215 subscribers

Единственный заводской hot rod в истории автомобилестроения

Единственный заводской hot rod в истории автомобилестроения

Представьте себе такую картину: вы заходите в автосалон, и прямо посередине огромного зала стоит хот-род. Новенький и – как бы поразительно это ни звучало – брендовый, с шильдиками известного производителя. Потому что этот хот-род не кастомный автомобиль, собранный в единственном экземпляре – это заводская сборка. Дилер предлагает вам на выбор цвета, опции – и вот уже совсем скоро вы станете обладателем абсолютно нового вплоть до последней гайки хот-рода, без пробега, да ещё и с заводской гарантией! Фантастика? Не совсем. Был небольшой период истории, когда всё вышеописанное было реальностью. Не без своих нюансов, само собой, но обо всём по порядку.

Как и за многие другие интересные эксперименты в области автомобилестроения, за данную историю всецело ответственна компания Chrysler. В 1990-ом году они предложили студентам последнего курса престижного заведения под названием Art Center College of Design в качестве дипломного проекта разработать автомобиль для “узкого сегмента рынка”.

Среди тех самых студентов числился 16-летний на тот момент Чип Фуз, и, само собой, он с радостью принялся за проект нового автомобиля. Вот только Чип не желал создавать машину для одного из уже существующих сегментов – вместо этого товарищ Фуз создал хот-род нового поколения под названием Hemisfear.

Чип Фуз в юности
Чип Фуз в юности

Hemisfear был автомобилем для той категории людей, чьи вкусы отсылали скорее к 1940-ым годам, нежели к 90-ым. Казалось бы, ни одна компания не возьмётся воплощать в жизнь настолько заведомо некоммерческое решение, идущее наперекор чуть ли не всем вкусам современного потребителя.

В журнале Autoweek за январь 93-его упоминается, что Chrysler уже тогда думали о серийном производстве Праулера. Помимо этого, в небольшом абзаце упоминается Mitsubishi Aluma Coupe – со словами, что только американская компания может понять американские традиции и выразить им должное уважение.
В журнале Autoweek за январь 93-его упоминается, что Chrysler уже тогда думали о серийном производстве Праулера. Помимо этого, в небольшом абзаце упоминается Mitsubishi Aluma Coupe – со словами, что только американская компания может понять американские традиции и выразить им должное уважение.

Но, как-то так вышло, что Chrysler в очередной раз пошла… интересным путём. В 1996-ом году, решая, что бы такого выпустить и закрепить успех модели Dodge Viper, кто-то в компании обратил внимание на концепт-кар 93-его года, построенный с оглядкой на зарисовки Чипа Фуза. Почему именно внешний вид новой машины был вдохновлён столь необычными идеями - сказать наверняка нельзя.

Dodge Viper 1 поколения
Dodge Viper 1 поколения

Возможно, просто ни у кого в компании не нашлось идеи получше: в конце концов, Viper был весьма радикальным и самобытным автомобилем, а значит и следующая за ним машина должна быть такой же по духу. А может, решающим оказался один лишь факт того, что дизайн-директором Крайслера на тот момент являлся любитель хот-родов. Так или иначе, все карты сложились именно таким образом, чтобы мир увидел, по сути, первый и единственный заводской хот-род – Plymouth Prowler.

Упомянутый выше Mitsubishi Aluma Coupe построил никто иной, как сам Бойд Коддингтон. Планировалось сделать этот автомобиль самым обычным хот-родом с V8, для Ларри Эриксона - одного из дизайнеров фирмы Cadillac. Но в какой-то момент постройки к делу подключилась компания Mitsubishi, желающая построить шоу-кар ради продвижения своих продуктов на американском рынке. Таким образом получился вполне себе классический с виду хот-род, под завязку набитый японскими запчастями. В том числе линейным 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом - точно такой же стоял на Mitsubishi Eclipse тех годов. Само собой, Aluma Coupe никто и не собирался пускать в серию, а потому не надо было заботиться о бамперах и прочих мелочах. Да и кто бы в своём уме стал покупать хот-род с линейным двигателем, да ещё и японским? На американской кастомной сцене даже V6 не особо в почёте, а уж линейку бы просто подняли на смех. Но как диковинный шоу-кар Aluma Coupe вполне себе удался и должное внимание - как негативное, так и позитивное - к себе привлёк.
Упомянутый выше Mitsubishi Aluma Coupe построил никто иной, как сам Бойд Коддингтон. Планировалось сделать этот автомобиль самым обычным хот-родом с V8, для Ларри Эриксона - одного из дизайнеров фирмы Cadillac. Но в какой-то момент постройки к делу подключилась компания Mitsubishi, желающая построить шоу-кар ради продвижения своих продуктов на американском рынке. Таким образом получился вполне себе классический с виду хот-род, под завязку набитый японскими запчастями. В том числе линейным 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом - точно такой же стоял на Mitsubishi Eclipse тех годов. Само собой, Aluma Coupe никто и не собирался пускать в серию, а потому не надо было заботиться о бамперах и прочих мелочах. Да и кто бы в своём уме стал покупать хот-род с линейным двигателем, да ещё и японским? На американской кастомной сцене даже V6 не особо в почёте, а уж линейку бы просто подняли на смех. Но как диковинный шоу-кар Aluma Coupe вполне себе удался и должное внимание - как негативное, так и позитивное - к себе привлёк.

