Рокетбанк
784 subscribers

«В офис вы успеете вернуться всегда»

889 full reads

UX/UI и продакт-дизайнер Арина Троицкая рассказала о тонкостях фриланса и удалённой работы.

Как только я ушла из офиса, у меня появилось время на всё, что хочу.
Как только я ушла из офиса, у меня появилось время на всё, что хочу.

О решении стать фрилансером

У меня большой опыт работы в офисе. Начинала как графический дизайнер, но вскоре это наскучило, и я начала думать о digital-направлении. Попав в digital-рекламу, рисовала промосайты и контент для соцcетей.

В рекламе мне не нравилось, зато нравилось работать с цифрой, поэтому я отправила своё портфолио в Redmadrobot — студию дизайна и разработки мобильных интерфейсов. Мне казалось, что мобильные интерфейсы — самая перспективная отрасль внутри цифрового дизайна. Меня взяли, и понеслось.

Я успела поработать с крупными корпорациями: Яндексом и «Сбертехом». В Яндекс я часто ездила с командой презентовать идеи, а в Сбербанке сидела непосредственно в офисе — таковы условия контракта между Сбертехом и Redmadrobot. Тут-то меня и стало накрывать.

Здание Сбербанка — это апофеоз офисной жизни: регламенты, пропуска, условности. Всё это не так сложно соблюдать, но усталость от сценария «дом-работа-дом» копилась как снежный ком. К тому моменту я пристрастилась к путешествиям и жила от отпуска до отпуска.

Сидя на пуфе в холле Сбербанка (а работать в ячейке за столом я не могла), мне стало понятно: больше не пойду ни к кому наниматься, больше не хочу, чтобы кто-то мне диктовал, когда в отпуск и к которому часу приходить на работу.

Не люблю офисные сплетни. Для кого-то посмеяться с коллегами за кофе — это норма, но мне некогда этим заниматься. Часто в коллективах очень много подноготной, обсуждения друг друга за спиной. Недавно мне нужно было по контракту 2 месяца поработать в офисе клиента в Норвегии — там всё то же самое.

О самоорганизации

«В офис вы успеете вернуться всегда»

Для работы на фрилансе нужно иметь нехилые скиллы тайм-менеджмента, но у меня с этим никогда не было проблем. Со мной случилось обратное: я стала перебарщивать с контролем в повседневной жизни и излишне расстраиваться, когда что-то идёт не по моей задумке.

Если вам постоянно надо себя заставлять работать, есть повод задуматься о смене рода деятельности.

Подумайте, что вам нужно для продуктивной работы. Мне — компьютер, уютная кофейня с розетками, тренировка с утра. Это означает, что в новом месте я ищу зал и что-то вроде «Старбакса» в пешей доступности от квартиры. Если вам нужна тишина, чтобы сосредоточиться, можете пойти в коворкинг. Но гораздо интереснее найти центральную библиотеку. Помимо хорошего интернета, там ещё есть то самое рабочее и немного сакральное настроение.

О балансе работы и личной жизни

Постоянно слышу разговоры офисных сотрудников о нереализованности, об отсутствии времени на спорт и про очередной роман с коллегой. На фрилансе всё проще.

Как только я ушла из офиса, у меня появилось время на всё, что хочу: спорт, путешествия, йогу в середине дня, новый ресторан каждый день. Если вы знаете, что без 6 км пробежки просто не можете, обязательно придумаете, как найти время на бег.

Ваша задача — жить, а не работать круглосуточно. Важно найти баланс.
Ваша задача — жить, а не работать круглосуточно. Важно найти баланс.

Важный момент — ранние подъёмы. Чем раньше встаёшь, тем больше успеваешь.

Как организовать себя, чтобы не работать круглосуточно:
— Ваша задача — жить, а не работать круглосуточно.
— Поймите, что даёт вам силы работать и наполняет энергией. Для меня это впечатления и спорт. Поэтому я постоянно путешествую и ежедневно занимаюсь спортом не менее двух часов.
— Используйте календарь для точного распорядка дня.
— Изучите литературу о том, как организовывать свой день.
Советую прочитать:
— Крис Бэйли «Мой продуктивный год»
— Ден Кеннеди «Жёсткий тайм-менеджмент»
— Лора Вандеркам «Книга о потерянном времени»
— Глеб Архангельский «Тайм-менеджмент. Полный курс»
— Катерина Ленгольд «Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией»
— Брайан Трейси «Мастер времени»

О поиске клиентов

Нужно постоянно наращивать социальный капитал и всем рассказывать, кто ты и чем занимаешься. Если вы делаете свою работу хорошо, запустится самый лучший механизм — сарафанное радио. Заказы будут находить вас сами. Если этого ещё не случилось, воспользуйтесь моими подборками полезных сайтов здесь и здесь.

