7 лучших альбомов осени

Отобрали самые годные релизы последних трех месяцев.

Robert Plant – Carry Fire

Роберт Плант продолжает сплетать воедино рок и этническую музыку. Альбом Carry Fire — достойный пример подобного творчества. На новой пластинке, созданной будто бы специально для того, чтобы слушать её холодными осенними вечерами с кружкой горячего чая, закутавшись в плед, мы слышим и арабские мотивы, и причудливо-«колдовские» барабаны, и дуэт с вокалисткой The Pretenders Крисси Хайнд, и кое-где даже (о чудо!) вполне рок-н-ролльные гитарные партии. Плант в очередной раз доказал, что не боится меняться, не боится искать новый звук в себе и себя в новом звуке, а мы этому очень-очень рады.

IAMX – Unfall

Завершив свою монументальную эру Metanoia, состоящую из двух альбомов, в которой единоличный лидер IAMX Крис Корнер очень откровенно и эмоционально поведал нам о своей депрессии, длительной бессоннице и творческом перерождении, он решил долго не отдыхать от студии, а снова взяться за работу. Новый «классический» вокальный альбом IAMX Крис готовится выпустить уже в грядущем январе, а до этого времени он удивил своих поклонников новостью, что в конце сентября мы увидим более дикую, экспериментальную и необузданную сторону проекта под названием Unfall.

Как говорит сам Крис, в Unfall он решил сделать саунддизайн центром альбома, тогда как раньше он только дополнял лирику и музыку, которая была довольно минималистичной. При этом задача у Корнера стояла непростая – без своего узнаваемого вокала и непростой лирики сделать альбом таким же визуальным и объёмным, как ранние релизы. Однако можно утверждать, что в большинстве своём он с этим справился.

Творческое стремление Криса сделать нечто кардинально новое и его способность создавать цельные альбомы, а не наборы песен, привели к тому, что Unfall получился, безусловно, монолитной, запоминающейся и не одноразовой работой. Альбом не является произвольным набором звуков, он ими «дышит».

Unfall – это интригующая ступень эволюции IAMX и Криса Корнера, эксперимент, который удался. Не всем поклонникам он может понравится, но Крис на то и артист, чтобы следовать своим путем и не соответствовать каждому. Уже скоро выйдет новый вокальный альбом проекта. И интересно, будет ли он иметь более стандартный для IAMX звук, или обретёт замороченные черты Unfall? Что ж, скоро узнаем.

Neil Young – Hitchhiker

«Я хочу, чтоб получалось, как у Нила Янга — получается всё больше, как у группы Чайф», — спел однажды известный андеграундный исполнитель Василий К. Чтобы понять, в чём разница между группой Чайф и Нилом Янгом, можно послушать альбом Hitchhiker («Автостопщик»), который должен был выйти больше 40 лет назад, но в итоге явил себя миру только сейчас. В этих 10 песнях ничего лишнего — голос, гитара, иногда харп. Янг записал их в одиночку за одну ночь. Представители лейбла этих стараний не оценили, и альбом так и не вышел, но песни не пропали: почти все они зажили новой жизнью на более поздних релизах.

Не будем касаться текстов: в последнее время куда интереснее не то, о чём они, а то, как они написаны. Куда лучше получается оценить талант Янга-мелодиста. И ещё одно: даже если у тебя в руках всего лишь акустическая гитара, то играть на ней всё равно надо уметь, будь ты хоть рокер, хоть бард, хоть автостопщик. Что Нил Янг и делает. Честь ему и хвала.

The National – Sleep Well Beast

Хорошее вино под этикеткой The National продолжает хорошеть и к седьмому альбому взрывается такой палитрой вкусов, распробовать которую вы вряд ли ожидали, но бессознательно надеялись. Слова песен Мэтт Бернингер писал со своей женой Кэрин Бессер, бывшим редактором The New Yorker, и семейная коллаборация обернулась – нет-нет, конечно, не сладостной идиллией – новой глубиной характерной темноты и свежим эмоциональным накалом с периодическими вспышками юмора.