Ещё одна вещь, которую нельзя сказать наверняка – это какими именно зарисовками товарища Фуза вдохновлялся Chrysler, сколько этих зарисовок было всего и как сильно они друг от друга отличались. Дело в том, что Чип всё же смог довести свой проект до финала: в 2006-ом году Hemisfear был построен. Он представлял собой классическое с виду (особенно спереди) купе, в котором V-образная восьмёрка находилась, однако, сзади. Но Prowler был родстером, с двигателем на два цилиндра меньше, да и располагался V6 по старинке – под капотом машины. К тому же, дизайн был отнюдь не классический: не считая формы кузова, новый Plymouth выглядел крайне "по девяностым", явно выделяясь на фоне машин сороковых годов, с какой стороны не посмотри.

Знаменитый Hemisfear Чипа Фуза. Несмотря на общую концепцию, отличия от Праулера радикальные, даже если убрать с него все необходимые по закону для серийной машины детали вроде бамперов, крыльев и прочих мелочей. Hemisfear обладает совсем иными линиями, пропорциями и изгибами - и это не говоря об уже упомянутой технической начинке.
Знаменитый Hemisfear Чипа Фуза. Несмотря на общую концепцию, отличия от Праулера радикальные, даже если убрать с него все необходимые по закону для серийной машины детали вроде бамперов, крыльев и прочих мелочей. Hemisfear обладает совсем иными линиями, пропорциями и изгибами - и это не говоря об уже упомянутой технической начинке.

Плюс Chrysler приняло решение не сталкивать машину лоб в лоб с собственным монстром по имени Viper, а потому Prowler позиционировался скорее не как полностью спортивный автомобиль, а как… быстрая ежедневная машина. Поэтому новый Plymouth обладал полным набором электроники, включая плеер и соответствующую аудиосистему, сидениями в коже, кондиционером и так далее – в то время как на Вайпере в жертву скорости были принесены даже подушки безопасности. Закрепляя успех, двигатель V6 под капотом Праулера был подключён к автоматической коробке передач – механической не было даже в опциях…

Я думаю, вы уже понимаете, что пошло не так. Надо сказать, что ребята в Chrysler действительно старались сделать автомобиль в духе хот-родов: да, ради сохранения привлекательных линий кузова было принято решение отказаться от попыток впихнуть V8. Однако установленный V6 был весьма мощным: 214 л.с. даже с автоматической коробкой передач пролетали 1/4 мили всего за 14,5 секунд. Тот же Viper первого поколения был всего лишь на 2+ секунды быстрее – иными словами, заводской Prowler показывал вполне себе неплохие результаты.

Скорость достигалась за счёт, как ни странно, облегчения автомобиля: тот вес, что был отдан электронике, компенсировался 400 кг алюминия, влитыми в кузов. Не говоря уже о том, что компания с заводом – это не автолюбитель в гараже. Chrysler не просто “построили хот-род” – они построили серийный хот-род. А это значит, что машина отвечала всем придиркам государства, всевозможным законам по безопасности, нормам загрязнения окружающей среды и так далее и тому подобное – всё ради того, чтобы спустя 50 лет после появления культуры хот-роддинга вывести её наконец на уровень рядового автомобилиста.

Пожалуй, самый знаменитый Prowler - Wild Thing. Прославился в 2010-ом году, когда House Of Kolor включила эту машину в свой календарь 2010 года. Дело в том, что календарь House Of Kolor - не столько средство исчисления дней недели, сколько престижная награда и честь, которой удостаиваются лишь 12 лучших покрасочных работ в год. Wild Thing попал в календарь весьма заслужено: его цвета - результат командной работы, большого количества времени и пятидесяти пяти тысяч долларов. Но это не всё: ещё около 350-ти тысяч ушло во всё остальное, что находится под слоями краски. В частности, после всех доработок, заводской V6 обзавёлся супернаддувом и показал аж 472 лошадиных силы. Этот роскошный двигатель накрыт двумя капотами: чёрным и ровным для дороги, а так же отдельно раскрашенным, с парой вырезов для шоу. Всё это дело дополняется дверями-ножницами и полностью кастомным интерьером - в общем, Wild Thing однозначно является одним из самых полноценно перестроенных Праулеров в мире.
Пожалуй, самый знаменитый Prowler - Wild Thing. Прославился в 2010-ом году, когда House Of Kolor включила эту машину в свой календарь 2010 года. Дело в том, что календарь House Of Kolor - не столько средство исчисления дней недели, сколько престижная награда и честь, которой удостаиваются лишь 12 лучших покрасочных работ в год. Wild Thing попал в календарь весьма заслужено: его цвета - результат командной работы, большого количества времени и пятидесяти пяти тысяч долларов. Но это не всё: ещё около 350-ти тысяч ушло во всё остальное, что находится под слоями краски. В частности, после всех доработок, заводской V6 обзавёлся супернаддувом и показал аж 472 лошадиных силы. Этот роскошный двигатель накрыт двумя капотами: чёрным и ровным для дороги, а так же отдельно раскрашенным, с парой вырезов для шоу. Всё это дело дополняется дверями-ножницами и полностью кастомным интерьером - в общем, Wild Thing однозначно является одним из самых полноценно перестроенных Праулеров в мире.

