Дарт Вейдер катает Фредди Меркьюри. Истории легендарной фотографии группы Queen

7 September 2017

Фредди Меркьюри, экс-фронтмен Queen, славился своим властным поведением на сцене. Но статус Интернет-иконы он приобрёл благодаря трюку с концертов, проходивших на рубеже 1979-го и 1980-го годов: во время выхода на бис вокалист появлялся на сцене, восседая на плечах Супермена или Дарта Вейдера. Второй вариант получил куда бóльшую популярность, нежели первый, став мемом, ежедневно циркулирующим в Сети. Некоторое время назад сам Райан Джонсон, сценарист и режиссёр фильма «Звёздные Войны: Эпизод VIII», использовал фотографию Меркьюри верхом на Вейдере, чтобы усмирить одного из Интернет-троллей.

Большинство подобных снимков датируется 1980-ым годом, а именно туром The Game. Тогда Меркьюри носил усы, сделавшие его имидж настолько противоречивым, что поклонники начали буквально бросаться в певца бритвами. Одним из удачливых фотографов, запечатлевших Меркьюри тех времён, был Том Кэллинс. Он снимал концерт Queen в Houston’s Summit Center 10 августа 1980 года. Тогда это был баскетбольный стадион. Сейчас это штаб-квартира мегацеркви Lakewood Church, пастором которой является телеевангелист Джоэл Остин.

Кэллинсу тогда был 21 год: он работал фотографом, параллельно обучаясь в колледже, а по вечерам снимал рок-концерты. Том не ожидал, что Меркьюри появится верхом на Вейдере, но, оказавшись в нужное время в нужном месте, поймал этот поистине исторический момент.

Сейчас фото Кэллинса выставлено на продажу галереей Modern Rocks Gallery в Остине, где также можно найти редкие снимки Nirvana, сделанные Кёрком Уэддлом. Фото Брайана Мэя, сделанное Кэллинсом в тот самый вечер, также входит в экспозицию. Согласно интервью фотографа для A.V. Club, существует множество заблуждений касательно снимков Фредди и Дарта. Единственная настоящая работа Тома приведена выше; любые другие кадры приписываются ему ошибочно. Чёрно-белое фото из Твиттера Джонсона? Нет. Опубликованный ранее пост с Reddit, претендующий на снимок с шоу в Хьюстоне? Другое время, другое фото, утверждает Кэллинс.

Фотограф, по сей день проживающий в Хьюстоне и всё так же снимающий рок-концерты, с радостью вспоминает работу на шоу 1980 года, где ему посчастливилось запечатлеть момент, бессовестно бороздящий просторы Сети.

The A.V. Club: Съёмки Queen были частью твоей работы?

Том Кэллинс: Я фотографировал для себя, а потом написал репортаж о концерте для журнала It’s Only Rock & Roll из Сан-Антонио, штат Техас. Я вырос в Сан-Антонио, а в Хьюстон перебрался уже в подростковом возрасте. Частично мой выбор был обусловлен как раз концертами. Как правило, все «большие» гастроли проходили через Хьюстон и Даллас, а Сан-Антонио оставался не у дел. Мне же хотелось быть ближе к крутым шоу.

AVC: Какие были ограничения? Скажем, съёмки только на трёх первых песнях, а потом вон из фотопита, как сейчас?

TC: В те времена посещение фотопита было куда свободнее. Затея с тремя песнями появилась позже. Если ты доставал пропуск, то мог провести в фотопите хоть весь концерт, и это было здорово. Во время трёх первых песен музыканты как будто в масках. Собой они становятся лишь по прошествии какого-то времени. Тогда-то и получаются лучшие кадры.

AVC: Дарт Вейдер появлялся на сцене в финале выступления, верно?

TC: Да, во время выхода на бис, под We Will Rock You. А Меркьюри сидел на его плечах. Думаю, это был прикол того тура, ведь есть и другие подобные фотографии. Мне же просто посчастливилось оказаться в нужном месте и поймать правильный угол для своего снимка.

AVC: Как ты отреагировал в тот момент?

