Московский анабасис - VI - с ними старший - МуромЭц!

09.04.2018

Был когда-то давно весьма интересный вид туризма в СССР - "по местам Боевой славы" и "По Ленинским местам". Маршруты могли варьироваться - все же в Лозанну не повезешь - еще не пустят, а ведь такое "не пущать" из-за того что Швейцария - капстрана, могло превратиться в политическую незрелость - Ленин то там не один год прожил. Таже канитель и с Шушенским. Нет, нет проблемы сначала на теплоходе пройти по Енисею и далее по Тайге. Но все же как экстремально.
Вообще люди ездили. Как минимум потому что экскурсии были весьма интересные, да и можно было поездить в роли туриста цивилизованного по стране.
Вспомнил я об этом вот почему - ведь идем то мы по местам богатырским, былинным. Неверите? Зря - считаем: Муром - отсюда родом Илья Муромец (Муромский), в Ярославской области - Ростов Великий - родина Алеши Поповича, Евпатий Коловрат - так тот вообще боярин и воевода рязанский, в Галиче (Костромская область) - Дюк Степанович - весьма оригинальный персонаж русского эпоса, по одной из версий Галич - его родина, из Галича так же Михайло Казарянин. Конечно этот список не сравниться с киевской и новгородской "богатырскими переписями" - все же это наиболее могущественные города были на Руси. Но все же.
Тем более - богатыри - народ беспокойный, да и всякие соловьи-разбойники да черноморы и прочая нечисть не дремала, не говоря уже о вполне реальных Чингиз и прочих ханах. Так что ездили далеко, бились часто. Суровое время было.
Но пошутили (а в шутке как известно только доля шутки) - сегодня:

набережная Мурома пребывает в каком-то полунедостроенном состоянии
набережная Мурома пребывает в каком-то полунедостроенном состоянии

Пожалуй - это самый древний город на нашем маршруте - упоминается в первые в 862 году - девятый век. А раз "первое упоминание" и сразу упоминается как город - то значит еще древнее. Город весьма неторопливый, патриархальный - солидный возраст требует. Хотя во многом это из-за того, что промышленность в Муроме далеко не в лучшей форме - текстильные фабрики позакрывались, приборный и тепловозостроительный - еле сводят концы с концами. Тепловозному заводу полегче - он живет ремонтом и производством запчастей. Хотя правильней сказать - выживает.
Название города происходит от финно-угорского племени мурома́, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом. Первым удельным муромским князем считается Глеб Владимирович. В 1088 году город подвергся захвату со стороны волжских булгар.
С 1097 года — столица Муромо-Рязанской земли. В самостоятельное княжество Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в 1127 году при князе Ярославе Святославиче. Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отождествляют с крестившими муромскую землю святым князем Константином, княгиней Ириной, убиенным муромскими язычниками княжичем Михаилом (сын) и княжичем Феодором (второй сын). В 1129 году после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел и был первым муромским князем его сын — Юрий (Феодор) Ярославич, а с 1143 по 1145 года — третий сын — Святослав, позже — внук — Ростислав. При князе Ростиславе Муромо-Рязанская земля распалась на Муромское и Рязанское княжества, которые окончательно обособились после смерти Святослава (1145).

В Рязани князь оставил сына Глеба. Рязанский князь Глеб Ростиславич всеми средствами боролся со своим северным соседом Ростово-Суздальским княжеством. Итогом стала победа Всеволода Большое Гнездо (1208), который пленил местных князей. С 1219 года в Рязани княжил Ингварь Игоревич, наследовал ему брат Юрий. При нём княжество подверглось опустошению ордами Батыя. Сожжённый дотла монголо-татарами, Муром в 1293 году исчезает со страниц русских летописей. Новое упоминание о нём относится только к 1351 году и связано с последним муромским князем — Юрием Ярославичем, которого в 1355 году согнал со своего престола Фёдор Глебович. В 1392 году великий князь московский Василий I Дмитриевич присоединил Муромское княжество к Москве.
В середине XVI века в Муроме собирались войска Ивана Грозного для участия в походах на Казань. К этому времени относится строительство в городе первых каменных храмов. С XVII века Муром становится важным ремесленным центром. Здесь трудятся искусные мастера по выделке кож, сапожники, кузнецы, ювелиры, портные и другие мастера. С того времени началась слава и муромских калачей.
В 1708 году Муром находился в составе Московской губернии, с 1778 года — уездный город Владимирского наместничества (с 1796 года — губернии). Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX — начале XX века, так как масштабные пожары 1792 и 1805 годов уничтожили практически все старые деревянные постройки. Новый город застраивался по генеральному плану, разработанному Иваном Михайловичем Лемом и утверждённому императрицей Екатериной II ещё в декабре 1788 года. План предусматривал переход от радиально-лучевой схемы застройки города к строго перпендикулярной прокладке улиц. В результате кварталы в центре Мурома представляют прямоугольники размером 250 на 150 метров. В 1980-е сформировавшийся порядок был нарушен. По проекту главного архитектора города Н. А. Беспалова многие улицы в центре Мурома были перегорожены многоподъездными домами.

