ВАЗ-2121: по дорогам и без дорог

В прошлом году отмечалось сороковая годовщина начала выпуска на Волжском автозаводе автомобиля ВАЗ-2121 "Нива". По сути в настоящее время это единственный автомобиль из первого поколения ВАЗовских автомобилей, который остается на конвейере. Правда теперь это LADA 4x4.

Серийно автомобили начали выпускаться с апреля 1977 года - с этим не поспоришь. Но была еще т.н. установочная партия, автомобили из которой были распределены между работниками завода, а четыре автомобиля остались на заводе. Две машины (с номерами 01-55 проба желтого цвета и 01-56 проба красного цвета) после обкатки на полигоне отправились в автопробег - в Братск машины доставили по железной дороге, а из Братска в Москву автомобили отправились своим ходом. Две других машины (зеленая 00-97 проба и желтая 00-88 проба) ходили здесь, в окресностях тогда еще Куйбышева. Такая точность в госномерах не с проста - в 1977 году в издательстве "Известия" была издона брошюра "ВАЗ-2121 - по дорогам и без дорог ", а уже в 90-е годы ведущий испытатель ВАЗа Вадим Котляров в газете (тогда еще газете) "Авторевю" опубликовал свои воспоминания (сейчас ищу эту статью, если удасться найти ее полностью - опубликую, благо там есть фотографии всех опытных Нив - было три серии опытных образцов). К сожалению дать ссылку на архив издания не могу - в настоящее время номера 90-х годов на сайте Авторевю недоступны. А жаль. Там попадались уникальнейшие материалы.

Но вернемся к истории Нивы, так как данная брошюра - это маленький кусочек большого пути.

Работа над Нивой - первая абсолютно самостоятельная работа ВАЗа. Семейство "копейки" (2101, 2102 и 2103) делались совместно с Фиатом и НАМИ. И собственно (по версии того же В. Котлярова) после того, как "тройка" встала на производство, А. Н. Косыгин задал вазовцам вопрос - а дальше что? По сути на момент начала работ по Ниве (1970 год) в СССР был единственный полноприводный автомобиль, который поступал в продажу населелению - весьма аскетичный ЛуАЗ-969 Волынь, построенный на базе узлов Запорожца. УАЗы в свободную продажу не поступали. Поэтому Нива становилась отличным промежуточным вариантом между ЛуАЗом и УАЗом. Но оба советских внедорожника отличались весьма аскетичным кузовом. И так как Нива была некой "кошкой, которая гуляла сама по себе" и не планировалась как военная машина, то на ВАЗе сразу было решено делать машину с комфортом легкового седана. И в этом плане ее очень часто именуют первой в мире в данном классе автомобилей и чуть ли не первым кросовером.

И если бы лично я постеснялся именовать Ниву кросовером - все же это скорее полноценный, пусть и малого класса, внедорожник, то как быть с первенством? Я подозреваю, что немалое влияние на решение ВАЗа делать ниву именно такой, повлиял определенный успех автомобиля Range Rover Classic. Но Рендж (а именно он получил прозвище "фермер во фраке") был хоть и с трехдверным кузовом "универсал" (пятидверную версию компания Land Rover подготовила только к 1981 году) был классическим весьма крупным внедорожником с рамной конструкцией. И во многом он был по сути чуть более комфортабельным и чуть менее проходимым (проходимостью тут пожертвовали в пользу скорости и управляемости на асфальте), чем Land Rover Deffender.

Нива же в этом плане имела несколько козырей - во первых машина стразу строилась с несущим кузовом, что для внедорожника было исключительно смелым шагом, во вторых машина была меньше и дешевле, в третьих она не имела никакого классического внедорожного прародителя и не имела военных "корней". Это была полностью самостоятельная конструкция, которая позволяла перемещаться по обычным дорогам с динамикой чуть худшей, чем у классического седана того же класса (как ни крути - там весьма серьезная трансмиссия, которую мотор еще должен провернуть), но при этом по проходимости она была бы на уровне того же УАЗа. Собственно как показали испытания, при умелом и грамотном вождении Нива на бездорожье трепала заслуженного "бобика" как Тузик грелку. И заслуженный джип превосходил Ниву только там, где играла роль величина дорожного просвета. Здесь необходимо отметить, что когда Ниву сдавали госкомиссии, то в сравнительных тестах примал участие и "фермер во фраке". Ни "крестьянское происхождение", ни "фрак" не помогли - Нива оставила британского конкурента далеко позади.

Итак - брошюра. Текст я перепечатывать не стану - щелкнув по картинке вы увидите увеличенное изображение и сможете без труда прочитать.

отдельно - фото бивуака испытателей с разворота "Омск - Курган - Челябинск - Москва"
отдельно - фото бивуака испытателей с разворота "Омск - Курган - Челябинск - Москва"