Между вундервафлей и шушпанцером - I - автомобиль на подводных крыльях

06.04.2018

Прервем на некоторое время круизную тему. Давно думал открыть свою (была у меня такая в ЖЖ) тему "Гибрид дога с носорогом" - различные воплощенные в металле нестандартные транспортные средства. Во всяком случае подвесной паром, грузовой фуникулер (который на себе трамваи таскал) или паровоз с карданной передачей под такое вполне подходят. Но тут закралась мысль - немало разработок гражданских. Но еще больше выдавали "на гора" военные. Потому будем делать так: под "Гибридом дога с носорогом" будет публиковаться гражданская техника, а "Между вундервафлей и шушпанцером" будут военные. Погнали. Сегодня военные. И что характерно - американские.

Я уж не знаю, каким макаром Альфреда Эйзенштедта пустили на испытания опытной машины. Но пустили. Возможно, что так как машина не была принята на вооружение, а потому считалась гражданской.

На снимках LVHX-1 или по армейскому обозначению ARC(K)-1. Снимки сделаны в Чесапикском заливе и на реке Потомак, где проходили испытания машины.

выход на крыло
выход на крыло

К разработке этой вундервафли приступили в 1959 году. Участвовало две фирмы — Anti-friction Hull Corporation и Bell Aerosystems Company. Собственно зачем брались — понятно: идея в целом то неплохая, так как можно подойти к берегу на большой … а вот и нет. Главная проблема судов на подводных крыльях — требования к акватории по минимальной глубине. Конечно "Метеор" на полном ходу крылом и бревна рубил — благо два дизеля М400 это сила. Но все же постоянно рубить бревна и пахать песок крыльями не выйдет. Поэтому акватории, где работали суда на подводных крыльях должны были капитально чистится (у нас до сих пор судовые хода каждую регулярно протраливают). Но армейцам то как быть? Поэтому было необходимо делать крылья убирающимися. А это дополнительный вес и сложность техники. Кроме того, переход на водоизмещающий режим снижает ту самую скорость. А значит попасть легче. Только когда судно уже у берега — в него и целиться из пушек не станут — оно будет уже в пределах досягаемости пулеметов и стрелкового оружия. Поэтому работы по этому шушпанцеру тихо свернули в 1964 году. Кроме того, на крылатую амфибию было практически невозможно навешивать даже противопульную броню — вес увеличивался в прогрессии, так как увеличесние веса требовало более мощного двигателя, а он и его системы тяжелее, надо увеличивать прочность корпуса и т.п. Но тема была более чем оригинальная и фактурная.

ход в водоизмещающем режиме
ход в водоизмещающем режиме

опущены стойки колес - машины выходит на берег, крылья убраны, но еще работает винт, так как сцепление колес с грунтом еще сравнительно низкое
опущены стойки колес - машины выходит на берег, крылья убраны, но еще работает винт, так как сцепление колес с грунтом еще сравнительно низкое

выход на берег, поднят гребной винт
выход на берег, поднят гребной винт
в положении для десантирования расчета
в положении для десантирования расчета
откидной трап-борт
откидной трап-борт
ход на крыльях - работает только винт, колеса убраны в верхнее положение
ход на крыльях - работает только винт, колеса убраны в верхнее положение
теперь обратно в воду - здесь хорошо видна откидная колонка гребного винта
теперь обратно в воду - здесь хорошо видна откидная колонка гребного винта
переднее крыло убрано, кормовое в процессе уборки
переднее крыло убрано, кормовое в процессе уборки
экипаж
экипаж
и испытатели
и испытатели

и немного о самой машине. Машина оснащена двумя двигателями — дизельными воздушного охлаждения и карбраторным водяного охлаждения. Бензиновый мотор был катерным, это V-образная "восьмерка" Chrysler Marine мощностью 216,3 кВт. Дизельная силовая установка использовалась для хода по суше и режима выхода из воды, когда привод осуществляется и на винт, и на колеса. Она представляла из себя два спаренных 6-цилиндровых дизеля воздушного охлаждения фирмы Continental суммарной мощностью 484,7 кВт
Длина машины 11430 мм, ширина 3200 мм, осадка в водоизмещающем режиме 1600 мм. На вооружение машина так и не попала.

первоначально текст был написан для портала drive2.ru