Киноразбор - II - Китайскій сервизъ

Кинофильм режиссера Виталия Москаленко "Китайскій сервизъ" вышла на экраны в 1999 году. Мне на глаза этот фильм попался году так 2004-м. Но Именно тогда в памяти всплыл один эпизод. Летом 1997 года я с родителями ездил на теплоходе в Москву. Так сложилось, что потом на борт я поднялся лишь в 2004-м. Но именно тогда (в 1997-м) на Волге в районе Ярославля нам попался теплоход, загримированный под что-то непонятное и с названием "Святитель Николай". Тогда проскочила мысль - ну переименовали видимо. Как раз во второй половине 90-х волжское пароходство стало вновь оживать, из затонов стали выводить в работу суда. И переименовывать их. А уже в 2004-м на экране я вот эту переделку и увидел. Загримировали, как выяснилось, теплоход "Эрнст Тельман".
Сам фильм достаточно своеобразный, чем-то напоминает этакую буффонаду. Волга в нем показана достаточно схематично. Но обо всем по порядку.

Прежде хочу отметить такой момент - здесь я по сути разбираю нарезку и сшивку, сделанную монтажерами ленты. Дело в том, что настоящих пароходов уже не было. Да и хроническое безденежье российского кинематографа фактически вынуждало идти на подобные вещи. Надо отдать должное режисеру, оператору и монтажеру - сделано качествено. Нет оущения разнобоя. И когда уже в наши дни киношники жалуются на то, что откровенные ляпы делаются из-за недостатка денег... Учитесь, дети малые!
Ей богу - не помню я такой дебаркадер в Плесе. Дело в том, что когда в Москве началось су-машествие с расстановкой дебаркадеров по берегам реки Москвы в качестве плавучих кабаков, то с Верхней Волги массово стали исчезать старые дебаркадеры. В конце концов - тогда же исчезли дебаркадеры костромского порта (их теперь можно увидеть разве что на фотографиях да в киноленте Э. Рязанова "Жестокий романс").
Кстати о дебаркадерах - и здесь можно встретить остатки былой волжской роскоши. Этим местом в фильме обозначены нескольких городов на участке от Царицына до Нижнего Новгорода. На самом деле - река Кострома, Ипатьевский монастырь в Костроме-городе.

Это Саратов и Камышин. На самом деле (в жизни) - г. Плес Ивановской области
Это Саратов и Камышин. На самом деле (в жизни) - г. Плес Ивановской области
И еще Саратов - хотя это все тот же спуск в Плесе, но снятый ночью - здесь "выходит" следователь Мышко (Сергей Никоненко)
И еще Саратов - хотя это все тот же спуск в Плесе, но снятый ночью - здесь "выходит" следователь Мышко (Сергей Никоненко)

теперь переберемся на сам "пароход". Надо сказать, что благодаря монтажеру, сшивки получились очень качественные. И для непосвященного зрителя они не выдают того, что один эпизод мог сниматься в двух-трех местах теплохода.
Граф Строганов (как потом выясняется Дмитрий Панин - талантливый картежник) выглядывает из окна своей каюты. Его играет Олег Янковский. Здесь Янковский действительно выглядывает из окна обычной пассажирской каюты шлюпочной палубы (там такие окна).

Но не может же "граф" ехать в рядовой каюте. Он занимает аппартаменты. В качестве аппартаментов графа выступает кормовой (музыкальный) салон средней палубы. "Эрнст Тельман" - теплоход первой серии 588 проекта, что и выдает дверь, размещенная на диаметральной плоскости судна в корме средней палубы - через этот выход граф обычно и выходит на палубу.
Но не может же "граф" ехать в рядовой каюте. Он занимает аппартаменты. В качестве аппартаментов графа выступает кормовой (музыкальный) салон средней палубы. "Эрнст Тельман" - теплоход первой серии 588 проекта, что и выдает дверь, размещенная на диаметральной плоскости судна в корме средней палубы - через этот выход граф обычно и выходит на палубу.
В другой салон поместили апартаменты певицы Зинаиды Волошиной (ее играет Анна Самохина)
В другой салон поместили апартаменты певицы Зинаиды Волошиной (ее играет Анна Самохина)

Это носовой салон средней палубы - видна дверь с террасы и собственно в полет контуженный сотрудник разведки отправляется именно из этой двери. Остается еще три крупных помещения подобного типа. Но оних позже - они уже не каюты, а используются по назначению.
Корабельный вертеп. Или кабаре - кому как больше нравится. Вроде все правильно - на корме шлюпочной палубы.