В Муроме был построен первый во Владимирской губернии водопровод. Для этого в 1863 году на пересечении улиц Рождественской и Вознесенской (сейчас это пересечение улиц Ленина и Советской соответственно) была построена водонапорная башня. Средства на возведение башни и прокладку труб дал городской глава Алексей Васильевич Ермаков — богатый купец и меценат. В XIX веке в Муроме начали действовать чугунолитейный и механический заводы, льнопрядильная и хлопчатобумажная фабрики, в 1916 году построены железнодорожные мастерские.
8-10 июля 1918 года — белогвардейское восстание.
В советское время многие храмы города подверглись разорению, несколько приходских церквей XVI—XVII веков и вовсе снесли. В их числе оказался и доминировавший в городской застройке собор Рождества Богородицы, выстроенный по приказу Ивана Грозного в середине XVI века. 30 июня 1961 года в городе прошли массовые беспорядки, в которых участвовали свыше 1,5 тысячи рабочих завода имени Орджоникидзе. Было применено оружие, двое рабочих получили ранения, 12 отданы под суд.
До 2010 года Муром имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 город был этого статуса лишён.

носом в берег приткнулись путейцы
носом в берег приткнулись путейцы
у причала стоит М-192 - он осуществляет прогулочные рейсы. Но сегодня он безработный - погода явно не благоволит к речным прогулкам.
у причала стоит М-192 - он осуществляет прогулочные рейсы. Но сегодня он безработный - погода явно не благоволит к речным прогулкам.
Космодамианская (Косьмы и Димиана) церковь, на заднем плане - Смоленская церковь - к ней мы чуть позже подойдем
Космодамианская (Косьмы и Димиана) церковь, на заднем плане - Смоленская церковь - к ней мы чуть позже подойдем

