Теплоходы для канала Москва - Волга.

6 June

Я уже приводил здесь главу книги профессора Б. М. Лобач-Жученко, посвященную теплоходам типа «Бородино». Эти суда в последствии прекрасно зарекомендовали себя на Волге, увы, часть из них не пережила бурную первую половину ХХ века.

вся четверка вместе на акватории Сормовского завода, фото 1937 года. На переднем плане теплоход "Михаил Калинин". Источник - fleetphoto.ru
вся четверка вместе на акватории Сормовского завода, фото 1937 года. На переднем плане теплоход "Михаил Калинин". Источник - fleetphoto.ru

К сожалению, некоторые суда автор книги обходит вниманием (например теплоходы серии «Байрам-Али»). Некоторые суда рассмотрены поверхностно, так как на 1937 год находились или в состоянии проектирования или строительства. Мы же пока берем те, которые рассмотрены подробно. В прошлый раз мы говорили о теплоходах типа "Бородино", построенных Коломенским заводом.

И сегодня – Пассажирские теплоходы по 700 сил «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов», «Клим Ворошилов» и «Михаил Калинин» (здесь и далее курсивом – цитаты из оригинала, орфография и стилистика сохранены). Эти суда отличались весьма хорошим сочетанием классической пароходной архитектуры и конструктивистских элементов.

