История - "Мотомир Вячеслава Шеянова" - IV

08.01.2018

Vor der Kaserne

Vor dem großen Tor

Stand eine Laterne

Und steht sie noch davor

So woll'n wir uns da wieder seh'n

Bei der Laterne wollen wir steh'n

Wie einst Lili Marleen...

Да, это первый куплет песни "Лили Марлен". Возле казармы у нас стоял фонарь... И речь сегодня пойдет о немецких мотоциклах, кои представлены в весьма солидном ассортименте.

Именно в "немецком отделе" представлен самый старый мотоцикл в экспозиции - Mars A20 1921 года выпуска.

Mars A20
Mars A20

Эта "машина для путешествий" была во многом оригинальной конструкцией. Достаточно сказать, что топливный и маслобак были составной частью рамы, а не навешивались на нее.

двигатель Maybach
двигатель Maybach

мотор запускался вращающейся рукояткой, как на автомобиле. Двигатель рабочим объемом 946 "кубиков" выдавал 12 лошадиных сил

внешний маховик служил так же крыльчаткой охлаждения (для первых двух десятилетий ХХ века это была весьма типичная конструкция)

в таком виде мотоцикл выпускался 12 лет - до 1932 года
в таком виде мотоцикл выпускался 12 лет - до 1932 года

в отличии от предыдущего экспоната, именно этот мотоцикл на многие годы задал компоновку баварских мотоциклов

BMW R32
BMW R32

R32 вышел на арену в 1923 году. Наш экземпляр выпущен в 1926 году. Именно на R32 оппозитный мотор встал поперек рамы, а на мотоцикле появилась карданная передача. До этого классической схемой для мотоцикла с оппозитными цилиндрами была продольная - как на том же Mars A20.

Этот мотоцикл был выпущен в 1928 году

BMW R47
BMW R47

Выпустив в 1925 году мотоцикл BMW R37, баварцы призадумались - для 1925 года это был современный, даже прогрессивный мотоцикл. Но весьма сложный в производстве.

R47 стал развитием R37 - конструкция мотоцикла была подвергнута ревизии. В результате производственные издержки сократились более чем на треть. Единственное что оставалось без изменений - мотор. Он перекочевал сюда с R37. И как результат - продажи R47 в 10 раз выше, чем у R37. Производство длилось недолго - всего лишь год. Для конца 20-х годов это нормальное явление - дизайн и конструкция мотоцикла тех лет менись с огромной скоростью.

Конец 20-х и начало 30-х - это поистине время поиска в машиностроении. С одной стороны - BMW Dixi, с другой - мастодонты в виде 24-цилиндровых кадилаков и мазерати.

Windhoff 750
Windhoff 750

Мотоциклостроение не отставало - конечно рядный четырехцилиндровый мотор не редкость, но на мотоцикле... Будь то датский Nimbus или как представленный на фото немецкий Windhoff 750. Но датский Nimbus появится лет на десять позже. А теперь вдумайтесь - на дворе 1928 год. И в этом году - карданная передача, рядный четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 748 "кубиков" с верхним расположением распредвала, приводимый в движение зубчатой передачей. Далеко не каждый "породистый" авиационный мотор имел такую "анатомию".

Особенностью конструкции было и то, что мотор был частью рамы - передняя часть мотоцикла "подвешивалась" к чугунной отливке головки блока цилиндров. Мотоцикл весил 185 килограмм и развивал скорость до 120 км/ч

Imperia 500 H «Sport»
Imperia 500 H «Sport»

Появившийся в 1928 году Imperia 500H "Sport" не был нафарширован новинками. Но при этом это был отличный, прекрасно управляемый (по тем временам) мотоцикл.

Машина оснащалась импортным мотором - одноцилиндровым 496-кубовым MAG IC9M производства фирмы Motosacoche. Мотоцикл выпускался до 1935 года, самаже фирма прекратила свое существование в 1939 году.

