Аэронет наладила учёт инцидентов с участием дронов

Сбор ассоциацией достоверной статистики призван способствовать развитию отрасли

18 декабря Ассоциация Аэронет открыла бесплатную горячую линию 8–800–500–99–22 и онлайн-сервис (кнопка “Сообщить о происшествии” на главной странице) для сбора информации о происшествиях с участием беспилотных воздушных судов.

После падения. Автор: Julio Costa / Flickr. По лицензии CC BY-NC-ND 2.0.
После падения. Автор: Julio Costa / Flickr. По лицензии CC BY-NC-ND 2.0.

Анализ происшествий может быть полезен для выработки рекомендаций для законодателей, производителей, пользователей, страховых компаний и других участников рынка.

Эксперты Аэронет на основе Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов выработали ряд критериев по определению типа и характера происшествия, характера причиненного ущерба и т.д.

В электронной форме подачи сообщения необходимо указать характер причиненного ущерба, тип БВС, адрес происшествия, данные заявителя, в свободной форме описать произошедшее и загрузить фотографии. Эти же данные будут запрошены специалистом «горячей линии».

Форма сообщения о происшествии.
Форма сообщения о происшествии.

В случае проведения технической экспертизы число исследуемых параметров и характеристик намного превышает указанные в первичном сообщении о происшествии. Предоставленную информацию эксперты будут обрабатывать на основе этих данных и критериев ПРАПИ.

«С ростом использования БВС происшествия неизбежно будут происходить. Важно научиться точно определять их причины: технические проблемы, слабая подготовка пилотов, незнание правил или какие-то другие причины. Такая информация поможет определить, на какие зоны риска должно быть направлено регулирование использования беспилотников», отметил Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации Аэронет.

Учёт происшествий с дронами сегодня и первые выводы

Естественно, у производителей дронов есть статистика происшествий связанных с техническими проблемами. Однако, централизованно, до настоящего времени, прежде всего, учитывались и расследовались инциденты, с участием дронов и пилотируемых воздушных судов, а также закрытых для полётов зонах, например аэропортах. Ответственным за анализ инцидентов ведомством — Росавиацией отмечалось увеличение в 2016–2017 годах числа случаев нарушения порядка использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами: в 2016 году — 41 случай, за пять месяцев 2017 года — 28 случаев (за аналогичный период 2016 года — 12).

Некоторые из происшедших в 2016–2017 годах случаев создавали угрозу не только для безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, но и для безопасности людей на земле. Например:

  • 28.07.2016 экипаж самолета Боинг-737 при выполнении посадки доложил о наблюдении на удалении 3 км от ВПП-24 аэропорта Внуково БВС, выполнявшего полет на уровне глиссады снижения;
  • 29.11.2016 произошло столкновение квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне ЛЭП, с проводами высоковольтной ЛЭП;
  • 24.03.2017 над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500 метров.

Первые данные вызвали озабоченность Росавиации. Так, допускаемые частными лицами нарушения прежде всего связаны с тем, что они не владеют всей информацией о правилах использования воздушного пространства и факторах опасности, связанных с запуском дронов.

Действительно, сложно ожидать от пользователей выполнение инструкций, когда порой даже Минтранс не может определиться с их формулированием, пропуская все допустимые, с точки зрения закона, сроки.

Однако основные правила в части использования воздушного пространства, а также рекомендации ИКАО относительно безопасности полетов БВС разработаны и приняты, в связи с чем, их доведение до пользователей и пропаганда культуры безопасности полётов, наряду с разработкой и апробированием методик расследования, учета и анализа причин авиационных происшествий и инцидентов с БВС, названы Росавиацией одними из ключевых направлений взаимодействия с профильными ассоциациями.

Автор: Андрей Мильнер