История это церкви, отстроеной на берегу Оки весьма загадочна. По одной из легенд, она была построена на месте, где стоял шатер Ивана Грозного во время похода на Казань в 1552 году. Иван Грозный заболел, и был, собственно говоря, присмерти. Но случилось чудо - царь выздоровел. В ознаменование сего божественного исцеления и была на этом месте построена церковь, освещенная в последствии в честь святых преподобных Козьмы и Демьяна. Надо отметить, что на Волге есть целый город, которому эти святители дали имя - Козьмодемьянск.
Но вернемся на Оку. Легенд вокруг этой церкви было много - и все были завязаны на Иоана IV Грозного. И только в 1901 году история церкви была открыта. Хотя с другой стороны можно считать это наиболее правдоподобной версией. Местный историк и краевед Н. Г. Добрыкин в развалинах храма (к началу ХХ века храм был заброшен и в таком виде простоял до начала 90-х годов) обнаружил записи о том, что церковь была освящена в 1552 году - в то время когда тут был Иоан IVозный. Или мог быть.
Здесь мы немного отступим от истории церкви и поговорим о том почему не "был", а "мог быть". Для начала вернемся в XVI век, а именно на дату 23 августа 1552 года. Именно в этот день русское войско подошло к стенам Казанской крепости и начало ее осаду. 2 октября оборонявшиеся под предводительством князя Ядыгар-Мухаммеда пала.
Дело в том, что фактически до XVIII века - тоесть до времен петровских, а кое-где и до, фактически, ХХ века основной путь передвижения, перемещения людей и грузов был водный. Только во второй половине XIX века, когда началось массовое железнодорожное строительство, лошадь и пароход потеснились. Но пароход долгое время оставался чуть ли не единственным крупным транспортным средством - достаточно посмотреть на развитие пароходных обществ в России конца XIX - начала ХХ века. Более точно об этом можно почитать в монографии Шубина "Волга и волжское пароходство" (издание 1928 года и репринятое издание 1988 года).
Тоесть у Грозного было два варианта - или идти по лесам и долам пешком, гнать войско. Но тогда имелись все шансы, что армия подойдет к стенам Казани уже выдохшейся. Ведь на себе надо нести доспехи, оружие, боеприпас к редким, но уже имевшимся пушкам (есть достоверные сведения об использовании артиллерии при осаде Казани), фураж для лошадей и провиант для солдат.
Потому - а как мы видим по датам - осада началась летом, как бы мы сейчас сказали "в навигацию", то вполне (что кстати более вероятно) войско могло прибыть в Казань по воде. Тем более что поход 1550 года был осуществлен как раз по воде - кстати именно сплавом были доставлены по Волге детали крепости Свияжск, заготовлены они были в Угличе. Тоесть один из вариантов маршрута - по земле на Волгу, а там на кораблях вниз по реке. В пользу такого варианта говорит и тот факт, что реки Москва и Ока весьма извилистые и потому путь по воде куда длиннее сухопутного. Но как мы уже отмечали - Москва и Ока были весьма полноводными реками (собственно в XVI веке Москва начала мелеть). Тоесть вполне вероятно, что войско шло по этим рекам к Нижнему Новгороду (а он тогда стоял именно как пограничная крепость на пути в Орду). Тоесть такой вариант тоже вероятен. И тогда вполне возможно, что в определенном раскладе войско останавливалось в Муроме. Причем даже в случае сухопутного похода войска могли останавливаться в Муроме, так как тут имелось царское подворье. А в пользо речного варианта говорит распространение на реках стругов и паузков - весьма крупных и вместительных судов. Например, паузок мог иметь грузоподъемность до 120 тонн.
Потому и вполне вероятно, что шатер царя мог стоять на этом месте. Тоесть с учетом того, что царь был чуть ли не полубогом, то вполне вероятно и то, что на этом месте впоследствии могли заложить церковь. Оставалось только выяснить, на чьи средства была построена церковь. Первым открытием было то, что еще в 1534 году на этом месте стояла деревянная церковь, освященная в честь Илии пророка, который сгорел в 1540 году. В пользу этой версии говорит тот факт, что один из манускриптов, обнаруженных Добрыкиным был обгоревшим. И на следующий, 1541-й, год была построена новая, тоже деревянная, церковь. Ее то и освятили в честь Козмы и Демьяна. Собственно ее то и застал Иоанн IV Грозный во время похода 1552 года.
Вскоре новый (тоесть построенный в 1541 году) храм пришел в ветхость, и на его месте и была сооружена новая, уже каменная, церковь, которая была освящена в честь Козмы и Демьяна в 1564 году. Четвертое освящение церкви было при Алексее Михайловиче в 1618 году - перед этим храм, скорей всего, был осквернен польскими окупантами под предводительством Лисовского. Вот эта, каменная, освященная в 1564 году и дошла до наших дней. А царский шатер (хотя легенда красивая) тут ни причем.

идем в Троицкий женский монастырь
идем в Троицкий женский монастырь

Ныне в Свято-Троицком женском монастыре хранятся мощи святых Петра и Февронии Муромских, традиционно считающихся покровотелями семьи. Вот что не говори - а когда начинаешь копать историю монастырей и храмов, натыкаешься на разницу отношения, в том числе и церкви, к различным аспектам жизни. Вот тут сразу пример - у нас - Петр и Феврония - как ни крути, а мужчина и женщина - покровители семьи, а у католиков - Святой Валентин - покровитель влюбленных. Причем один. Прости господи, но это вызывает весьма скабрезные ассоциации. Ну и кто в результате "тупые" - они или наши предки?1
Но вернемся к истории. И для начала окинем взором житие святых, чьи мощи находятся в монастыре. Князя Петра в летописях нет. Но исследователи склоняются к тому, что имя Петра при пострижении в монахи получил муромский князь Давид Юрьевич, а Феврония - его жена, княгиня Ефросинья. По сути здесь единственным документом является "Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии". Создателем оной является Ермолай Прегрешный - писатель, современник Иоанна IV Грозного (точных дат жизни и смерти нет, считается что родился около 1500 года, умер в 60-е годы XVI столетия). Повесть была написана по заказу митрополита московского Макария (не путать с преподобным Макарием Желтоводским). В 1547 году Петр и Феврония были решением собора канонизированны. Потому есть все основания считать повесть действительным описанием жития святых.
за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя и он женился на ней.
Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня 1228 года.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы
деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы

Традиционно главной святыней монастыря считается Виленский крест-мощевик - в него помещены часть мощей святых мученников Антония, Иоанна и Евстафия, убитых в Литве в 40-х годах XIV века. История этой святыни весьма интересна. Мощи были перенесены в 1374 году в Константинополь. Там же крест-мощевик был дарован Сергию Радонежскому Патриархом Филофеем. Об этом свидетельствует как житие Преподобного Сергия, так и надпись на кресте, сделанная в XVIII веке. Впоследствии мощи мученников вернулись в Вильнюс.
Что же касается Виленского креста, который оказался в Муроме, то о его обретении существует повесть. Согласно ей, Богдан Цветной получил его от человека, участвовавшего в походе на Вильнюс, уроженца Арзамаса (так, по крайней мере гласит повесть).
Вторая святыня монастыря - мощи святых Петра и Февронии. Хранились мощи в Рождественском соборе (разобран в 1939-1940 годах) - Кафедральном соборе Мурома (фото собора на вставке в историческом очерке). Мощи же после закрытия храма в 1921 году были перевезены в местный музей, откуда были возвращены в Свято-Троицкий Монастырь в 1992 году.

жилой корпус
жилой корпус
практически вплотную стоит Спасский мужской монастырь - его храм виден из-за стены
практически вплотную стоит Спасский мужской монастырь - его храм виден из-за стены
фонтан на территории монастыря
фонтан на территории монастыря
Троицкий собор - тут находятся мощи святых...
Троицкий собор - тут находятся мощи святых...

...и его колокольня, за ней ...
...и его колокольня, за ней ...
надвратная колокольня, а в нижней части сооружения - церковь во имя Казанской иконы Божией матери
надвратная колокольня, а в нижней части сооружения - церковь во имя Казанской иконы Божией матери

По преданию, где-то здесь, на "Старом Вышнем городище", князем Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г. сохранила ее описание: "Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба... и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола - все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана".
В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы. "Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися..." "Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостинные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь", - повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма.
В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от Епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.
В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением.
В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.
В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича "по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами...", - о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места.
В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями) Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).
В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора.
В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтоживший все келии и деревянные кровельные связи.
В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда.
В 1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды, завершившемуся к 1808 г.
В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.
В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Еpмакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в котоpую пpовели воду из городского бассейна. В этом же году его усеpдием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Маpии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвpатной Казанской церкви.
В 1885 году было получено разрешение возвести втоpой этаж над теплым Тpехсвятительским пpиделом. К осени 1886 г. стpоительные pаботы завеpшились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря. В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентябpя 1899 г. открылась одноклассная женская цеpковно - пpиходская школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.
27 сентябpя 1918 г. по pаспоpяжению Жилищного отдела г. Муpома тpи каменных коpпуса заселены рабочими. Монастыpь закpыли в 1921 году.
В 1928 году Пантелеймоновский пpидел занят под аpхив. В 1930-е монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собоp, надвpатная цеpковь и колокольня были пpиспособлены под склады.
По pешению гоpсовета 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были pазpушены.
В 1941 году здание Тpоицкого собоpа пеpедано аpтели им. Кpупской под сапожную мастеpсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. pемонт на территории монастыря не производился.
В послевоенные годы келейные коpпуса превращены в коммунальные кваpтиpы. В 1961-1962 годах в монастыpе пpоизведена косметическая pеставpация. В 1970-х годах ансамбль Тpоицкого монастыpя поставлен на госудаpственную охpану как памятник pеспубликанского значения.
15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро - Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии.

