Почему Берлин – лучший город для концертного задрота

25.12.2017

2017-й мне хочется назвать годом закрывания музыкальных гештальтов: с самого его начала один за другим на голову посыпались анонсы о концертах, которые я давно мечтала посетить. Всё это вылилось, с одной стороны, во внушительный список из 19 шоу и 32 исполнителей (некоторых из которых довелось увидеть дважды за год), а с другой – привело к передозу впечатлениями. Так что теперь отдыхаю, восстанавливаюсь, жду следующего раунда анонсов и вспоминаю самые яркие лайвы за прошедшие 365 дней

The Flaming Lips

Открыли мой сезон и тут же задали высочайшую планку известные мастера своего психо-дела — The Flaming Lips. Представляете себе шоу Лунтика, но только 18+ и с применением изрядного количества ЛСД? Вот и я до того вечера не представляла, что можно радоваться, как ребенок, надувным разноцветным шарам, гигантским мухоморам и Уэйну Койну, делающему круг почета по залу верхом на люминесцентном единороге. Как после такого не поверить в волшебство, если за пару часов группа сделала меня своим преданным поклонником!

Motorama

Концерт был интересен не столько с музыкальный, сколько с социологической точки зрения. Удивительно, что на российской земле группа пользуется абсолютно средненькой популярностью в узких хипстерских кругах и при этом вот уже несколько лет ‒ судя по всему, успешно ‒ гастролирует по всем странам и континентам мира. Отправляясь в берлинский клуб Lido, я ожидала увидеть исключительно тусовку из отчаянно тоскующих по родине соотечественников. И тем приятнее было оказаться в окружении мультинациональной толпы, которая радушно подхватывала припевы доброй половины песен ‒ благо, исполняются они на английском.

Clinic

Иногда больше всего впечатлений получаешь от камерных шоу. С этой ливерпульской четверкой много лет назад меня познакомила подруга по переписке: она прислала мне удивительную подборку музыки на CD по почте, сопроводив каждый пункт детальным описанием. Может быть, потому Clinic до сих пор кажутся мне чем-то личным, этаким секретиком, зарытым во дворе: каждый в принципе может наткнуться на него, но пока только ты знаешь о его существовании и раз в неделю приходишь полюбоваться на художественно разложенный под стеклышком мусор. И, вероятно, потому их концерт в неприметном клубе возле знаменитой махины Бергхайна тоже стал для меня тихой гаванью. Хотя тишина – явно не про Clinic: даже хирургические маски на лицах музыкантов не в состоянии заглушить эти дерганые ритмы, дикие выкрики и взрывные гитары.

Sziget

Что меня больше всего поразило? Что, по статистике, лишь 3000 наших соотечественников посещают этот фестиваль! Ребята, альтернативы ближе, дешевле и насыщенней нет и в ближайшее время не будет, а подобный икспириенс – по моему глубокому убеждению – обязан получить каждый (ну, знаете, как в тех списках «Что нужно успеть сделать до 30 лет»). Дабы не быть голословной – вот мой отчет о прошедшем этим летом юбилейном Sziget.

Pop Kultur

Маленький, домашний, но очень гордый культурный берлинский фестиваль. Помимо музыкальной программы (очень достойной), предлагает полный цикл развлечений: от пива с крафтовыми сосисками до лекций и кинопоказов. Но всё-таки главное – сеты интересных исполнителей. В этом году Pop Kultur передислоцировался на очень подходящую для него площадку – в Культурбрауэрай, бывшую пивоварню, а ныне общественное пространство по типу московского Винзавода. Фестиваль длится три дня, и в каждый ‒ новая программа. За один вечер, плавно перетекая из одного концертного зала в другой, я успела посмотреть сразу несколько выступлений. Запомнились две 18-летних девчонки из Let’s Eat Grandma: их отметил сам преподобный Игги Поп, и не зря – звучат они весьма самобытно и, соответственно возрасту, трогательно. Но больше всего зацепил Алексис Тейлор. Вокалист Hot Chip сольным сетом только подтвердил мои догадки: пронзительная печаль, являющаяся стержнем песен группы, – полностью заслуга его лирики и его голоса.

