История - за речку - строительство дороги Термез - Хайратон - Мазари-Шариф - Кабул

24.06.2018

Трудно сказать, в каком состоянии эта дорога находится теперь. Уже много лет в Афганистане идет война. Но было время, когда в этой стране было относительно мирное время (не спокойно там было всегда - это специфика Востока).

Но для начала немного отойдем в сторону. Суть вот в чем: Афганистан входил в Движение Неприсоединения. Идея такого исключительно политико-экономического блока была сформулирована в 1956 году во время Бандунгской конференции 1955 года и трехсторонней встречи Исопа Броз Тито (Югославия), Гамаля Абдель Насера (Египет) и Двахарлала Неру (Индия). Собственно идея была простая - страны-участники не присоединяются ни к одному военному блоку.

Афганистан также вошел в Движение Неприсоединения. В конце концов с Советским Союзом были не простые отношения - в те годы в руководстве СССР были люди, которые еще очень хорошо помнили бои с басмачами в Советской Средней Азии.

Строительство трассы от Термеза позволяло и закрепить экономические взаимотношения - в конце концов по дороге куда проще доставлять грузы. Что касается военного аспекта - по сути это была единственная трасса на Кабул, да еще через горы. Так что такая нить снабжения была весьма уязвима, что и показало дальнейшее - во многом Советский контингент в Афганистане снабжался больше по воздуху, нежели по земле.

Увы, начиная с конца 60-х, в первую очередь не без помощи со стороны Запада, мир в Афганистане рассыпался в прах. Можно долго обсуждать - были ли ошибочными действия СССР в Афганистане или нет - но факт остается фактом - фактически с конца 60-х годов в Афганистане идет непрекращающаяся война, а из вполне идущей по западному пути страны Афганистан превратился в некий анклав, в котором немеряно террористов и наркобаронов. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь в Афганистане вновь воцарится мир и страна вновь начнет развиваться.

А теперь - фотографии. Сегодня смотрим снимки, сделанные Джеймсом Бурком. Некоторые снимки, сделанные им в Афганистане я уже публиковал, сегодня более подробно.

трасса проходила по горным ущельям - картинка надо сказать жутковатая
трасса проходила по горным ущельям - картинка надо сказать жутковатая
строительство моста, на заднем плане Волга ГАЗ-21 второй серии, кран советский - и по построке, и по принадлежности
строительство моста, на заднем плане Волга ГАЗ-21 второй серии, кран советский - и по построке, и по принадлежности
бульдозер на базе трактора Т-100
бульдозер на базе трактора Т-100
этот кадр мог вполне попасть на обложку журнала "Чехословацкое Мотор-Ревю" - на фото груженая Tatra-111
этот кадр мог вполне попасть на обложку журнала "Чехословацкое Мотор-Ревю" - на фото груженая Tatra-111
как видим - советская техника используется сплошь и рядом - на заднем плане советский экскаватор и самосвал ЗиЛ-ММЗ-585
как видим - советская техника используется сплошь и рядом - на заднем плане советский экскаватор и самосвал ЗиЛ-ММЗ-585
МАЗ-200 пылит по горному ущелью
МАЗ-200 пылит по горному ущелью
не ждали? А мерседес едет тут себе
не ждали? А мерседес едет тут себе
в таком ракурсе трудно сказать - КрАЗ это или еще ЯАЗ (а ЯАЗ есть на снимках, его видно по медведю на капоте)
в таком ракурсе трудно сказать - КрАЗ это или еще ЯАЗ (а ЯАЗ есть на снимках, его видно по медведю на капоте)

МАЗ-200 крупным планом
МАЗ-200 крупным планом
строительство тоннеля
строительство тоннеля
расчистка трассы
расчистка трассы
это грунтовый каток
это грунтовый каток
ЗиЛ или ЗиС - трудно сказать - все тот же мытищенский ММЗ-585
ЗиЛ или ЗиС - трудно сказать - все тот же мытищенский ММЗ-585
как видим - есть и автобусы, вполне рейсовые
как видим - есть и автобусы, вполне рейсовые
Т-100 все ни по чем
Т-100 все ни по чем
вагончики строителей
вагончики строителей
портал тоннеля
портал тоннеля
элеватор
элеватор
земляные работы
земляные работы
Скорей всего это Хайратон, виден даже небольшой буксир
Скорей всего это Хайратон, виден даже небольшой буксир
Douglas DC-3 во варианте C-47 авакомпании AREANA - Afganistan Airlines. Кто теперь знает, что была такая авиакомпания?
Douglas DC-3 во варианте C-47 авакомпании AREANA - Afganistan Airlines. Кто теперь знает, что была такая авиакомпания?
ГАЗ-21И Волга на фоне горной крепости
ГАЗ-21И Волга на фоне горной крепости
чехословацкие грузовики ценились в таких экстремальных условиях не менее советских. Более того, за счет большей свободы в СЭВ Татры работали во многих карьерах запада. Есть вполне известный факт - именно самосвалы на базе 111-ого шасси трудились в итальянских мраморных карьерах в Карарре. Причем итальянцы любили машины перегружать и нередко 111-ая ползла с 12-13 тонной глыбой мрамора, порой не касаясь передними колесами земли. Увы, ныне ветвь этих необычных грузовиков с "косолапой" задней подвеской ныне пресеклась.
чехословацкие грузовики ценились в таких экстремальных условиях не менее советских. Более того, за счет большей свободы в СЭВ Татры работали во многих карьерах запада. Есть вполне известный факт - именно самосвалы на базе 111-ого шасси трудились в итальянских мраморных карьерах в Карарре. Причем итальянцы любили машины перегружать и нередко 111-ая ползла с 12-13 тонной глыбой мрамора, порой не касаясь передними колесами земли. Увы, ныне ветвь этих необычных грузовиков с "косолапой" задней подвеской ныне пресеклась.
Защитный козырек над дорогой - виден след обвала, от которого и должен этот козырек защищать. Как видим - справляется.
Защитный козырек над дорогой - виден след обвала, от которого и должен этот козырек защищать. Как видим - справляется.