Зрителей же снимают на носовой террасе шлюпочной палубы
Зрителей же снимают на носовой террасе шлюпочной палубы
Полет контуженного, очередной. Вылетает он с леерного ограждения кормовой части шлюпочной палубы
Полет контуженного, очередной. Вылетает он с леерного ограждения кормовой части шлюпочной палубы

пролетает через люк за леером кормы средней палубы (есть там люк - между леером и флагштоком) - в него кстати отлично виден расположенный на корме главной палубы штурвал ручного рулевого управления (на случай отказа электрической рулевой машины)

а вот процесс приземления - снимается в середине судна, на трапе между шлюпочной и средней палубами
а вот процесс приземления - снимается в середине судна, на трапе между шлюпочной и средней палубами
"граф" и "скотопромышленник из Больших Медведей" (Олег Янковский и Сергей Безруков) решили отужинать. В качестве двери в ресторан - дверь носового пролета средней палубы, левый борт (оператор как раз стоит спиной к носу)
"граф" и "скотопромышленник из Больших Медведей" (Олег Янковский и Сергей Безруков) решили отужинать. В качестве двери в ресторан - дверь носового пролета средней палубы, левый борт (оператор как раз стоит спиной к носу)
по сценарию они приглашают на ужин дам. Но мест нет и официант предлагает им отужинать в ресторане при казино.
по сценарию они приглашают на ужин дам. Но мест нет и официант предлагает им отужинать в ресторане при казино.

сцена, на которой танцует барышня, снималась в нижнем носовом салоне-ресторане - он расположен в носовой части главной палубы - выдает латунированное ограждение (в левой части кадра) и характерный трап на заднем плане.

Здесь же и ужинают наши "деятели"
Здесь же и ужинают наши "деятели"

Характерная деталь данного помещения - на заднем плане. За декоративными "окнами" видны иллюминаторы, которые выходят на скулу теплохода. ТЕмно в них от того, что скулы то были задекорированы.

- Вас едят раки, раки, раки... Весьма жутковатый диалог контуженного и скотопромышленника происходит на обносе главной палубы
- Вас едят раки, раки, раки... Весьма жутковатый диалог контуженного и скотопромышленника происходит на обносе главной палубы
Все же картежные бои происходят в ресторане шлюпочной палубы
Все же картежные бои происходят в ресторане шлюпочной палубы
Вот и стол, за которым пойдет главная "баталия"
Вот и стол, за которым пойдет главная "баталия"

по сценарию над ним находится наблюдательный пост, через который мошенники наблюдают за жертвой

