История - "Мотомир Вячеслава Шеянова" - V

08.01.2018

Эх, дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая,
Помирать нам рановато -
Есть у нас еще дома дела...

Марк Наумович Бернес не воевал. Хотя что значит "не воевал"? Он, как и многие другие артисты театра, кино, певцы и музыканты ездил по передовым и выступал с концертами. Поэтому за добрым, несколько даже веселым голосом, бодрым ритмом "Песни фронтового шофера" кожей чуствуешь то, что ощущали на тех "путях-дорожках фронтовых" шоферы.

Мотоциклистам доставалось сполна. И если шофер на автомобиле имел хоть какую-то защиту от ветра и мороза в виде пусть и щелястой кабины (а то и просто брезентовой), то мотоциклист в любое время года получал все "33 удовольствия" в виде ветра, дождя, снега. Это сейчас мотоцикл на зиму ставится в гараж. А в годы Великой Отечественной Войны мотоциклисты ездили круглый год.

сегодня поговорим об отечественных мотоциклах в колекции музея. Увы, их крайне немного. До войны производство мототехники в СССР было сравнительно малочислено. Широко оно развернулось только с появлением таких конструкций, как ТИЗ-АМ-600, ПМЗ-А-750, Л-300 и лицензионного М-72. Их производство массово развернули лишь к концу 30-х и оно по сути заглохло (за исключением М-72). А после войны широко развернулось уже за счет оборудования, вывезенного в счет репараций из Германии. Вместе с оборудованием в СССР пришли и новые технологии - за годы Второй Мировой Войны немецкий мотоцикл стал фактически образцом технологичности.

Л-300 "Красный Октябрь" выпуска 1937 года
Л-300 "Красный Октябрь" выпуска 1937 года

Л-300 - конструкция оригинальная. В конце 20-х по указанию ЦК ВКП(б) было организовано широкое изучение иностранных конструкций. Задача была сформулирована так - выбрать наиболее технологически простые решения как с точки зрения производства, так и с точки зрения эксплуатации. Далее на базе этих решений создать свою конструкцию.

Л-300 получился весьма удачным и надежным мотоциклом. Всего за годы производства - с 1931 по 1940 год - было выпущено 1669 экземпляров.

Конструкция этого мотоцикла была противоречивой

ПМЗ-А-750
ПМЗ-А-750

ПМЗ-А-750 стал гибридом немецкой и американской школ мотостроения. В "немецкую" (явно видно влияние Цундаппа и БМВ) раму поставили силовой агрегат, построенный с явным подражанием американским харлеям и индианам - V-образный двухцилиндровый нижнеклапанный четырехтактный мотор, установленный продольно и цепной привод ведущего колеса. Производство было налажено в подмосковном Подольске. Увы, конструкция машины получилась неудачной. Аббривеатура завода с оттенком грустной сатиры расшифровывалась мотоциклистами как "Попробуй Меня Завести". Всего за годы производства - с 1935 по 1939 годы - было построено 4636 мотоциклов.

ИМЗ М-75
ИМЗ М-75

Этот мотоцикл был построен на базе рамы от М-72. Двигатель - экспериментальный, так же выполненный на базе мотора М-72, но головки цилиндров были (об этом свидетельствую и официальные документы) немецкого мотора - скорей всего от BMW R75 (дело в том, что в официальном отчете указан R51, но он имел меньший рабочий объем мотора)

ГМЗ М80
ГМЗ М80

Этот мотоцикл был построен в Горьком на мотозаводе. Сам завод прекратил свое существование в 1949 году - территория и корпуса были отданы Горьковскому автозаводу, а оборудование было перенесено в Киев, на Киевский мотозавод. Так что "Днепр" имел самые что ни есть волжские корни. Повожский немец, однако...

Что же касается мотоцикла М80 - он так же был построен на базе М72, двигатель был аналогичен ИМЗ М75

ИМЗ М-52С
ИМЗ М-52С

спортивные машины всегда являются полигоном для будущих серийных. Появившийся в 1957 году М-52С стал полигоном для отработки верхнеклапанных моторов Ирбитского мотозавода. Всего ирбитчане построили 20 экземпляров М-52С

М-72-73 (реплика)
М-72-73 (реплика)

Этот мотоцикл является репликой - он постироен на базе имеющихся агрегатов. Дело том, что ни один оригинальный экземпляр опытного М-73 не сохранился до наших дней. М-73 был создан на базе серийного М-72. Главное отличие - привод на колесо коляски. Привод на колесо коляски был изготовлен в мастерской Д. Попова по едиснтвенному сохранившемуся чертежу и отчету об испытаниях ГАБТУ.

ИМЗ М-72 первый советский мотоцикл с оппозитным мотором. С него и начались все Уралы и Днепры
ИМЗ М-72 первый советский мотоцикл с оппозитным мотором. С него и начались все Уралы и Днепры
ИМЗ М-72-75 - экспериментальный мотоцикл с верхнеклапанным мотором (реплика)
ИМЗ М-72-75 - экспериментальный мотоцикл с верхнеклапанным мотором (реплика)
ИМЗ М-72-75
ИМЗ М-72-75

И в завершении сегодняшнего - вот такой мотоцикл. Как так сложилось, что он дожил до наших дней - вопрос. Но от этого ценность его только выше. Это опытный ИЖ-8.201 Вега

ИЖ-8.201 Вега
ИЖ-8.201 Вега

Вега была сделана в двух вариантах - с роторно-поршневым мотором мощностью 82 л.с. и и обычным оппозитным мотором. Машина разрабатывалась как перспективная, с оппозитным мотором машина предназначалась для гражданского рынка, а с РПД - для колонны сопровождения машин первых лиц государства. Увы, тогда машина не пошла в серию.

Сегодня Ижевский завод вновь работает над мотоциклом для проекта "Кортеж". Есть идеи о восстановлении и массового производства в Ижевске. Очень хочется надеяться, что это не просто идеи...

продолжение следует..
продолжение следует..