Несколько журналистов и, так сказать, профессиональных автомобильных критиков, оценили труды компании по достоинству. Но большая часть покупателей осталась недовольна. Хот-роддерам не хватало рыка V-образной восьмёрки – в их глазах из-за двух недостающих цилиндров Prowler автоматически попадал в лучшем случае в ряд под названием “любопытные идеи”, и этот ряд находился довольно далеко от того, который назывался “легенды хот-роддинга”.

Рядовые же американцы, привыкшие к своим 7-метровым баржам (которые после 80х вновь выплыли на асфальтовые моря в 90х), абсолютно не поняли всего того, что делало автомобиль хот-родом – и в особенности много жалоб поступило в адрес маленького багажника и маленького бензобака. Критиковались и прочие нюансы, вроде того, что почти весь интерьер Праулера был собран из уже существующих деталей интерьера других автомобилей марки Chrysler.

Помимо всего прочего, проблему маленького багажника в Chrysler попытались решить... путём предложения клиентам заводского прицепа, исполненного в форме задней части Праулера - это чудо было опцией при покупке автомобиля. Я не могу сказать наверняка, насколько восторженно покупатели оценили эту фичу и как часто вместе с Праулером приобретался такой вот расширитель багажного отсека, но достоверно известно, что в наше время этот прицеп является довольно-таки дорогостоящей штукой, на которую облизывается достаточное количество коллекционеров.
Помимо всего прочего, проблему маленького багажника в Chrysler попытались решить... путём предложения клиентам заводского прицепа, исполненного в форме задней части Праулера - это чудо было опцией при покупке автомобиля. Я не могу сказать наверняка, насколько восторженно покупатели оценили эту фичу и как часто вместе с Праулером приобретался такой вот расширитель багажного отсека, но достоверно известно, что в наше время этот прицеп является довольно-таки дорогостоящей штукой, на которую облизывается достаточное количество коллекционеров.

В качестве утешительного приза Праулеру раскачали V6 до 253-ёх лошадиных сил – это было уже абсолютно честно на одном уровне с маленьким восьмицилиндровым блоком, но продажи не спасло. А для компании, как ни крути, на первом месте всё же стоит прибыль, а потому первый и единственный заводской хот-род выпускался ещё два года, после чего производство свернули.

Несмотря на то, что Chrysler так и не сдюжила установку V-образной восьмёрки в тело Праулера, этот факт, само собой, не останавливает людей, живущих в стране, в которой V8 впихивается даже в такие машины, как Nash Metropolitan. Так что на просторах интернета можно найти достаточное количество восьмицилиндровых Праулеров - в частности, конкретно этот автомобиль, запечатлённый на фотографиях, получил двигатель LS7 от Corvette Z06 и ещё кучу всего, из чего я хочу выделить лишь топливный насос от Вайпера и диски Nitrous от компании имени Чипа Фуза.
Несмотря на то, что Chrysler так и не сдюжила установку V-образной восьмёрки в тело Праулера, этот факт, само собой, не останавливает людей, живущих в стране, в которой V8 впихивается даже в такие машины, как Nash Metropolitan. Так что на просторах интернета можно найти достаточное количество восьмицилиндровых Праулеров - в частности, конкретно этот автомобиль, запечатлённый на фотографиях, получил двигатель LS7 от Corvette Z06 и ещё кучу всего, из чего я хочу выделить лишь топливный насос от Вайпера и диски Nitrous от компании имени Чипа Фуза.

Несмотря на то, что Prowler де-факто провалился, свои клиенты и поклонники у него всё же имелись. И их количества хватило, чтобы другие корпорации, тихо наблюдающие за “успехами” компании Chrysler, поняли один факт: на это дело есть спрос. Крайслеровские машины дали старт моде на нео ретро: в 2002-ом Ford возродил модель Thunderbird, а год спустя Chevy ответил своим пикапом SSR. Да, эти две машины были, по сути, пробой пера, но – сюрприз! – обе имели V8 под капотом и продавались достаточно успешно, чтобы следующими возрождёнными именами стали Mustang и Camaro.

А к тому времени и сама Chrysler, наконец осознав что и как, выпустила на рынок сначала Charger, а потом и Challenger. И если учесть всё это разнообразие, старт которому дал именно Prowler – то это, вне всякого сомнения, успех.

Еще 20+ фото, в т.ч. следующего за Prowler концепт-кара Howler в оригинале статьи:
https://rockthistown.ru/plymouth-prowler/

Единственный заводской hot rod в истории автомобилестроения
Единственный заводской hot rod в истории автомобилестроения

Дружище, пиши камменты, ставь лайки и подписывайся на канал! Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!