салон
салон
наблюдательный пост - он разместился в кинозале, расположенном в кормовой части надстройки шлюпочной палубы
наблюдательный пост - он разместился в кинозале, расположенном в кормовой части надстройки шлюпочной палубы
здесь видна крыша надстройки шлюпочной палубы и "труба", расположенная на кормовой фальштрубе
здесь видна крыша надстройки шлюпочной палубы и "труба", расположенная на кормовой фальштрубе
еще один полет контуженного - начнется от в двери носового пролета средней палубы
еще один полет контуженного - начнется от в двери носового пролета средней палубы
а завершится на трапе, ведущем из кормового пролета главной палубы в среднюю часть нижней палубы
а завершится на трапе, ведущем из кормового пролета главной палубы в среднюю часть нижней палубы
оправившись после такого полета контуженный куда-то идет по судну. Этот кадр снят на главной палубе в корме - виден трап, ведущий в машинное отделение теплохода
оправившись после такого полета контуженный куда-то идет по судну. Этот кадр снят на главной палубе в корме - виден трап, ведущий в машинное отделение теплохода
И снова в кадре Ипатьевский монастырь - съемка идет со средней палубы теплохода, на переднем плане - трап ведущий в носовой пролет главной палубы
И снова в кадре Ипатьевский монастырь - съемка идет со средней палубы теплохода, на переднем плане - трап ведущий в носовой пролет главной палубы
контуженному нет покоя. Он вылезает откуда-то из помещений. Съемка идет на корме главной палубе, контуженный сидит на краю люка румпельного отделения
контуженному нет покоя. Он вылезает откуда-то из помещений. Съемка идет на корме главной палубе, контуженный сидит на краю люка румпельного отделения
вылез и слинял - в кадр опять попадает штурвал ручного руля
вылез и слинял - в кадр опять попадает штурвал ручного руля
Мышко возвращается на "пароход", что бы арестовать аферистов - он поднимается на борт по расположенному в корме шлюпочному трапу
Мышко возвращается на "пароход", что бы арестовать аферистов - он поднимается на борт по расположенному в корме шлюпочному трапу
паралельно аферисты "ломают комедию" - бег с препятствиями по шлюпбалкам
паралельно аферисты "ломают комедию" - бег с препятствиями по шлюпбалкам
Мышко и Волошина на полубаке
Мышко и Волошина на полубаке
тут вообще скачки - вот контуженный идет по вестибюлю средней палубы
тут вообще скачки - вот контуженный идет по вестибюлю средней палубы
и тут же "поднимается" на палубу вверх - это носовой пролет средней палубы - то есть вылезает с трапа с главной на среднюю палубу
и тут же "поднимается" на палубу вверх - это носовой пролет средней палубы - то есть вылезает с трапа с главной на среднюю палубу
Сервировочная верхнего ресторана, расположена она в носовой части шлюпочной палубы - достаточно небольшое помещение
Сервировочная верхнего ресторана, расположена она в носовой части шлюпочной палубы - достаточно небольшое помещение
Здесь в кадре мы видим схему, по которой аферисты шифруют подсмотренные комбинации карт у жертвы. Но вот процесс передачи данных... С наблюдательного поста один спускается по трапу, ведущему на мостик со шлюпочной палубы, ему навстречу из вентшкафа (он расположен на средней палубы как раз у трапа) выглядывает другой официант, который и будет в сервировочной выкладывать нужные комбинации (как я уже говорил - реально сервировочная метрах в 20 от этого места)
Здесь в кадре мы видим схему, по которой аферисты шифруют подсмотренные комбинации карт у жертвы. Но вот процесс передачи данных... С наблюдательного поста один спускается по трапу, ведущему на мостик со шлюпочной палубы, ему навстречу из вентшкафа (он расположен на средней палубы как раз у трапа) выглядывает другой официант, который и будет в сервировочной выкладывать нужные комбинации (как я уже говорил - реально сервировочная метрах в 20 от этого места)
связной пошел - он спускается по служебному трапу левого борта с ходового мостика на шлюпочную палубу
связной пошел - он спускается по служебному трапу левого борта с ходового мостика на шлюпочную палубу
официант "рядом" с сервировочной - этот трап ближе к носовому пролету, официант смотрит из венткамеры на средней палубе
официант "рядом" с сервировочной - этот трап ближе к носовому пролету, официант смотрит из венткамеры на средней палубе
бегом-бегом...
бегом-бегом...
сервировка по схеме
сервировка по схеме
Мышко со следственной бригадой и матросами выходит брать банду аферистов. сбор проходит в кают-кампании теплохода - ее выдает выход трапа в правой части кадра. Расположена она в кормовой части надстройки главной палубы.
Мышко со следственной бригадой и матросами выходит брать банду аферистов. сбор проходит в кают-кампании теплохода - ее выдает выход трапа в правой части кадра. Расположена она в кормовой части надстройки главной палубы.
Пошли! Носовой пролет средней палубы
Пошли! Носовой пролет средней палубы
Вестибюль шлюпочной палубы - виден характерный плафон
Вестибюль шлюпочной палубы - виден характерный плафон
Финальные кадры - Нижний Новгород, стрелка. Здесь все как и есть сейчас. Ну если конечно ничего не посносили
Финальные кадры - Нижний Новгород, стрелка. Здесь все как и есть сейчас. Ну если конечно ничего не посносили
склады нижегородского порта - расположены на Стрелке
склады нижегородского порта - расположены на Стрелке
Со стороны нижегородского кремля появляется дирижабль
Со стороны нижегородского кремля появляется дирижабль