Lollapalooza Berlin

Родная Лолла хороша уже хотя бы потому, что за первоклассным лайнапом не нужно далеко ехать. Правда, в этом году транспортные сложности как раз-таки стали ложкой дегтя безусловно замечательного праздника. (Организаторы учли свои факапы и на 2018-й уже выбрали другую площадку для фестиваля.) Почему-то запомнились не столько выступления именитых групп ‒ чего стоил один двухчасовой Дейв Грол, ‒ сколько «дополнительные» ништяки типа катания на колесе обозрения и уютного распития портвешка на территории детской зоны Kidzapalooza.

Nick Cave & The Bad Seeds

Заплатить приличную сумму, простоять в плотной толпе несколько часов ‒ и только ради того, чтобы тебе в лицо прорычали несколько слов? Обычный сценарий, когда речь идет о концерте великого и ужасного Ника Кейва. Несмотря на годы и личные поистине разрушительные трагедии, он всё так же неистов – даже иногда, кажется, слишком. Сложнее всего, однако, пережить ту часть концерта, где музыканты обращаются к материалу с последнего альбома Skeleton Tree и на месте рокового демона оказывается растерзанный горем человек.

St. Vincent

Из арт-рок-умницы Энни Кларк окончательно превратилась в гитарную богиню. Неудивительно, что недавно она выпустила именную модель шестиструнной и полностью переоблачилась в латекс. На сцене нет ничего, что могло бы отвлечь от ее сияющего величества: только она и гитарные риффы. Спецэффекты продуманы до мелочей, а жесты выверены до сантиметра, но это не умаляет силы воздействия ее музыки. После окончания шоу я встречаю своего преподавателя по барабанам. Пауль вообще-то специалист по построку и экстремальным видам металла, но, не скрывая блеска в глазах, делится со мной своим восторгом по поводу только что увиденного.

Warhaus

Клуб под названием Quasimodo ‒ что может быть декадансней? И что может быть более подходящим к нуарному року Маартена Девольдере? В маленьком зале не продохнуть, и если ты неосмотрительно пришел на концерт без пары – будь готов отбивать атаки седовласых кавалеров, так и норовящих поведать тебе на ушко, что вот эта песня – самая-самая. На меня эти фокусы не действуют, поскольку уж я-то знаю, у Warhaus все песни прекрасны.

Mac Demarco

Я наивно полагала, что после сигетовского сета Мак Демарко уже не сможет поразить мое воображение еще сильнее. Но нет, полтора часа милых песенок – и вуаля: на сцену выпрыгивает полуголая девица из толпы, Демарко запускает в плавание по залу стол, а затем и сам садится в кофр и отправляется стейдждайвить, рискуя несколько раз погибнуть в пучинах фанатских волн, но невозмутимо не выпуская изо рта сигарету. На спонтанный анкор он приглашает всех в зале присесть на корточки и достать настоящие зажигалки («Вот только не надо делать вид, что у вас нет настоящих зажигалок, ребята!»), сам снимает штаны и исполняет душещипательную Watching Him Fade Away. Овации. Занавес.

Gorillaz

За полтора десятилетия с момента основания группы виртуальные мартышки окончательно превратились в реальных героев. Мини-оркестр под предводительством Деймона Албрана заменяет собой целый фестивальный лайнап: все жанры охвачены, все музыкальные инновации представлены, все зрители довольны, подпевают и подтанцовывают – кто под последние хип-хоп-хиты, кто – под пронзительные баллады начала 2000-х.

Текст: Таня Буланова

Оригинал статьи на Роккульте

Роккульт повсюду:

Facebook

Vkontakte

Twitter

Telegram

Instagram

Flipboard