Кто и зачем делает музыкальные голограммы

27.01.2018

Как это работает? Существуют ли этические проблемы насчет цифрового воскрешения ушедших артистов? И есть ли хоть кому-нибудь до этого дело? Мы перевели для вас статью интернет-издания Noisey, которая ищет ответ на вопрос, стоит ли за голограммами будущее развлекательной индустрии.

Для трехчасового дистопического приключенческого фильма о биогенетическом андроиде «Бегущий по лезвию 2049» – очень трогательный. Из всех сцен в фильме самая трогательная та, где трехмерный Элвис Пресли поет Can’t Help Falling In Love, мерцающий в своем хорошо всем знакомом белом костюме. Для меня это самый сильный момент фильма, который мастерски соединяет в себе абстракцию и возможности и даже в какой-то мере предугадывает наше будущее в мире технологий. Король рок’н’ролла может появиться в вашей собственной гостиной, но менее одиноким вы не становитесь.

Научно-фантастический Элвис в «Бегущем по лезвию» заставил меня задуматься о потенциале голограмм, о том, о чем я размышлял последние несколько недель после объявления о десятидневном туре голограммы Роя Орбисона. В пресс-релизе мероприятия, который они называют первым в своем роде, сказано: «На этом концерте голографический Рой Орбисон снова выступит со своими лучшими песнями на главных площадках Англии вместе с Королевским Филармоническим Оркестром».

Только вот в чем дело: это переосмысление настоящих и ушедших икон очень спорно. С одной стороны, есть что-то отталкивающее в этих правдивых проекциях для создания атмосферы присутствия. С другой, технологии с каждым разом улучшаются, и будущие поколения с самой большой вероятностью смогут увидеть The Jimi Hendrix Experience. Уходит время, как и легенды музыки, поэтому идея голограммы – или даже трибьюта – ваших любимых артистов может оказаться впоследствии нормой. И если это действительно случится, мы можем стать свидетелями того, как целое кладбище усопших звезд восстанет из своих могил и начнет заново выступать, как в клипе Майкла Джексона Thriller.

Elvis Presley - Suspicious Minds 2049

Однако перед тем, как мы углубимся в эту тему, небольшая предыстория: лет десять назад я продвигал музыкальную голограмму, и, несмотря на свое звание худшего пиарщика в этой сфере (я продержался три месяца), вы могли бы предположить, что голограмма в любом случае сама себя продаст. Но не в 2007-м.

Группа Bodyrox вместе с Лучианой написали большой клубный хит Yeah Yeah, и я присоединился к их команде после выхода их второго сингла What Planet You On?. В течение месяца изображение Лючианы спонтанно, будто магическим образом, появлялось в нескольких клубах Англии, чтобы заставить напыщенных посетителей подавиться своей водкой перед тем, как скачать сингл на свои новенькие смартфоны, все еще находясь в состоянии аффекта от произошедшего. Я думаю, не стоит говорить, что это оказалось полным провалом. Кто-то в офисе добился двухминутного сюжета в программе Five News, однако на этом все закончилось. Сингл с трудом достиг 54-го места в чартах Великобритании, и я быстренько слился, пока меня не уволили.

С тех пор, как ни странно, голограммы стали привлекать к себе внимание и в некоторых случаях даже становились инфоповодом. Особенно хорошо их влияние было видно в политике: в течение 30 дней проекция Нарендры Моди появилась в 130 городах Индии и помогла ему избраться в правительство в 2014 году, а также Джулиан Ассанж покинул посольство Эквадора и выступил в качестве голограммы на конференции Nantucket Project в штате Массачусетс в том же году. Музыкальные голограммы вроде Чиф Кифа на музыкальном фестивале в Хаммонде и Майкла Джексона на музыкальной премии Billboard были совершенно бесполезными, но все равно попадали в заголовки газет. Будучи мультяшной группой, Gorillaz тоже смогли решить свою проблему посредством голограмм, спроектировав Мёрдока и других рядом с Деймоном Албарном и его группой. Затем, конечно же, последовала голограмма Тупака на Коачелле в 2012 году – поворотный момент, за которым ничего не последовало, помимо небольших заметок в газетах.

Компания, стоящая за “настоящим”, как казалось участникам фестиваля, Тупаком называется Digital Domain. Как ни странно, они также ответственны за создание голограммы Брэда Питта в фильме «Загадочная История Бенджамина Баттона», который выиграл награду Академии за лучший грим в 2009 году. Что интересно, Академия была одурачена, и они действительно думали, что на экране был Питт, а не его графическое изображение. В случае и с Питтом, и с Тупаком Digital Domain смогли победить те опасения, которые может вызвать голограмма любого человека. Так как же им это удалось?

«Уникальность голограммы Тупака заключается в том, что эта цифровая версия человека — гиперреалистичный анимационный персонаж, который заставил людей задуматься, каким образом он поет, – говорит бывший генеральный директор Digital Domain Джон Текстор в ходе телефонного звонка. — Как он там сказал? «Как, мать вашу, дела, Коачелла?» Серьезно, сделай мы хоть голограмму Тупака из его видео двадцатилетней давности, никому бы не было до этого дела. Прям как и до Нэта Кинга Коула и его дочери или Элвиса Пресли и Селин Дион, никто бы из них не вызывал такого восторга, как Тупак, потому что мы создали цифровую версию человека».

Так же, как и недавний анонс тура “Роя Орбисона”, в мире существует полным-полно голографических икон, включая Фрэнка Заппу и Ронни Джеймса Дио. И, хотя неизвестно, станет ли эта новая технология будущим развлекательной индустрии, в мире несомненно появляется все больше и больше голограмм, которые заставляют нас думать, что мы наконец-то достигли решающего момента. Но как это работает? Каким именно образом тела этих мертвых знаменитостей восстают из могил и заканчивают проекцией на театральной сцене?