теперь идем в Благовещенский мужской монастырь - он стоит по соседству
теперь идем в Благовещенский мужской монастырь - он стоит по соседству
Благовещенская церковь - доминанта ансамбля и главная церковь монастыря
Благовещенская церковь - доминанта ансамбля и главная церковь монастыря

Вообще эти два монастыря поражают миниатюрностью. Из тех монастырей, где мне приходилось бывать, на память, пожалуй, приходит только Раифский монастырь под Казанью (о посещении этой обители я писал здесь). Даже относительно небольшой Ферапонтов монастырь,стоящий недалеко от Гориц, больше. Но с другой стороны - теже Макарьевский Желтоводский, Кирило-Белозерский строились не только как место иночества, но и укрепрайоны. Из целенаправлено построенных как обитель можно привести Валаам и Коневский (на острове Коневец). Но они то свой нынешний облик обрели только в XIX веке.

Крыльцо и колокольня Благовещенской церкви
Крыльцо и колокольня Благовещенской церкви
явно жилое сооружение
явно жилое сооружение
Благовещенская церковь, вид от ворот монастыря
Благовещенская церковь, вид от ворот монастыря
монастырская кошка
монастырская кошка
часовня
часовня
сторожка у задних ворот монастыря
сторожка у задних ворот монастыря
тут келейные корпуса, монастырский огород
тут келейные корпуса, монастырский огород
вид на соседний Троицкий женский монастырь
вид на соседний Троицкий женский монастырь

История "первоначальной Благовещенской церкви", а позднее монастыря неразрывно связана с историей города Мурома. В конце XI - начале XII вв.Муром принадлежал князьям Черниговским. В 1097 г. его отдают в удел сыну Черниговского князя Святослава - Ярославу (Константину). С именем этого князя связано крещение Муромской земли.
В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. В последствии они раскаялись в своем злодеянии, пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, привезенной князем из Мурома.
В дальнейшем икона стала именоваться Муромской. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Рядом построили храм во имя Благовещения Богородицы. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.
В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мощи находились под спудом. Мужской монастырь на месте Благовещенского храма был основан по обету Иоанном IV.
В 1552 году во время похода на Казань, царь посетил Муром, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы и обещал открыть монастырь в случае победы. При строительстве каменного храма на месте деревянного были обретены гробницы с мощами князей, которые потом с молебным пением были торжественно поставлены в новом храме. С самого начала монастырь пользовался высочайшими милостями. Согласно грамоте царя Ивана Грозного 1558 г. монастырь получил "жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов".
Царь прислал всю необходимую утварь, дал братии "неоскудную милостыню" из царской казны, земельные владения, которые расширились в XVII веке.
В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско - литовской отряда пана А. Лисовского: "церковь Благовещения Пречистыя Богородицы ... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи". Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые "государевы милостыни" помогли восстановить обитель. Собор был перестроен практически заново.

По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий.
В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В 1660-е гг. перестроен Благовещенский собор. В описи 1678 г. упоминается о каменной Стефановской церкви.
В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита.
9 июня 1792 г. монастырь сильно пострадал от большого пожара, уничтожившего весь город.
В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас, сохринившийся в своем первозданном виде до сего дня.
В 1811 - 1812 г. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями. В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус. В 1900 г. - каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря.
Война 1812 года соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.
В 1866 году монастырь отнесли к разряду второго класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 годах им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.
К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего - 29 человек.

В 1918 г. монастырь ликвидировали. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе.
22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. Благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года. Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и сослан в конце 30-х годов.
В 1940 году собор закрыли, но 30 ноября 1942 года вновь открыли, уже как приходской, единственный служащий в городе до 1990-х гг. В 1945 - 1946 годах в нем служил иеромонах Пимен - будущий Патриарх всея Руси.
В сентября 1991 г. Благовещенская церковь была преобразована в мужской монастырь.

по преданиям, Илья Муромец с корнем вырывал дубы и бросал их в Оку. Корневище подобного дуба выставлено во дворе краеведческого музея (в доме купцов Зворыкиных)
по преданиям, Илья Муромец с корнем вырывал дубы и бросал их в Оку. Корневище подобного дуба выставлено во дворе краеведческого музея (в доме купцов Зворыкиных)

перед посещением третьего Благовещенского мужского монастыря заходим в краеведческий музей. Основная экспозиция, находящаяся в доме Зворыкиных, на реконструкции. Потому быстро пройдя художественную часть экспозиции выходим во двор и потом - в Благовещенский монастырь.
Но раз уж мы упомянули фамилию Зворыкина - талантливого уроженца Мурома, то остановимся на его биографии. Все-таки изобретатель электронного телевидения. Его имя стоит в одном ряду с такими именами как Попов, Розинг, Котельников...