 ат. Насосы отдельных цилиндров могут выключаться самостоятельно, не прерывая действие остальных. Нефтяной насос отдельного цилиндра может быть выключен двумя способами: первый способ позволяет совершенно разобрать при работе двигателя выключенный насос для осмотра клапанов и их гнезд; при втором способе выключение производится поднятием перепускного клапана.
Двигатель имеет устройство, позволяющее в случае порчи одного из поршней главного двигателя после краткой остановки, не вынимая поврежденного поршня, подвесить его к вставной части цилиндра и продолжать работать с семью цилиндрами. Выключение одного цилиндра возмещается возможностью перегрузки двигателя на 14% при продолжительной работе и на 20% - при короткой.
Двигатель имеет расположенный по середине центробежный регулятор, установленный на предельное число оборотов при обнажении гребного винта.
Все восемь цилиндров двигателя пускаются в ход сжатым воздухом на четыре такта. Двигатель пускается в ход при минимальном давлении сжатого воздуха - 12 ат при холодном двигателе и 7 ат - при горячем.
Управление двигателем производится посредством двух рычагов, ходящих по секторам - по одному для каждой группы цилиндров и ручного колеса.
Рычаги служат для остановки, для пуска в ход и для доведения числа оборотов до полного. Маховик служит для перемены хода. При его вращении отжимаются или опускаются ролики клапанных тяг, и распределительный вал передвигается с одного хода на другой.
Управление двигателем сблокировано таким образом, что нефтяные насосы автоматически отключаются при пуске двигателя сжатым воздухом, а маховик не может быть приведен во вращение, пока рычаги не поставлены на нуль (стоп). Перемена хода занимает от 12 до 20 секунд.
Коленчатый вал состоит из двух половин; картер устроен таким образом, что каждая половина вала может быть выдвинута вперед и вынута. Цилиндры разгружены вертикальными связями, простирающимися от цилиндровых крышек до крышек рамовых подшипников.
Охлаждение двигателя производится забортной водой.
Для измерения температур охлаждающей воды и отработанных газов для каждого цилиндра имеются термометры и пирометры**.
Из вспомогательных механизмов в машинном отделении расположены: два дизель-динамо-компрессора, дизель-динамо и аварийный агрегат.
Дизель-динамо-компрессоры состоят каждый из двухтактного, трехцилиндрового, безкомпрессорного двигателя Дейц, марки PMD-230, мощностью 75 э.с., динамо мощностью 50 квт и двухступенчатого компрессора с часовой производительностью 230 куб.м/час при 230 оборотах.
Отдельная динамо приводится в действие двухцилиндровым, двухтактным двигателем Дейц мощностью 40 э.с. при 340 оборотах. Мощность динамо - 25 квт.
Вспомогательные двигатели Дейц по контракту должны расходовать на 1 э.с.-ч не больше 190 г при полной нагрузке и не больше 220 г - при половинной.
Аварийный агрегат установлен на верхней площадке машинного отделения, он состоит из двигателя Дейц РМ-117 в 12э.с. при 550 оборотах, динамо мощностью 4,5 квт и компрессора.
Двигатель одноцилиндровый, двухтактный пускается в ход вручную.
Остальные вспомогательные механизмы электрические; к ним принадлежат:
1. Двухцилиндровый приводный балластный электронасос производительностью 50 т/час при напоре 20 м
2. Осушительный (трюмный) насоспроизводительностью 25 куб.м./час
3. Пожарный насос такой же производительности
4. Нефтяной перекачивающий поршневой электронасос производительностью 20 куб.м/час
5. Нефтяной центробежный насос с передачей производительностью 1,5 куб.м/час.
6. Запасной масляный насос производительностью 6 куб.м/час
7. Электронасос питьевой воды производительностью 2 куб.м/час
8. Санитарный центробежный насос производительностью 6 куб.м/час
Кроме этих насосов, имеется центробежный очиститель системы де-Лаваль производительностью 1000 л/час и вспомогательный паровой котел поверхностью нагрева 18 кв.м при рабочем давлении 8 ат для парового отопления.
Кроме вспомогательного котла, имеется утилизационный котел для получения горячей воды, через который проходят отработанные газы главного и вспомогательного двигателей.
Между главным двигателем и гребным валом установлена гидравлическая муфта системы "Вулкан", работающая смесью воды и масла, установленная для избежания поломки двигателя или винта при плавании во льдах. Если гребной винт затормозится глыбами льда, а двигатели будут продолжать работать, то одна половина муфты будет скользить по другой, и поломки не произойдет. Гребной винт отлит из стали и покрыт тонким слоем алюминия, предохраняющий винт от разъедания.

* - имеется ввиду расход в граммах на силу в час.

** - предположу, что использовались оптические пирометры, построенные на сравнении температуры нагретого в атмосфере газов тела и эталонной спирали, нагреваемой за счет подаваемого электропитания.

И кратко о теплоходах.

Котовский

теплоход "Котовский" в Евпатории, 1960 год. Фото из коллекции Виталия Темнышоваю Источник - kruiznik.ru
теплоход "Котовский" в Евпатории, 1960 год. Фото из коллекции Виталия Темнышоваю Источник - kruiznik.ru

23 июня 1941 года судно было зачислено в состав КЧФ и использовалось как санитарный транспорт. В декабре 1941 года судно было выведено из работы ввиду износа дизелей и использовалось в качестве несамоходной плавбазы подлодок типа М. После войны судно прошло капитально-восстановительный ремонт с заменой главного и вспомогательных двигателей и работало на Крымо-Кавказской линии (предположительно ремонт проходил в первой половине 50-х, известно, что теплоход после ремонта вышел в работу в навигацию 1954 года). Точных данных по окончательному выводу теплохода из работы нет (данные разнятся), но с большой долей вероятности можно утверждать, что к середине 60-х годов судно отправилось на разборку.

Молдавия

теплоход "Молдавия", довоенное фото. Источник - kruiznik.ru
теплоход "Молдавия", довоенное фото. Источник - kruiznik.ru

Как и "Котовский", "Молдавия" была с началом войны зачислена в состав КЧФ. Точной даты гибели судна на данный момент найти не удалось. Известно, что судно было поднято силами аварийно-спасательной службы КЧФ в 1946 году и разобрано на металлолом в том же году.