Standard BT1000 1930 года
Standard BT1000 1930 года

O.D. T100 1930 года
O.D. T100 1930 года

Т100 стал флагманом фирмы Ostner-Dresden. Оснащенный почти литровым V-образным мотором мощностью 22 л.с. (производства фирмы Motosacoche) мотоцикл развивал скорость до 120 км/ч

Ленин писал, что кухарка не может управлять государством. А кризис 20-х в Германии выкручивал людей так, что за производство мотоциклов брались даже те, кто машиностроению отношения не имел

Tornax III/30 1000cc
Tornax III/30 1000cc

Выпуском этого мотоцикла занимался ... ювелир. Немецкое качество сборки и британский мотор давали весьма неплохие результаты (данный мотоцикл оснащался мотором фирмы JAP)

BMW R5
BMW R5

R5 обладал весьма и весьма достойными характеристиками. 500-кубовый мотор мощностью 22 л.с. позволял мотоциклу на хорошей дороге развивать скорость до 140 км/ч. Мотор был уже более чем современной конструкции - с двумя распределительными валами, приводимыми цепью. Но при всем этом еще имел неподресоренное заднее колесо.

BMW R66
BMW R66

30 сильный верхнеклапанный мотор был дополнен свечной подвеской заднего колеса. R66 стал один из первых баварских мотоциклов, который имел подресоренное заднее колесо. Это не только повышало комфорт седока, но и улучшало ходовые качества.

BMW R61
BMW R61

несмотря на то, что в отличии от R66 R61 более простой и менее мощный мотор, как и его "старший брат" имел уже свечную подвеску заднего колеса.

BMW R12
BMW R12

R12 был одним из основных мотоциклов вермахта. Простые и проверенные временем конструктивные решения обеспечивали надежность и относительную долговечность мотоцикла в суровой армейской эксплуатации.

BMW R12
BMW R12
Zündapp KS 750
Zündapp KS 750

извечный конкурент баварской "конюшни" - завод Zundapp - в 1940 году выпустил тяжелый мотоцикл KS750. Мотоцикл предназначался только для армии. В темносерый цвет машины окрашивали для работы на европейском континенте, отправлявшиеся в Африку машины красились в темно-желтый (песочный) цвет. Так же машина стандартно оснащалась приводом на колесо коляски.

Zündapp KS 750
Zündapp KS 750
Zündapp K 800-W
Zündapp K 800-W

K800W стал единственным четырехцилиндровым мотоциклом на вооружении вермахта. В армейской работе, зачастую на бездорожье, вылезли те проблемы, которые при работе на обычных дорогах были не столь заметны. В частности из-за повышенного нагрева двигателя забрасывало маслом свечи задних цилиндров. Всего было построено 7569 армейских машин этого типа.

BMW R75
BMW R75

Этот мотоцикл считается одним из лучших мотоциклов вермахта

BMW R75
BMW R75

в коллекции музея он представлен в песочной окраске - для африканского корпуса Э. Роммеля

BMW R75
BMW R75

как и основной мотоцикл вермахта - KS750 - мотоцикл оснащался приводом на колесо коляски. Была так же попытка унифицировать эти машины. Но именно тут (кстати как и в случае с автотехникой) немецкий "ордунг" дал сбой - унифицированы были лишь второстепенные детали.

BMW R75
BMW R75
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2

Эта "каракатица" проектировалась как тягач. Как показала практика - зачастую в условиях войны в СССР только он и оставался на ходу в отличии от других немецких мотоциклов. Машина оснащалась 36-сильным мотором от автомобиля Opel Olimpia.

NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2
NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2
NSU 601 OSL
NSU 601 OSL

Этот мотоцикл выпускался всего лишь год - его выпуск был свернут с началом Второй Мировой войны. Наиболее часто 601-й подал к куртьерам и вестовым - сказывалась высокая скорость мотоцикла.

NSU 601 OSL
NSU 601 OSL
двигатель мотоцикла NSU 601 OSL
двигатель мотоцикла NSU 601 OSL
DKW NZ 500
DKW NZ 500

Многие узнали этот мотоцикл - именно с него началась послевоенная история Ижевского мотозавода - мотоцикл ИЖ-350.

Zündapp KS 600
Zündapp KS 600

Цундаппы изначально в основной своей массе шли в армию. И именно на основе KS600 был разработан следующий мотоцикл - армейский KS750. А KS600 в относительно небольших количествах поставлялся и на гражданский рынок.

Zündapp KS 600
Zündapp KS 600
Zündapp KS 600
Zündapp KS 600
Zündapp K 800
Zündapp K 800