Эти четыре теплохода построены в 1937 году Сормовским заводом специально для рейсов по каналу Москва – Волга и по Волге от Москвы до Калинина и обратно.
Путешествие из Москвы до Калинина и обратно со стоянкой в Калинине занимает примерно 40 часов, поэтому все пассажирские места на этой линии – спальные; мягкие в верхней надстройке и жесткие – в нижней надстройке и в корпусе судна.
Внешний вид судна показан на рис. 14.
Все четыре теплохода совершенно одинаковы. Их главные элементы:
Длина корпуса между перпендикулярами – 72 м
Длина судна габаритная – 72,35 м
Наибольшая ширина корпуса – 8,25 м
Габаритная ширина – 15 м
Высота борта – 2,6 м
Осадка порожнем – 0,95 м
Осадка в полном грузу – 1,23 м
Число пассажирских спальных мест – 205
Экипаж – 41 чел.
Водоизмещение – 569 т
Мощность двух главных двигателей – 700 э.с.
Скорость на тихой воде – 21 км/час
Понятно, что для такого громадного и величественного сооружения, как канал Москва – Волга, и суда, его обслуживающие, должны соответствовать каналу по красоте и качеству.
Речных пассажирских судов с такой архитектурой у нас еще не было.
По своему внешнему виду эти теплоходы резко отличаются от других волжских теплоходов своими плавными, частично обтекаемыми линиями. Эллиптические окна, плавные кривые линии надстроек и некоторые другие конструктивные черты придают судам стройность и устремленность, уничтожая однообразный боковой вид*.
Корпус судна - электросварной, плоскодонный с прямыми бортами и несколько наклонным вперед форштевнем.
Корма закруглена и имеет два закрытых сверху и с боков туннеля для гребных винтов.
Расстояние между шпангоутами составляет 600 мм. Рамные шпангоуты установлены на каждом четвертом шпангоуте.
Продольная связь осуществляется кильсонами - от 2 до 5 по обеим сторонам диаметральной плоскости, а затем бортовыми стрингерами.
Стальной корпус теплохода имеет восемь поперечных переборок, разделяющих корпус на девять отсеков. Переборка, отделяющая носовые пассажирские помещения, имеет водонепроницаемую конструкцию.
Рулевое управление судна - электрическое от особого электродвигателя, но возможен переход на работу от кормового электрошпиля. Пневматическое переключение производится из штурвальной будки. Электрическая передача от штурвала к электродвигателю рулевой машины производится по системе Вард-Леонарда.
На корме по обеим сторонам диаметральной плоскости установлены два параллельных электросварных руля типа Эрца.
Два носовых руля весят 450 кг и 250 кг**.
Для сообщения с берегом имеется шлюпка с подвесным двигателем "Архимед"*** в 12 - 14 э.л.с. на 12 человек.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
В холодное время работает паровое отопление от котла с давлением пара в 2-2,5 ат.
Осушительная система работает на стоянке от водоотливного электронасоса, находящегося в машинном отделении, а на ходу - от трюмных насосов главных двигателей.
Пожарная система работает от пожарного электронасоса. Кроме того, имеются паротушители, пускаемые в ход с главной палубы.
На теплоходах приняты особые меры против загрязнения нечистотами вод канала****. Спуск нечистот из уборных при ходе в канале производится в две фекальных цистерны, носовую и кормовую, общим объемом 9,5 т. Цистерны имеют днищевые клапаны для спуска нечистот при ходе судна в реке.
Сточные воды из умывальников, ванн, душей, прачечной, бани и раковин камбузов очищаются химическим способом и очищенные выбрасываются самотеком за борт.
Реагентом для очистки является 10-процентный известковый расствор или 3-4-процентный раствор сернокислого глинозема.
Во втором и третьем отсеках стального корпуса теплохода расположены носовые помещения для пассажиров жестких мест, состоящие из одной каюты на 18 мест и восьми четырехместных кают.
В корме расположены трехместные каюты для команды, парикмахерская, пошивочная и столовая жестких мест с буфетом.
Кубатура носового грузового трюма составляет 108 куб. м, кормового - 11 куб. м. Высота помещения в корпусе составляет 2 м.
Надстройки, в которых находятся пассажирские помещения - деревянные, двухэтажные. Высота этажей составляет 2,3 м каждый.
Конструкторы и художники немало поработали над улучшением архитектурных форм и внешнего вида теплохода.
План помещений показан на рис. 15.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
В носовой части нижнего этажа расположен ресторан на 100 чел. Помещение ресторана одновременно служит зрительным залом для звукового кино и для концертных выступлений на эстраде.
Планировка первого этажа надстройки в корне отличается от существующей планировки на других речных пассажирских судах. Здесь нет проходного двора, открытого со всех сторон и заставленного ящиками, тюками, бочками. Здесь, как и наверху, коридоры устланы ковровыми дорожками и отделены от пролетов.
В первом этаже, за рестораном, идут каюты жестких спальных мест, вокруг которых с бортов находятся открытые прогулочные террасы.
Кроме кают жестких мест, в первом этаже помещаются: два камбуза (кухни) - один для пассажиров, другой для экипажа, посудная, баня, душевая, умывальная и прачечная. Имеется так же красный уголок, каюта матери и ребенка, санитарная каюта, почта и радио-телеграф.
