Ричи Блэкмора, конечно же, можно обвинять в том, что он украл у других довольно известных исполнителей риффы для таких бессмертных композиций «Deep Purple», как «Black Night», «Lazy», «Smoke on the Water», «Child In Time», «Rat Bat Blue» и многих других. Однако кто знает, не умерли бы эти все риффы в забвении, если бы маэстро не наложил на них свою гениальную лапу?
Плагиат в музыке – это весьма распространенное дело, очень многие шедевры были созданы из «позаимствованных» их авторами рифов и даже целых мелодий. Причем речь идет не о законном заимствовании, а о банальном воровстве. Правда, в этом случае наиболее оборотистые музыканты берут не мелодии, а отдельные рифы, которые кладутся в основу будущего произведения.
В рок-музыке «заимствование» рифов приобрело наиболее широкий размах. Многие специалисты считают, что самая «успешная» в этом плане группа – это «Led Zeppelin». Спору нет, очень многие рифы для песен этой группы были позаимствованы у других, более ранних исполнителей. Но если разобраться во всем этом деле, то наиболее предприимчивым в этом деле является не Джимми Пейдж, а Ричи Блэкмор из «Deep Purple», из заимствований которого были составлены практически все хиты группы.
Вот, например, мало кто знает, что знаменитые рифы, положенные в основу таких композиций, как «Black Night», «Lazy» или даже «Smoke on the Water» Ричи практически без кардинальных изменений спёр у других, более ранних исполнителей.
Рифф для «Black Night» - это произведение Рикки Нельсона для песни «Summertime» (1962 г.).
Рифф «Lazy» - это произведение Эрика Клэптона для композиции «Steppin’ Out» группы «Cream» (1966 г.).
Рифф «Smoke on the Water» полностью «снят» со вступления на пианино к песне бразильской певицы Аструд Жилберту «Maria Quiet» (1966 г.).
Да что там говорить, «Deep Purple» сообща тырили даже целые композиции «под ключ», например, может кто не знает, но знаменитый хит «Child In Time» написали не Блэкмор и Ко, а музыканты американской группы «It's a Beautiful Day», и композиция была инструментальной, называлась «Bombay Calling». «Дип перпловцы» взяли эту композицию, перезаписали ее, удлинив насколько могли, Гиллан оперативно сочинил текст, вот и получился хит. На оригинале даже скрипичное соло в середине есть, правда, не такое монументальное, какое сваял Блэкмор для «Child In Time», но тем не менее готовая песня – бери и пользуйся!
Почему обворованные американцы не подали в суд на плагиат? Наверное потому, что решили бесплатно поживиться репертуаром самих DP, что они потом начали проделывать регулярно.
Правда, это был единственный раз, когда Ричи умудрялся тырить целую композицию, в отличие от того же Джимми Пейджа, который этим промышлял регулярно. Но вот к чужим рифам он имел особую страсть. Одним из таких заимствований был рифф к известной композиции DP «Rat Bat Blue» из альбома 1973 года «Who Do We Think We Are».
Однако этот рифф имеет очень глубокую историю, его заимствовали все кому не лень еще за четверть века до Блэкмора, но получилось так, что он стырил самый завершенный его вариант, что очень заметно, и так же непонятно – ну что, разве маэстро не мог его доработать, как он проделывал с другими рифами?
В общем, дело было так. В самом начале 1971 года, а точнее – в марте, Кену Хенсли, органисту, гитаристу и вокалисту из «Uriah Heep», поступило из Германии предложение от некоего Райнера Гольтермана срубить деньжат. Нужно было сочинить несколько хороших песен, подыскать аккомпанирующую группу и записать с ней эти песни на диск. Но было одно условие – Имя Хенсли не должно появиться на альбоме, а все права на музыкальный материал присваивались какому-то Бодо Альбесу, как оказалось впоследствии – это был владелец одноименного немецкого мебельного магазина.
Неизвестно, сколько предложили Хенсли за этот релиз, но он приехал в Гамбург, нанял троих музыкантов (гитариста, басиста и флейтиста) из почти неизвестной никому немецкой группы «Virus», и еще двоих (барабанщика и клавишника) с других бэндов, и наваял с ними диск в местной студии грамзаписи «Windrose-Dumont». Диск назывался «Weed» («Сорняк»), как, впрочем, и весь проект.
Всего было записано 6 композиций общим временем звучания на полчаса, причем вся запись заняла менее двух суток. Последняя композиция – инструментальная, представляет собой 7-минутный джем двух гитаристов – Хенсли и Вернера Монки из «Вируса». Основана была эта композиция на старом-престаром рифе, который еще в 1947 году озвучил известный джазист Диззи Гиллеспи на своей композиции «Manteca».
Однако все было бы очень просто, если бы рифф этот был просто содран. Дело в том, что в первоначальном своем качестве он не походил на то, что записал в немецкой студии Хенсли. Рифф этот модернизировался год от года разными музыкантами, от него отпочковывались разные варианты, такие, как:
«What'd I Say» Рея Чарльза (1959 г.);
«Watch Your Step» Бобби Паркера (1961 г.);
«I Feel Fine» The Beatles (1964 г.);
«I'm Not Talking» The Yardbirds (1965 г.);
«The Drifter» Hungry Wolf в (1970 г.);
«One Way Out» The Allman Brothers в (1971 г.).
Наиболее примечательные варианты этого рифа продемонстрировал Джимми Пейдж в композициях «Led Zeppelin» - «The Girl I Love She Got Long Black Wavy Hair» и «Moby Dick» - обе композиции записаны в 1969 году.
Однако все эти варианты не были тем риффом, который присвоил Ричи Блэкмор. Так получилось, что его обточили именно Хенсли с Монки, вот как раз этот самый узнаваемый вариант и взял себе Блэкмор, даже не постаравшись его еще улучшить. На этом рифе он построил всю композицию «Rat Bat Blue», и никакого авторства, кроме DP, не указал, хотя, в принципе, обязан был, так как рифф в том виде, в котором он появился на альбоме «Deep Purple», принадлежал Бодо Альбану.
Заметим – принадлежал не Диззи Гиллеспи, ни Рэю Чарльзу, ни Битлз и ни The Allman Brothers, а конкретно Бодо Альбану, так как именно этот вариант был уникальным, и избавить его от этой уникальности Ричи Блэкмор вообще не постарался.
Таким образом мы имеем то, что имеем. Конечно, владелец этого варианта риффа «Rat Bat Blue» является не Хенсли, а немецкий мебельный фабрикант. А Хенсли хоть его и придумал (не сам рифф, конечно, а вариант), но за охрану чьих-то музыкальных прав он не отвечал, поэтому ему было фиолетово, украдет его кто-то, или нет. Он получил денежки и уехал в Лондон стряпать эпохальный альбом своей основной группы «Look At Yourself».
Ну а с Блэкмора как с гуся вода. Он нахапал чужих рифов и даже целых композиций, и сегодня считается одним из самых успешных рок-композиторов. Ну, я его поддерживаю двумя руками в этом деле. Кто бы сегодня услышал эти риффы, если бы маэстро гитары не вытащил их из забвения и не сделал из них популярные и по сей день песни, которые можно назвать не просто знаменитыми, а эпохальными!
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как «Thin Lizzy» чуть не породнились с «Deep Purple», и чем все закончилось
Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»