Музыкально Sleep Well Beast – самый радикальный и очаровательно хаотичный альбом группы. В нем есть и шумная протопанковая Turtleneck, и слегка притворяющаяся песней Бьорк I’ll Still Destroy You, и сбежавшая из классического дайнера через туманный лес Dark Side of the Gym, и более традиционные для The National вещи. Но в каждом новом треке с новым поворотом. Именно этой пластинкой, пожалуй, реально попробовать переубедить самого упертого критика, для которого The National – это только про стабильность аранжировок и монотонность страданий.

LCD Soundsystem – American Dream

Реюнионы обычно хороши только для банковского баланса музыкантов и для совсем уж расплавленных фанатов, готовых с распростертыми объятиями принимать любой бип. Старые добрые времена крайне неохотно перетаскиваются в настоящее, и особенно остр этот момент для тех групп, разговор о которых связан с золотым веком не только самого коллектива, но и чего-то более крупного. Как, например, в случае с LCD Soundsystem – со славными временами инди нулевых, одну из главных вершин которых представляла нью-йоркская команда Джеймса Мерфи.

Но American Dream виртуозно разметает в стороны скепсис и оказывается практически совершенным альбомом-возвращением. В нем слышно влияние Дэвида Боуи, Talking Heads, Suicide и Can, тексты, как и прежде, наблюдательны, остроумны и местами блестят горько-уморительными афоризмами про взросление, любовь, волнения и потери. И главное – он совершенно не похож на незваного стареющего гостя из ушедших времен, почивающего на лаврах и лишенного внятной идеи. LCD Soundsystem не пытаются звучать актуально и быть классиками – и именно поэтому это отлично им удается.

Liam Gallagher – As You Were

Есть такие исполнители, которые вроде бы и талантливы, и пашут за семерых, но им всё равно чего-то не хватает. А именно — наглости, музыкальной и человеческой. Зато у Лиама Галлахера её хватит минимум на четверых.

Чтобы понять это, достаточно послушать первый сольный альбом этого вечного возмутителя спокойствия. Ох уж эти до боли знакомые нахальные интонации в голосе! Но больше всего нравится то, с какой агрессией он лупит по струнам в песнях типа Wall of Glass или Come Back to Me. Любой другой музыкант сыграл бы акустическое вступление совсем по-другому, аккуратно, спокойно, чтобы потом уже вдарить как следует. Но первобытная энергия младшего Галлахера рвётся на волю!

Лирики в альбоме тоже хватает. Возможно, даже с избытком. Из подобных песен, во многом вдохновлённых личными переживаниями музыканта, я отдам предпочтение композиции Paper Crown. В ней тоже есть надрыв, но скрытый. И от этого ещё более драматичный.

В целом же сольник Галлахера, как и творчество Oasis, да как и весь бритпоп, вырастает из славных традиций 60-х: битлы, роллинги, сами понимаете… Впрочем, Лиам этого и не скрывает — по альбому щедро рассыпаны цитаты из классиков. Можно даже сыграть в игру, кто больше найдёт.

Charlotte Gainsbourg – Rest

Шарлотта Генсбур, дочь легендарных Сержа Генсбура и Джейн Биркин, с детства погрузилась в искусство и кропотливо работала над своим собственным самоценным именем. Результаты впечатляют: Генсбур построила блестящую кинокарьеру, записала уже пятый альбом, и едва ли кому-то придет в голову оценивать ее творчество неотрывно от знаменитых родителей. Но она до сих пор очень скромна. «Будучи в тени своего отца, я никогда не решалась писать на французском», – сказала она недавно.

В Rest Генсбур наконец поет и на английском, и на французском. Более того, впервые почти все тексты песен созданы ей самой. Причина, подтолкнувшая ее к более личному творчеству, была тяжелой: в 2013-м ее сестра трагически ушла из жизни, и предположительно это было самоубийство. Как бы это ни было печально, именно сильная боль все-таки часто лежит в основе самого прекрасного искусства, и Rest, в котором Шарлотта пробует пережить утрату, не только очень трогателен, но и свеж с музыкальной точки зрения и совсем не монолитен. Берущий и из томящего барокко-попа месье Сержа, и из эклектичной электроники, и даже диско-ритмов, Rest воспринимается не только как печальный финал, но и как изумительное творческое начало.

Послушать все альбомы можно в оригинальном материале на Роккульте

Роккульт повсюду:

Facebook

Vkontakte

Twitter

Telegram

Instagram

Flipboard