История - Персидский коридор

30 June 2018

Практически сразу после начала Великой Отечественной Войны СССР, США и Великобритания начали согласование маршрутов военных поставок. Одним из вариантов был транс-иранский маршрут. В отличии от атлантического он был не так опасен. Суда с грузами приходили в иранские порты Басра и Бушир, далее грузы шли либо автотранспортом, либо по железной дороге (предположительно до станции Гюмри на границе с Арменией).

Для гарантий того, что бы Иран не выступил на стороне Нацистской Германии, СССР и Великобритания фактически окупировали королевство. Была проведена модернизация Трансиранской железной дороги.

Так сложилось, что сегодня наибольшую медийную известность имеет атлантический маршрут - по нему было перевезено наибольшее количество грузов и он был самый опасный. А вот Персидский корридор известен сравнительно плохо. Но не вспомнить о нем нельзя.

Теперь вместе фотографом Ником Парино заглянем в 1943 год. Фотографии из сорания библиотеки Конгресса США.

Советские и американский железнодорожники у локомотива немецкой постройки завода Круппа - Иран в предвоенные годы весьма серьезно сотрудничал с нацисткой Германией: Советский Союз просто не мог обеспечить изделиями промышленности это ближневосточное королевство, а британцы их считали не более чем колнией. И Иран стал своеобразным торговым "эльдорадо" для немцев. Именно поэтому среди иранских трофеев немало немецкого оружия с арабской вязью, например.
Советские и американский железнодорожники у локомотива немецкой постройки завода Круппа - Иран в предвоенные годы весьма серьезно сотрудничал с нацисткой Германией: Советский Союз просто не мог обеспечить изделиями промышленности это ближневосточное королевство, а британцы их считали не более чем колнией. И Иран стал своеобразным торговым "эльдорадо" для немцев. Именно поэтому среди иранских трофеев немало немецкого оружия с арабской вязью, например.
Обратите внимание на тепловоз - это тепловоз RSD6 - данный локомотив строился для армии США. Но на европейский континент шли не четырехосные машины (такие работали лишь в США), а шестиосные. Машина была весьма проблемнной (все из-за тех же ТЭДов средних осей тележки). Но во многом она стала прообразом послевоенного советского тепловоза ТЭМ1
Обратите внимание на тепловоз - это тепловоз RSD6 - данный локомотив строился для армии США. Но на европейский континент шли не четырехосные машины (такие работали лишь в США), а шестиосные. Машина была весьма проблемнной (все из-за тех же ТЭДов средних осей тележки). Но во многом она стала прообразом послевоенного советского тепловоза ТЭМ1
перевалка грузов в порту
перевалка грузов в порту
на капоте головного джипа конвоя сидит фотограф и автор этих фотографий - Ник Паррино. Если интересно - на шее у него немецкий Rolleiflex. Эти аппараты известны с 30-х годов, формат кадра 6х6. Кстати судя по сканам негативов - аппарат был достаточно сильно изношен
на капоте головного джипа конвоя сидит фотограф и автор этих фотографий - Ник Паррино. Если интересно - на шее у него немецкий Rolleiflex. Эти аппараты известны с 30-х годов, формат кадра 6х6. Кстати судя по сканам негативов - аппарат был достаточно сильно изношен
Иран конечно страна ближневосточная, но на севере страны бывает весьма прохладно, водители греются во время привала
Иран конечно страна ближневосточная, но на севере страны бывает весьма прохладно, водители греются во время привала
ближе к границе с СССР дорога идет в горных районах - снега там хватало
ближе к границе с СССР дорога идет в горных районах - снега там хватало
экипаж лидера - головной машины конвоя капитан Пригги и лейтенант МакКлур
экипаж лидера - головной машины конвоя капитан Пригги и лейтенант МакКлур
установка цепей противоскольжения
установка цепей противоскольжения
перекур. Если вы посмотрите на пачку сигарет в руках солдата, стоящего на подножке - это классический Camel (а не то что у нас в ларьках продается) или как его принято называть в США "солдатский Camel" - не знаю как сейчас, а еще сравнительно недавно такие сигареты продавались в США. Отличительной чертой солдатского Camel было отсутствие фильтра и крепчайший турецкий табак.
перекур. Если вы посмотрите на пачку сигарет в руках солдата, стоящего на подножке - это классический Camel (а не то что у нас в ларьках продается) или как его принято называть в США "солдатский Camel" - не знаю как сейчас, а еще сравнительно недавно такие сигареты продавались в США. Отличительной чертой солдатского Camel было отсутствие фильтра и крепчайший турецкий табак.
замена задней спарки
замена задней спарки
заправка машин бензином. Как мы видим - на трассе работали в основном (хотя выше проскакивала "морда" другой машины - предположу варианты Dodge, Scamel, International) фирмы Studebaker модели U6 - это был седельный тягач, унифицированный с хорошо знакомым нам полноприводным Studebaker US6. Отличия были в сравнительно короткой раме, седле для полуприцепа и осевой формуле 6х4. Эксплуатировались такие машины в основном в армии США, в небоевых частях (US6 и его модификации так и не встали полноценно на вооружение армии США, но успешно шли по ленд-лизу и в части, находящиеся в Европе и на Ближнем Востоке). Эксплуатировались они с полуприцепом Edwards-D11V грузоподъемностью 8,5 тонн
заправка машин бензином. Как мы видим - на трассе работали в основном (хотя выше проскакивала "морда" другой машины - предположу варианты Dodge, Scamel, International) фирмы Studebaker модели U6 - это был седельный тягач, унифицированный с хорошо знакомым нам полноприводным Studebaker US6. Отличия были в сравнительно короткой раме, седле для полуприцепа и осевой формуле 6х4. Эксплуатировались такие машины в основном в армии США, в небоевых частях (US6 и его модификации так и не встали полноценно на вооружение армии США, но успешно шли по ленд-лизу и в части, находящиеся в Европе и на Ближнем Востоке). Эксплуатировались они с полуприцепом Edwards-D11V грузоподъемностью 8,5 тонн
Трубы тоже везли в СССР - за годы войны СССР получил оборудование для нескольких нефтеперерабатывающих заводов. Часть этого оборудования дожила до наших дней.
Трубы тоже везли в СССР - за годы войны СССР получил оборудование для нескольких нефтеперерабатывающих заводов. Часть этого оборудования дожила до наших дней.
привал
привал
по серпантину
по серпантину
в облаках по дороге...
в облаках по дороге...
степи, пустыни, горы - дорога проходила через весь Иран
степи, пустыни, горы - дорога проходила через весь Иран
здесь привал уже в деревне
здесь привал уже в деревне
здесь машины явно после ночевки. Чернокожий солдат - обычное явление для вспомогательных частей
здесь машины явно после ночевки. Чернокожий солдат - обычное явление для вспомогательных частей
полковник Пол Юнт - он руководил формированием колонн и эшелонов в портах
полковник Пол Юнт - он руководил формированием колонн и эшелонов в портах
обед на трассе
обед на трассе
Виллисы использовались лишь для головных машин колонн
Виллисы использовались лишь для головных машин колонн
Жми, Джо!!!
Жми, Джо!!!
ремонт и профилактика под открытым небом
ремонт и профилактика под открытым небом
колонна идет через деревню
колонна идет через деревню
заправка фирмы BP
заправка фирмы BP
Леон Кэй, военный корреспондент United Press
Леон Кэй, военный корреспондент United Press
Георг Таккер, военкор Associated Press
Георг Таккер, военкор Associated Press
Текс О"Рейли, военкор New York Herald Tribune
Текс О"Рейли, военкор New York Herald Tribune