С особенной любовью отделана каюта матери и ребенка, стены ее расписаны на сказочные сюжеты.
Из нижнего вестибюля пассажир по широкому трапу попадает в коридор верхнего этажа, где расположены каюты мягких мест.
В носовой части второго этажа находится застекленная веранда с небольшой площадкой впереди, а за ней следует художественно отделанный салон мягких мест со стильной мебелью и две каюты-люкс, которые впервые встречаются на наших речных теплоходах. Каюты-люкс имеют отдельные спальни.
За салоном по направлению к корме идут отдельные каюты пассажиров мягких мест, а так же каюта капитана, радиорубка, душ и ванна.
Исключительное внимание обращено на отделку пассажирских помещений и на удобство для пассажиров. Здесь использованы для отделки не только самые разнообразные и дорогие сорта дерева, как например, клен, груша, дуб, чинара, но и никелировка, металлизированное дерево, натуральная кожа и другие материалы. Вся отделка и окраска выдержаны в светлых тонах.
Вокруг всей надстройки расположена прогулочная терраса под общим тентом.
Над тентом находится штурвальная рубка для управления судном. Шахта машинного отделения заканчивается светлым люком с закрывающимися рамами.
Для пассажиров на палубе второго этажа имеются на носу и на корме открытые пространства, где сделан солярий.
Машинное отделение теплохода показано на рис. 15а и 15б.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
источник - Б. М. Любач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "Водный Транспорт", 1938 год. Книга из личного архива.
Два главных двигателя 1 - четырехтактные, бескомпрессорные, шестицилиндровые, бескрецкопфные, системы МАН, марки 6-БК-43, построенные на заводе "Красное Сормово" и развивают по 350 э.л.с. при 350 оборотах.
Диаметр их цилиндров 290 мм, ход поршня 430 мм. Среднее индикаторное давление 6,7 кг/кв.см.
Отличительными чертами двигателей МАН, как известно, являются: 1) распределительный вал, опущенный до нижней части цилиндров, что вызывает наличие клапанных тяг, 2) вертикальные разгрузочные связи от крышек цилиндров до низа фундаментной рамы, 3) отдельные топливные насосы, по одному на цилиндр, получающие действие от кулаков распределительного вала.
Кроме того у бескомпрессорных двигателей МАН применены струйная система распыливания и специальная конструкция форсунки без игольчатого клапана.
Перемена хода производится передвижением распределительного вала при двойном комплексе кулачных шайб для переднего и заднего хода.
Изменение числа оборотов при среднем и малом ходе производится воздействием на отсечные механизмы топливных насосов. Каждый отсечный механизм состоит из особого перепускного клапана, связанного с ручным приводом и могущего таким образом перепускать обратно большее или меньшее количество топлива.
Топливом на ходу служит мазут марки Г (тяжелое моторное топливо). Расход топлива: 185 г на 1 э.л.с./час.
Смазочное масло марки Т; расход его - 4,5 г на 1 э.л.с./час при работающем двигателе.
Охлаждение производится забортной водой, проходящей через водяной фильтр; температура выходящей воды не должна превышать 60 градусов.
Перегрузка двигателя допускается в течении одного часа на 5% - до 367 оборотов и на полчаса на 10% - до 385 оборотов.
Смазка - циркуляционная: она производится зубчатым масляным насосом, приводимым в действие от коленчатого вала. Масло из маслосборника прогоняется насосом через масляный фильтр и маслоохладитель, после чего поступает к рамовым подшипникам коленчатого вала и от них по сверлениям вала переходит на мотылевые подшипники.
Смазка цилиндров производится разбрызгиванием масла в картере, мотылями.
Пост управления находится на торце двигателя, со стороны, противоположной маховику.
У поста управления находятся: маховик для реверса, маховик для регулировки подачи топлива при ручной регулировке числа оборотов, пусковой рычаг, а так же манометры, охлаждающий, трюмный и масляный насосы.
Хотя двигатель работает на мазуте марки Г, пуск его осуществляется на мазуте марки А и через 15-20 минут его переводят на мазут марки Г.
За 15-20 минут до остановки переходят на работу мазутом марки А, что бы после остановки двигателя топливопровод был полностью заполнен целиком мазутом А.
Использование отработанных газов главных двигателей производится в утилизационных водоподогревателях.
Каждый главный двигатель имеет следующие приводящиеся от него вспомогательные механизмы: 1) поршневой охлаждающий насос, 2) трюмный насос такой же конструкции, 3) смазочный зубчатый насос, 4) топливный насос 5) навесной компрессор, упорные подшипники системы Митчеля.
Дейдвудная труба имеет подшипники, залитые белым металлом. Она смазывается мазутом, а что бы забортная вода не проникала в дейдвудные трубы, на дейдвудных валах снаружи ставятся коробки Цедерваля.
Гребные валы несут четырехлопастные гребные винты с диаметром 1200 мм и шагом 1480 мм.
