Киноразбор - Контрабанда, 1974 год

Сегодня - фильм 1974 года "Контробанда" Станислава Говорухина.

Собственно флота в фильме немало. Буксиры, грузовые и пассажирские суда (в кадре мелькнет, например, "Абхазия"). Главным же героем фильма выступает дизель-электроход "Россия". Наиболее известно его участие в кинокомедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука", где судно сыграло роль теплохода "Михаил Светлов". Но там - лишь несколько эпизодов на судне снято. В "Контробанде" же основное действие разворачивается как раз на судне. "Россия" здесь тоже выступает под чужим именем - теплоход "Александр Грибоедов". По фильму судно работает на Ближневосточной линии (Одесса - Варна - Фамагуста - Бейрут - Одесса). Здесь судно еще будет заходить в Фамагусту - фильм снимался в 72-73 годах, на тот момент северная часть острова Кипр еще не была оккупирована. Напомню, что независимость с образованием Кипрской Республики остров получил в 1960 году, а с 1974 года северная часть острова была оккупирована турецкими войсками с образованием ныне непризнанного государства Турецкая Республика Северного Кипра. С тех пор порт в Фамагусте закрыт.

Итак - На советском пассажирском теплоходе таможенники нашли бесхозный саквояж. Открыв его, они обнаружили платиновые пластинки, применяемые как контакты в приборах высшей точности. Каждая из них была спрятана в отдельную конфету. А на заводе высокоточных приборов, где изготовлялись эти детали, убита женщина, замешанная в хищениях. Сотрудники госбезопасности идут по следу контрабандистов. Дело о расследовании этого преступления поручается молодому оперативному работнику Звонареву, который распутывает цепь, как с советского завода контрабандисты похищают детали, содержащие драгоценный металл - платину и через агента пытаются переправить на пассажирском теплоходе "Александр Грибоедов" за границу. Чтобы замести следы, преступник пытается убить свидетеля...

дизель-электроход "Россия" - в фильме он называется "Александр Грибоедов"
дизель-электроход "Россия" - в фильме он называется "Александр Грибоедов"

об истории этого судна можно прочитать здесь.

Технические данные:

Судоверфь: "Deutsche Werft", Гамбург, Германия.

Строительный номер: 174.

Дата спуска судна со стапеля: 15.01.1938

Дата ввода судна в эксплуатацию: 08.07.1938

Валовая вместимость (в 1938 году): 16595 рег.тонн.

Валовая вместимость (в 1984 году): 17870 рег.тонн.

Чистая вместимость (в 1984 году): 9578 рег.тонн.

Дедвейт (в 1938 году): 6800 т.

Дедвейт (в 1984 году): 7710 т.

Длина (максимальная): 182,15 м.

Ширина (максимальная): 22,57 м.

Высота борта: 12,43 м.

Осадка: 7,77 м.

Дальность плавания: 12800 миль.

Фирма-изготовитель дизельных двигателей: "MAN", Германия.

Фирма-изготовитель гребных электродвигателей: "AEG", Германия.

Энергетическая установка: Дизель-электроход, шесть дизель-генераторов (пять 8-цилиндровых и один 6-цилиндровый), два гребных электродвигателя.

Количество винтов: 2

Максимальная суммарная мощность дизельных двигателей: 12696 кВт (17250 л.с.) Максимальная суммарная мощность главных генераторов: 10320 кВт (14021 л.с.) Максимальная суммарная мощность гребных электродвигателей: 8800 кВт (11956 л.с.) Скорость хода (максимальная/эксплуатационная): 17/15 узлов.

Количество пассажиров в I классе (в 1938 году): 185 человек.

Количество пассажиров в туристическом классе (в 1938 году): 164 человека.

Количество пассажиров (в 1946 году): 730 человек

Количество пассажиров (в 1969 году): 792 в каютах плюс 500 палубных пассажиров.

Членов экипажа (в 1938 году): 241 человек.

Экипажа (в 1946 году): 246 человек.

Членов экипажа (в 1969 году): 260 человек.

