Поклон тебе, Захар Иваныч

Он такой же бравый и подтянутый, как старый солдат. Как и почти девяносто лет назад, когда он только появился. Как-будто рубленый топором. Но в этой рубленности форм и есть красота.

По широким дорогам колхозным, по московским большим площадям...
По широким дорогам колхозным, по московским большим площадям...

Пути-дороги ЗиС-5 пролегли от Москвы во все края страны. Дошли они и до Берлина.

Как он был не похож на "откормленных" коней Форда, Студебейкера и многих других. И если соревноваться со Studebaker US6 ему было тяжело - Студер полноприводный, то вот с остальными. Захар и отвезет и привезет.

что только не возили эти машины...
что только не возили эти машины...

Сейчас трудно поверить, но эти машины вывезли на себе и индустриализацию 30-х, и эвакуацию 40-х, они пережили войну, возили солдат, снаряды, продовольствие, оружие.

немало этих машин стоит в виде памятников. Некоторым повезло - они попали в заботливые руки реставраторов и обрели вторую жизнь. И вновь ездят. Да, они уже не таскают тонны разной поклажи, стоят в теплых и сухих гаражах.

ЗиС-5 появился вместе с индустриализацией. В отличии от горьковской полуторки, он представлял из себя только технологии. Autocar Dispatch SA, ставший прародителем Захара, представлял из себя сборную солянку. Двигатель - Hercules, мост - фирмы Спайсер. СССР закупил чертежи всех узлов и агрегатов. На заводе АМО (тогда он так назывался) чертежи были переведены в метрическую систему, фактически пересчитаны заново. Первый вариант - АМО-3, достаточно сильно отличался от ставшего классическим Захара. В процессе эксплуатации выявились недостатки - привередливость мотора (первоначально это был Hercules рабочим объемом 4.8 литра и мощностью 60 сил) к бензину и постоянные неисправности гидропривода тормозов фирмы Lockheed. Потом появился АМО-5 - он уже фактически не отличался от ЗиС-5 - за исключением того, что еще был собран частично из американских деталей. А вот на ЗиС-5 локализация производства достигла 100 %.

Автомобиль получился крайне простым и прочным, прощавший многие ошибки эксплуатационников. Выпускался он долго - встав на конвейер в 1933 году, последний ЗиС-5, правда в внесколько переработанном виде - УралЗиС-355М, сошел с конвейера завода в Миасе в 1965 году. И нет-нет, а может где-то в глухих лесах все еще крадется старый ЗиС, урча мотором и подвывая шестернями коробки передач.