В машинном отделении установлены два одинаковых динамо 7 (рис. 15а), приводимых от двухцилиндрового, двухтактного бескомпрессорного дизеля 6 НИДИ (Научно-исследовательского дизельного института) с форкамерным распылением топлива; Двигатели построены заводом им. Микояна в Воронеже. Каждый из этих двигателей развивает 30 э.л.с. при 650 оборотах. Диаметр цилиндров 150 мм и ход поршня 200 мм. Расход топлива на 1 э.с. в час 200 г. Динамо - 16 кВт, постоянного тока, непосредственно соединена с двигателем, имеет напряжение 220 в.
Дизель-динамо - компрессор 5 имеет дизель-динамо тех же систем и размеров, что и у предыдущих дизель-динамо. Двигатель Дизеля этого агрегата соединен с динамо эластичной муфтой, а с компрессором может соединяться или разъединяться посредством фрикционной муфты. При работе компрессора динамо работает в холостую. Динамо имеет такое же число оборотов, как и двигатель Дизеля, а компрессор - меньшее. Между ним и двигателем установлена замедляющая зубчатая передача. Компрессор двухступенчатый, типа ОК-3 Коломенского завода, производительностью 70 куб. м. свободного воздуха в час. Компрессор сжимает воздух до давления 30 ат.
От электродвигателей приводятся в действие следующие вспомогательные механизмы: пожарно-водоотливный, центробежный четырехступенчатый насос 8 производительностью 40 куб. м. в час, с напором 52 м; его электродвигатель развивает мощность 15 квт и делает 1650 оборотов; трюмный центробежный одноступенчатый насос 9 производительностью 12 куб.м./час, напором 14 м и электродвигатель в 3,6 квт при 2000 оборотах; санитарный центробежный одноступенчатый насос 10 производительностью 22 куб.м/час при напоре 14 м, мощностью 2,6 квт при 1000 оборотах, наконец маслянный зубчатый насос производительностью 6 куб.м/час при напоре30 м, электродвигатель 1,6 квт при 940 оборотах.
Кроме этого, в машинном отделении имеется электровентилятор производительностью 4600 куб.м/час при давлении воздуха в 60 мм водяного столба, с электродвигателем в 2,25 квт, при 1850 оборотах и агрегат Вард-Леонарда для рулевого управления, состоящий из генератора постоянного тока мощностью 6 квт, при напряжении 115 в и 1660 оборотах, и из электродвигателя для приведения в действие генератора в 6 квт при 1460 оборотах.
Электричеством приводятся в действие два центробежных сепаратора - один для топлива, другой для масла; один из них 11 расположен между главными двигателями. Сепараторы советского производства, типа НС-15 Пермского завода имени Дзержинского, производительностью 1400-1500 л в час. Сепаратор для очистки топлива установлен на верхней площадке машинного отделения, а для очистки масла - на нижней.
От валов главных двигателей посредством эксцентриков приводятся в действие навесные двухступенчатые компрессоры 12 и 13. Цилиндр высокого давления навесного компрессора имеет производительность 6 куб.м/час при давлении 3 атм. Общая производительность - 40 куб.м/час свободного воздуха.
Имеются также ручные нефтеперекачивающий и маслоперекачивающий насосы системы Гарда.
В машинном отделении установлен вспомогательный паровой котел 14. Котел вертикальный, электросварный, системы Шухова. Поверхность нагрева 24 кв.м, рабочее давление 4 атм.
Пар необходим для следующих потребностей: для подогревания топлива, куба, водоподогревателей, для двух паровых питательных насосов 15 и нефтеперекачивающего насоса . Все три насоса - производительностью по 3 куб.м/час. Насосы могут работать также сжатым воздухом.
Утилизационные водоподогреватели 16 и 17 служат для приготовления горячей воды для хозяйственных нужд.: для прачечной, сушилки, душей и ванн. На ходу утилизационные водоподогреватели отапливаются отработанными газами от главных двигателей, а на стоянке питаются паром от вспомогательного котла. Газопроводы устроены с двойным ходом газов. При работе на отработанных газах производительность утилизационного водоподогревателя составляет 2 куб.м/час при температуре воды до 70 градусов.
Пусковых баллонов главных двигателей 18 четыре - по два с каждого борта, один над другим, они расположены почти горизонтально. Объем каждого баллона 450 л, а давление 30 ат.
Пусковых баллонов для вспомогательных двигателей шесть штук.
Свистковый баллон расположен вертикально, имеет объем 1200 л, давление в нем доходит до 17 ат.
Запас топлива составляет около 35 тонн мазута марки Г и 5 тонн марки А. Он хранится в нефтяной яме спереди машинного отделения.
Топливо подогревается паром четыре раза: в цистернах до температуры 40-45 градусов, перед сепаратором - до 65 градусов, в расходных баках - до 75 градусов и в топливных фильтрах. Все длинные трубопроводы для мазута марки Г оборудованы так же подогревом.
В машинном отделении имеется мастерская, состоящая из одного токарного станка, одной переносной электрической сверлильной машины, имеющей электродвигатель 4,4 квт при напряжении 110 в и 500 оборотах; далее из кормового шпиля для швартовки и подъема якоря, рулевого привода, имеющего электродвигатель мощностью 5,4 квт при 1480 оборотах,, наконец из электрического брашпиля для подъема двух носовых якорей с электродвигателем 2,5 квт при 880 оборотах, с обмоткой компаунд.