TC: Я попытался навести фокус как можно быстрее. Они двигались в мою сторону, а я волновался, ведь на моем фотоаппарате стоял объектив с фиксированным фокусом, 135-миллиметровый Canon f/2.8. В те времена я использовал его регулярно. Так как фокус был фиксированным, я не мог ни приблизить, ни отдалить изображение, а они тем временем всё приближались. Я не хотел, чтобы они подошли слишком близко, ведь тогда фотография получилась бы слишком постановочной. Я помню, что, пока наводил фокус, повторял про себя: «Пожалуйста, стойте, стоп, стоп!» [смеётся] И они вроде бы даже остановились, правда, на шаг ближе, чем я хотел, но так уж вышло — тут-то я и нажал на спуск.

AVC: На каком расстоянии ты находился?

TC: Недалеко. Я был непосредственно перед сценой, а они стояли в центре, где-то в 4-6 метрах от меня.

AVC: Кто был Дартом? Кто-то из технического персонала? Ты знал, кто был в костюме?

TC: Нет, не знал. Уверен, это был один из нанятых техников, а может быть, охранник. Надо быть крепким парнем, чтобы вот так расхаживать с Фредди на плечах.

AVC: А какой была реакция зрителей?

TC: Они просто бесновались. Получилось так смешно, так в духе Фредди. Настоящий гротеск. [смеётся] Смеялись все, но на этом веселье не закончилось. Оно превратилось в массовую акцию — в неё были втянуты все до единого.

AVC: В те времена царила настоящая лихорадка фанатизма по Звёздным Войнам.

TC: А Queen, ко всему прочему, ещё и записали саундтрек к фильму [1980 года] «Флэш Гордон», так что связь группы с научной фантастикой была налицо.

AVC: Ты был поклонником Queen, когда снимал тот концерт?

TC: О, да. Когда я впервые услышал Queen II, я был старшеклассником. Вскоре вышел Sheer Heart Attack — и по сей день это моя любимая пластинка группы. Затем я открыл для себя первый сингл Queen, Keep Yourself Alive. Так что к тому времени я был поклонником уже лет пять-шесть. На самом деле, я бывал на их концерте в Сан-Антонио в 1975-ом. Мне было пятнадцать, шоу проходило в городском концертном зале. Прекрасное место для рок-концертов, а главное — небольшое.

Тогда не продали и трети билетов. Если бы собралось ползала, я бы изрядно удивился. Мы сидели на третьем или четвёртом ряду, на разогреве выступали Brownsville Station. Техасская группа, у них ещё был хит, Smokin’ In The Boys Room. Пока они играли, все просто сходили с ума. Тогда я подумал: «О, нет, все пришли на разогрев».

Но потом началось шоу Queen — сцена погрузилась во тьму, звучит Procession с Queen ll. Затем Брайан начинает играть Now I’m Here. Все ринулись к сцене. У меня до сих пор мурашки от этих воспоминаний — настолько это было волнительно. Я подумал: «Чёрт, вот бы мне сейчас фотоаппарат». Тогда-то у меня и зародилась мысль брать его с собой на концерты.

AVC: Когда ты наконец получил шанс снять Queen в 1980-м, какие у тебя возникли трудности? И что тебе тогда понравилось больше всего?

TC: Концерт был просто отличный. Освещение потрясающее, особенно для фотосъёмки. Я фотографировал их пару лет спустя, в 1982-ом. Освещение было ещё более искусным, для зрителя концерт выглядел просто грандиозно. Но фото с того шоу выглядят совсем не так, как те, что я сделал в 1980-ом. Думаю, тогда мне очень повезло, смотрятся они просто здорово. Казалось, кто-то специально подстраивал свет под мои нужды. Видеть Queen в объективе было замечательно, особенно для фаната. Я обожаю гитару Брайана Мэя: она звучит просто потрясающе, ни у кого нет подобного звука.

Я пробрался к самой сцене, хотя билета на концерт у меня не было. Чтобы на него попасть, я купил стикер с логотипом Queen в магазине пластинок. На нём была буква Q с двумя львами. Насколько я знаю, Фредди нарисовал её специально для Queen II [позже Кэллинс прислал электронное письмо с пояснением: «Помимо львов на логотипе был ещё и лебедь»]. Я наклеил этот стикер себе на джинсы, чтобы он смотрелся как разрешение на фотосъёмку. На самом деле, пара охранников всё-таки попыталась меня остановить. Я же показывал на стикер, как на пропуск, и они отставали. Иными словами, я прошёл к самой сцене по фальшивому удостоверению. [смеётся]

AVC: То есть ты, по сути, даже не должен был там оказаться, не говоря уже о том, чтобы снять легендарный кадр!