весьма уникальный аппарат - дирижабль. Читается и его регистрационный номер - 01507 ФЛА. Вот что по нему удалось отыскать:
Год постройки - 1995 год.
Аэростатика-02
Тип: Аэростатика - 02 (газовый)
Название: Известен так же как А-02
Регистрация: 01507 ФЛА
Производство: НПФ «Аэростатика» и МАИ
Год первого полёта: 1995
Объём: 650 куб. метров (22 950 cu. ft.)
Длина: 27,60 метров
Двигатели: 1×Rotax - 582UL (48 кВт - 65 л.с.)
Экипаж/пассажиры: 1/0
(Проводились экспериментальные полёты с 1 пассажиром)
Примечания: В настоящее время эксплуатируется в Вольском 13-м ВИЦ ВВС.
кадры самого дирижабля:

В течении фильма несколько раз в кадре появляется буксир "Быстрый" - это самый настоящий паровой буксир проекта 733.
В течении фильма несколько раз в кадре появляется буксир "Быстрый" - это самый настоящий паровой буксир проекта 733.
 Вот еще несколько кадров, снятых на "Быстром", хотя по фильму они показывают гребное колесо и машину "Святителя Николая". На самом же это колесо и машина "Быстрого":
Вот еще несколько кадров, снятых на "Быстром", хотя по фильму они показывают гребное колесо и машину "Святителя Николая". На самом же это колесо и машина "Быстрого":

А вот адресс финального кадра фильма можно установить точно - г. Нижний Новгород, ул. Советская, дом 13. Это здание главного ярморочного дома Нижегородской ярмарки. Фонтан все там же - напротив центрального входа. Найти проще паренной репы - переходите Оку по Канавинскому мосту и сворачиваете по Советской налево. Таким образом за спиной у вас остается храм Александра Невского (тот что на Стрелке) и топаете по Советской 200 метров до светофора, там переходите на другую стоону - и вот она, ярмарка. Таким макаром от Канавинского моста до этого фонтана - 500 с хвостиком метров

Теплоход "Эрнст Тельман" в таком загримированом виде находился до 2004 года - тогда судно было проданно компании "Цезарь Тревел". Теплоход восстановил внешний вид 588 проекта, перестроен внутри и работал на Волге. Работает ли он в этом году - пока не знаю. По крайней мере на сайте владельца и оператора (Цезарь Тревел) его нет. Из всех трехпалубных теплоходов Цезаря в работе остается таким образом лишь один - "Президент" (теплоход "Сергей Абрамов", на борту которого разворачивается действие кинокомедии "День Выборов", сгорел у причальной стенки Северного Речного Вокзала г. Москвы осенью 2011 года и в 2013 году был разобран на металл в г. Череповец Вологодской области).
Паровой буксир "Быстрый" в 2009-м году тоже поменял владельца, его начали перестраивать в прогулочное судно, но увы... Так он и мыкается до сих пор по затонам. По данным на 2015 год он находился в Ярославле. Далее данных о его местонахождении и судьбе пока нет. Хотя если так разобраться - он и паровой барказ "Конаково" фактически оставались последними действующими пароходами на Волге.
Дирижабль "Аэростатика-02" был передан в воздухоплавательтельную часть МО РФ (в/ч 52527) в г. Вольск Саратовской области.
Фильм выходил на DVD диске, копии этого диска ходили достаточно долго.