Позывной сигнал (в 1938 году): DJWU

Позывной сигнал (с 1946 года): UKDA

Порт приписки (1938 – 1945): Гамбург, Германия.

Порт приписки (1946 – 1985): Одесса, СССР.

Остается добавить, что первоначальное название судна была Patria (Родина). Кстати с названием связанна одна легенда- мол де судно было названо именем Гитлера. Кстати такая байка ходит про многие трофейные суда. Иногда еще и Ева Браун фигурирует. Но это не так. Данные 1946 года приведены после передачи судна в качестве репараций Советскому Союзу и реконструкции.

 абсолютно официальный способ перевозки автомобилей. Кстати в расписании  морфлота за 1971 год даже тарифы на перевозку указаны - но только для  Крымо-Кавказской линии.
абсолютно официальный способ перевозки автомобилей. Кстати в расписании морфлота за 1971 год даже тарифы на перевозку указаны - но только для Крымо-Кавказской линии.
"Александр Грибоедов" - под таким названием судно фигурирует в киноленте
"Александр Грибоедов" - под таким названием судно фигурирует в киноленте
порт Варна. На переднем плане - Комета-4
порт Варна. На переднем плане - Комета-4

Теперь интерьеры "России":

ресторан первого класса
ресторан первого класса
один из баров
один из баров
Радиорубка
Радиорубка
на переборке видна табличка с позывным судна - UROZ. Но настоящий позывной был UKDA
на переборке видна табличка с позывным судна - UROZ. Но настоящий позывной был UKDA
вестибюль
вестибюль
второй бар
второй бар
опять вестибюль - небольшой концерт для пассажиров
опять вестибюль - небольшой концерт для пассажиров
достаточно традиционный ракурс на судно у Говорухина - подобный пролет есть и в "Дне Ангела" (кинолента 1968 года, там снимается теплоход "Крым" - его мы уже видели в киноразборе фильма "Иностранка")
достаточно традиционный ракурс на судно у Говорухина - подобный пролет есть и в "Дне Ангела" (кинолента 1968 года, там снимается теплоход "Крым" - его мы уже видели в киноразборе фильма "Иностранка")
Бассейн на верхней палубе, второй бассейн организовывался на крышке носового трюма на полубаке
Бассейн на верхней палубе, второй бассейн организовывался на крышке носового трюма на полубаке
кусочек палубы
кусочек палубы
 Вход с палубы в бар
Вход с палубы в бар
штурманский закуток
штурманский закуток
выхлопные коллектора в машинном отделении
выхлопные коллектора в машинном отделении
один из камбузных титанов - в нем как раз преступник устроил тайник
один из камбузных титанов - в нем как раз преступник устроил тайник
еще вестибюль и рецепция
еще вестибюль и рецепция
Вот тут непонятно - или салон капитана или кают-кампания
Вот тут непонятно - или салон капитана или кают-кампания
Выход к трапу
Выход к трапу

Одесский порт, морвокзал. Вдали слева виден теплоход проекта 646 - это или Онега или Белинский, на переднем плане - кто-то из Ай-ай-айчиков, справа - один из "поэтов" - либо "Иван Франко", либо "Шота Руставелли". Лермонтова построят позже, а Пушкин тогда был уже в составе БМП.

в кадре появляется теплдоход "Абхазия" (бывш. Ленсовет, статья о судне здесь) - это уже вторая "Абхазия", судно разобрано на металл в 1980 году. Первое судно, построенное в 1927 году (т.н. серия крымчаков), погибло в 1942 году, поднято и в 1956 году было разобрано.

грузопассажирский теплоход "Кооперация", так же в те годы ходивший по  ближневосточной линии. судно будет выведено из работы в 1979 году и  поставлено в устье Дуная в качестве плавобщежития. В 1987 году уведено  на разделку в Порт-Саид.
грузопассажирский теплоход "Кооперация", так же в те годы ходивший по ближневосточной линии. судно будет выведено из работы в 1979 году и поставлено в устье Дуная в качестве плавобщежития. В 1987 году уведено на разделку в Порт-Саид.

Статью о теплоходе "Кооперация" можно прочитать здесь