_________________________________________________________________________________________

* - здесь скорей всего речь идет о том, что внешне имеющиеся на тот момент речные суда имели куда более утилитарный вид. Вообще в плане внешнего вида эти теплоходы качественно отличались от аналогичных судов. Куда более смелый шаг в дизайне судов будет сделан чуть позже - при создании дизель-электроходов типа "Страна Советов" (будущий проект 20 - суда "Ленин" и "Советский Союз"), работы над которым начались под руководством профессора В. М. Керичева во второй половине 30-х годов. Война отодвинет планы - суда сойдут со стапелей лишь во второй половине 50-х годов.

** - скорей всего тут опечатка и следует читать "Два носовых якоря"

*** - имеются ввиду подвесные моторы шведского производства Archimedes-Penta

**** - сегодня такая система сбора фекальных и подсланевых вод на судах обязательна. А в 30-е годы была новинкой. Столь большое внимание данному вопросу было уделено потому, что основная задача канала была не в судоходстве, а в обводнении реки Москвы и решения проблемы снабжения водой растущей Москвы (проблемы с водоснабжением в Москве начались еще в конце XIX века - река Москва в жаркие годы летом могла превратиться в небольшой ручей). Для очистки сборных цистерн на Волге был построен стационарный пункт в Кимрах, а на акватории Химкинского водохранилища работал теплоход-бункеровщик "Уникум" (построен в 1938 году, в 2011 году переоборудован в прогулочное судно)

теплоход "Уникум", 1974 год, фото Юрия Фомина. Источник - fleetphoto.ru
теплоход "Уникум", 1974 год, фото Юрия Фомина. Источник - fleetphoto.ru
теплоход "Уникум", современное состояние, фото - Кормчий. Источник - fleetphoto.ru
теплоход "Уникум", 1974 год, фото Юрия Фомина. Источник - fleetphoto.ru

_________________________________________________________________________________________

И в конце - о судьбах теплоходов

Теплоход "Иосиф Сталин"

«Иосиф Сталин», фото 1957 года
«Иосиф Сталин», фото 1957 года

Построен в 1937 году. В декабре 1961 года переименован в «Михаил Фрунзе». Выведен из состава Московского речного пароходства и списан в мае 1971 года

Теплоход "Михаил Калинин"

«Михаил Калинин» перед пожаром, 1954 год
«Михаил Калинин» перед пожаром, 1954 год

Построен в 1937 году. Из всех судов этой серии его жизнь была самой короткой – во время ремонта на Бологорском ССРЗ судно сгорело в 1954 году. Разобрано на металл в мае 1956 года.

Теплоход "Вячеслав Молотов"

«Вячеслав Молотов» на Волге в Татарстане, 1953 год
«Вячеслав Молотов» на Волге в Татарстане, 1953 год

Построен в 1937 году. В августе 1957 года (в связи с «делом антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича») переименован в «Михаил Калинин». В 1972 году выведен из состава МРП и разобран на металл.

Теплоход "Клим Ворошилов"

«Клим Ворошилов» в 1957 году
«Клим Ворошилов» в 1957 году

Построен в 1937 году. В марте 1958 года переименован во «Владивосток». В июне 1969 года передан Коломенскому Тепловозостроительному заводу (предположительно – в качестве плавучей турбазы, хотя мог и использоваться для речных прогулок заводчан). В 1971 году выведен из работы и разобран на металл.