Сейчас зарождается тренд на удалённую работу. Популярны такие профессии, как личный помощник, бухгалтер, копирайтер. Будучи таким личным помощником, вы можете вести несколько клиентов и в сумме получать неплохие деньги. Особенно, если у вас будет процент с продаж.

Составляя резюме, помните, что цель — продать вас как специалиста за три секунды. Это среднее время, которое тратят на беглый просмотр резюме. Поэтому важно одной фразой рассказать, кто вы и чем отличаетесь от других.

Не перечисляйте места работы, лучше назовите достижения: построил команду из 20 человек, повысил продажи от 0 до 100 за 1 месяц. Достижения — вот, что замечают.

Я ушла из офиса с одним клиентом, потом нашлось агентство Fantasy Interactive, знаковое на рынке, которое согласно работать удалённо, если дизайнер им нравится. Сотрудничество с ними и сейчас добавляет вес моему собственному имени.

Есть и второй формат, о котором все почему-то забывают: удалённая работа. Вам платят зарплату и не нужно искать клиентов.

О личных финансах

Плюс фриланса в том, что сколько поработаешь, столько и заработаешь. Всё честно.
Плюс фриланса в том, что сколько поработаешь, столько и заработаешь. Всё честно.

Я не из тех, кто много откладывает на потом, потому что предпочитаю жить сейчас. Выбираю на Airbnb хорошее жильё и хожу на обед туда, где мне нравится, а не туда, где дешевле. Но, разумеется, у меня есть отложенные деньги на, как минимум, полгода жизни.

Плюс фриланса в том, что сколько поработаешь, столько и заработаешь. Всё честно. Не нужно идти к кому-то и просить прибавку, доказывать, что заслужил.

О настоящем и будущем

Прямо сейчас я на любимом острове Бали. В моём списке стран к посещению висит Япония, где с конца марта по начало апреля цветет сакура. Стоимость билета Бали — Токио 150 долларов. Как думаете, куда я полечу дальше?

Есть мнение, что на фрилансе нет вертикального роста. Это не так.

 Если вы развиваетесь как специалист и занимаетесь личным брендом, вы растёте.
 Я не планировала становиться арт-директором, это произошло само собой. Проектов всё больше, спрос на консультации растёт. Сейчас в моих планах развитие собственной студии и организация своей школы дизайна.

В нашем обществе есть стереотип, что фриланс — это второсортные задачи, которые сделал и отдал. Но мир не стоит на месте, появляется всё больше компаний, которые не хотят тратиться на аренду офиса и кофе. Всё больше тех, кто понимает, как важно собрать интернациональную команду, чтобы сделать по-настоящему востребованный продукт.

Рынок переполнен инструментами для совместной работы внутри команды, как будто ты сидишь за одним столом с человеком, хотя на деле он в 12 часах лёту от тебя. Сотрудники этих компаний также занимаются саморазвитием, наращивают скиллы и меняют должности, в том числе и вертикально.

Конечно, может быть страшно бросить всё. Но что противоположно страху? Стабильность?
Конечно, может быть страшно бросить всё. Но что противоположно страху? Стабильность?

О страхе неизвестности и одиночестве

Работая удалённо, скорее всего часть дня вы будете проводить в созвонах и только и будете мечтать об отдыхе и тишине. Например, мой рабочий день начинается в 7 утра с созвона с Америкой. Потом я работаю до обеда, а дальше переключаюсь на другой проект, где звонки приходятся на 6 вечера и позже.

Конечно, может быть страшно бросить всё. Но что противоположно страху? Стабильность? Вам же хочется развиваться, так что о стабильности в любом случае речи не идёт. Я бы не тратила энергию на страх. Просто попробуйте. В офис вы успеете вернуться всегда.

Когда я оглядываюсь на прошлое, меня восхищает не стабильность, а классные события и эмоции, которые я пережила. Если у вас всё это есть в офисе — значит вы там, где нужно. Но если вам некомфортно, не смотрите на устоявшиеся порядки и нормы, которые работают для других, действуйте!

10 советов тем, кто хочет работать на себя и не знает, с чего начать:

«В офис вы успеете вернуться всегда»
  1. Оцените свой текущий опыт.
  2. Поймите, кем вы хотели бы работать — продолжать своё дело или начать новое.
  3. Не бойтесь начать поиски работы на иностранном рынке.
  4. Если вы работаете в сфере IT, зарегистрируйтесь на ресурсах, которые я рекомендую вот здесь и здесь.
  5. Заполните профили соцсетей. Особое внимание уделите LinkedIn.
  6. Обновите резюме и портфолио.
  7. Составьте грамотное сопроводительное письмо.
  8. Разошлите резюме с сопроводительным письмом 100 потенциальным клиентам. Пять из них точно ответят.
  9. Зарегистрируйте ИП или статус самозанятого.
  10. Читайте мой Instagram. Если вы дизайнер, приходите ко мне в команду, я вас очень жду!