TC: Раньше всё было проще — как правило, я всегда пробирался к сцене, был у меня пропуск или нет. Да я мог попасть почти куда угодно. Не то, что сейчас.

AVC: Что ты делал со всеми своим фотографиями?

TC: У нас в Сан-Антонио был бесплатный музыкальный журнал, один из тех, что можно было найти на стенде почти в любом магазине пластинок. С ним я и работал: писал репортажи с концертов, а редакция включала в текст пару моих снимков. В 82-ом я связывался со звукозаписывающим лейблом, чтобы получить разрешение на съёмку. Всё затянулось, и за неделю до концерта девушка, с которой я общался, заявила: «Сожалею, но разрешения на фотосъёмку не будет». Я говорю: «Что ж, у меня есть шикарное фото Брайана Мэя и я хочу ему его передать. Подскажете, как мне это сделать?» А она в ответ: «Если хотите, перешлите фотографию мне. Они заедут в наш офис в Лос-Анжелесе во время тура на переговоры». Я выслал ей две копии: одну для Брайана, другую для себя. Брайан оставил на ней свой автограф и выслал фото мне. Теперь оно красуется в рамке у меня дома.

В остальном же, все фотографии попадают ко мне в архив. Лет 15 назад часть моих архивов отошла одному нью-йоркскому агентству. Время от времени кто-то покупает фото Фредди Меркьюри в Сети, так что благодаря этим Интернет-пользователям я периодически получаю чеки. Но с приходом Всемирной паутины большая часть моих кадров оказалась в руках пиратов.

AVC: А фотография из Сан-Антонио попала в отчёт? Или она использовалась где-то ещё?

TC: Нет, в отчёт она не вошла; журнал использовал другой снимок Фредди и ещё один снимок Брайана — тот самый, что я ему отправил. Его также можно увидеть в галерее Modern Rocks. На самом деле, фото Мэя мне нравится даже больше. Это по-настоящему легендарный кадр, пусть Мэй и не восседает на плечах Дарта Вейдера. [смеётся]

Я опубликовал это фото в своей онлайн-галерее. Сейчас я профессиональный фотограф. Я часто выполняю корпоративные заказы здесь, в Хьюстоне. В основном от промышленных производителей. Концерты же я снимаю для удовольствия. В общем, эта фотография висела на моем сайте, а люди её скачали и стали повсеместно использовать.

AVC: В этом вся суть Интернета: если человек что-то находит, он считает, что всё по-честному, так и надо.

TC: Я не особо переживаю. В конце концов, это же просто картинка из Сети. Её качество не позволяет с ней работать или как-то использовать её в коммерческих целях.

AVC: Какими ещё съёмками ты гордишься?

TC: Я снимал The Who, когда они выступали в Summit. В том году Пит Таунсенд сломал кисть или вроде того, поэтому на его правой руке красовался гипс. Я также большой фанат Mott The Hoople. Я фотографировал Иена Хантера в 1979-ом, когда он играл с Миком Ронсоном. Снимки Иена получились просто отменными, и я очень ими горжусь — так же, как фотографиями Меркьюри и Мэя. Ещё я снимал The New Barbarians с Китом Ричардсом и Ронни Вудом, когда они ездили в турне. Было очень весело. Брюс Спрингстин — я ходил на его концерты три или четыре раза, один раз снимал. Шоу было потрясающее, такая энергетика. Фотографии это очень хорошо передают. Была целая эпоха, когда я особенно активно снимал выступления, с 78-79-ый и по 83-84-ый.

Скажу честно, я страшно горжусь снимком Фредди и Дарта. Тот период моей жизни был просто незабываемым, и я до сих пор с удовольствием фотографирую на концертах. Чем старше я становлюсь, тем больше я скучаю по Фредди и тем лучше осознаю, каким уникальным человеком он был, какой силой обладал его голос. Он незаменим, понимаете?

Роккульт повсюду:

Сайт
Facebook
Vkontakte
Twitter
Telegram
Instagram
Flipboard