Tupac Hologram Snoop Dogg and Dr. Dre Perform Coachella Live 2012

Американский предприниматель и владелец голограмм Алкивьяд Дэвид (называемый всеми Алки) говорит, что «голограмма» – неправильное название, но стало им по умолчанию из-за того, что все постоянно его употребляют. «Я подумал, что старые видеозаписи очень плохого качества, и мне стало интересно, как можно вытащить из старых, рябящих движущихся картинок певицу типа Билли Холлидей, которая уже мертва 58 лет. И, как оказалось, там намного больше иллюзии, чем я думал».

«Мы используем различные техники, — говорит Алки на другом конце провода из Лос-Анджелеса, — и самое трудное – это 3D-модель, создание цифрового персонажа. Мы берем модель и актера, который мог бы точь-в-точь повторить движения персонажа. Затем мы захватываем все движения, которые происходят вживую или в записи. Конечно, заранее записанное видео дает нам время на постпродакшн и улучшение анимации, но на самом деле главное – создать трехмерного анимированного персонажа».

Что касается Тупака на Коачелле, Digital Domain использовали комбинацию озвучки и авторских текстов песен. «Для нового контента, где он говорит привет Снуп Догу и Dre на сцене, мы использовали актера. Мы заменили голову на его теле, поэтому мы использовали визуальные эффекты, увеличив его тело, и затем создали анимированную голову», — объясняет Текстор. Однако не всем анимация показалось убедительной. Обозреватель из журнала Spin жаловался, что «это была скорее не голограмма (потому что они еще не существуют), а жутковатая компьютерная графика, воссоздавшая Тупака в стиле комиксов Marvel 90-х годов».

Если говорить о том факте, что голограммы вызывают неприязнь у некоторых людей, то существует также моральный подтекст в том, чтобы вызывать умерших обратно на свет и делать деньги на их выступлениях. Можно предположить, что Майкл Джексон был бы в шоке, увидев свое выступление на музыкальной премии Billboard 2014 года, организованной Pulse Evolution, компанией, которую основал Текстор с другой группой аниматоров после банкротства Digital Domain. Но что бы подумала Билли Холидей, которая умерла в 1959-м, о выступлениях в Голливуде своей голограммы за $22-$32 за билет? Разве не достаточно лишь той причины, что мы не можем спросить их, для того, чтобы не делать этого? И вообще, не кажется ли вам вся ситуация немного мрачной?

«Ну, Билли Холлидей и любой из усопших знаменитостей были артистами, правильно? — отвечает слегка раздраженный Алки так, будто слышал этот вопрос множество раз после того, как стал частью быстрорастущей индустрии в 2012 году. — Они жили ради того, чтобы находиться в центре внимания, так что они бы хотели иметь шанс выступать после своей смерти». Так эта мысль никогда не заставляла его задуматься? «Лично меня – нет. Создает ли он противоречия среди людей? Конечно. Мы пользуемся этими противоречиями, так как они создают шум в прессе и осведомленность в массах».

Конкурент Алки не так сильно в этом убежден: «Люди спрашивают, почему эта форма искусства не набирает популярность? Смотрите, потому что создателей, которые вывели продукт на рынок, совершенно не волнует, что с ним будет. Мне, Джону Текстору, совершенно не нравится вся эта идея со знаменитостями». Текстор говорит, что Pulse Evolution – абсолютные лидеры на рынке и работают лишь с иконами: Майклом Джексоном, Элвисом и ABBA, которые все еще живы, конечно. Хотя он снисходительно относится к шоу Орбисона, так как, на его взгляд, Большой О все равно лучше пел, чем выступал. Он также утверждает, что Pulse Evolution не просто компания, создающая голограммы; они также создают реалистичных людей для фильмов, как Брэд Питт в «Загадочной истории Бенджамина Баттона».

Chief Keef Hologram "Dont Like" Performance

Помимо морального подтекста в «оживлении» знаменитостей также существуют судебные разбирательства на эту тему. Так, в прошлом году в финале программы The Voice должна была выступать Кристина Агилера и голографическая Уитни Хьюстон, однако после того, как в интернет слили видео с репетиции, обладатели прав на музыку Хьюстон сильно испугались. Как бы там ни было, виртуальную Уитни должны вернуть обратно на сцену театра голограмм на Голливудском бульваре.

Алки считает, что индустрия голографии сейчас переживает «золотую лихорадку», но все еще неизвестно, станут ли они будущим развлекательной индустрии. Нам надо еще многого достичь, и, например, воссоединение The Beatles будет долгим процессом, в котором двум живым битлам придется прийти к соглашению. На современном этапе такой расклад маловероятен, поэтому копия великолепной четверки остается в далеком будущем. К тому же, возможно, в 2050-м дети захотят видеть не их, а Дрейка, Канье Уэста или Адель.

«На мой взгляд, в развлекательной индустрии появилась совершенно новая парадигма, — говорит Алки. — Это уж точно не будущее индустрии, но совершенно новый подход. Он по меньшей мере поможет оживить театральный бизнес». Под театром он имел в виду кино, так как с 2016 года количество посещений стало резко падать впервые за 12 лет. Несмотря на прекрасные отзывы от критиков по всему миру, даже «Бегущий по лезвию 2049» не вызвал сильного ажиотажа. Возможно, двухмерное кино больше не интересует зрителя. Они хотят видеть Элвиса, заново входящего в здание, хотя он сможет это сделать, со слов Джона Текстора, только если победит неприязнь к голограммам у людей.

Текст: Мария Новикова

Оригинал статьи на Роккульте

Роккульт повсюду:

Facebook

Vkontakte

Twitter

Telegram

Instagram

Flipboard