RODIK+
2477 subscribers

Тянем-потянем или как снять кино не для бииидла (метод Звягинцева)

10k full reads
11k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 88% of the total page views
3 minutes — average reading time

Советский кинематограф подарил миру не один десяток талантливейших режиссёров, которые оказали колоссальное влияние на своих последователей по всему миру. Особое положение занимает мэтр интеллектуального кино А.Тарковский, который не нуждается в представлении! Лучше всего отношение простого зрителя к творчеству режиссёра описывает старый анекдот:

Заходит в бар мужик. Садится за стойку. Десять минут сидит молча. Поворачивается в сторону окна, еще десять минут сидит молча. Подзывает бармена. Смотрит ему в глаза, бармен смотрит в ответ. Это продолжается примерно полчаса. Просит стакан воды. Бармен приносит стакан. Мужик смотрит на него пять минут. Кладет голову на стол, лежит так еще двадцать минут. Погружает палец в стакан и начинает им водить туда-сюда, помешивая воду. Это длится час. После этого встает, надевает пальто и уходит, но в дверях застывает и смотрит на людей в баре еще полтора часа. Люди молча смотрят в ответ. Уходит.
А бармен и говорит:
— Тарковский — гений.
Куда же без библейских аллюзий... иначе это не кино
Куда же без библейских аллюзий... иначе это не кино
Куда же без библейских аллюзий... иначе это не кино

Признанная во всём мире гениальность Тарковского, в наше время кажется слегка надуманной и преувеличенной! Тыря всё, что только было возможно у Кубрика, Бергмана, Бунюэля и прочих, Андрей Арсеньевич, тем не менее преподнёс миру нечто своё! А именно - самые затянутые сцены и самые длинные планы в истории мирового кинематографа! Тарковский тянул всё, что только мог, а его за это считали гением...

Андрей Звягинцев, будучи эпигоном Тарковского и в целом толковым парнем, делает всё примерно так же, как и Маэстро, только уже в наше время - когда зритель накушался этой псевдо-интеллектуальностью и хочет хорошего смотрибельного кино. Ведь как-то раньше умудрялись делать одновременно и умные, и динамичные фильмы. Для наглядности я хочу расписать вам первые 40 минут третьего фильма Звягинцева "Елена". А вы решите - стоит ли смотреть такое кино или лучше сварить суп.

Елена - 2011 год

  • 1 минута 20 секунд - нам показывают дерево, сороку и окна квартиры главных героев (прилетает вторая сорока)
  • 3 минуты - главная героиня (Елена) - женщина около 60 лет просыпается в богатой московской квартире, расчёсывается, чешется, вздыхает, кашляет
  • 1 минуту 30 секунд Елена ходит по дому, шаркает, заглядывает в холодильник, открывает шторы в комнате старика и произносит первое слово: "Вставай!"
  • 2 минуты 5 секунд нам показывают, как старик шаркает, умывается, бреется, а Елена заправляет его кровать
  • 1 минута 50 секунд - старик ест овсянку, пьёт кофе и обсуждает с Еленой её планы на день - она собирается к своему взрослому сыну, поделиться пенсией... мы узнаём, что у старика есть взрослая дочь
Жила быдла одна баба и её старик
Жила быдла одна баба и её старик
Жила быдла одна баба и её старик
  • 5 минут нам показывают, как Елена посещает банк, едет на автобусе/электричке к сыну, покупает продукты, заходит в подъезд, нажимает кнопку лифта
  • 30 секунд её быдло-сын курит на балконе, харкает вниз
  • 5 минут 30 секунд нам показывают крайне отталкивающую быдло-семью главной героини, которая хочет денег от старика, чтобы старший внук Елены не попал в армию
  • 2 минуты - вечер того же дня, старик и Елена смотрят ТВ-передачи, разбежавшись по разным комнатам, Елена что-то пишет от руки
  • 1 минута 50 секунд - утро следующего дня, старик просыпается, быстро читает написанное Еленой, умывается, садится одетый за стол
  • 3 минуты 5 секунд важный разговор Елены и старика о деньгах и будущем её внука! Выясняется, что дочь старика живёт за его счёт, детей не имеет. И это напрягает старика.
  • 55 секунд - продолжение этого же эпизода, Елена молча готовит кофе старику
  • 2 минуты 5 секунд нам показывают, как старик приглашает Елену на секс, затем собирается в спортзал (секс не показан, т.е. мы видим только сборы)
  • 3 минуты - старик едет в спортзал (просто едет в спортзал!!!)
  • 3 минуты - старик занимается в спортзале и отключается в бассейне
  • 1 минута 30 секунд - Елена ходит по дому, оплачивает услуги курьера, открывает сейф, дальше шибается по дому, прежде чем узнать по телефону, что старик в больнице

Итак, прошло 40 минут экранного времени! Что мы узнали? Елена и старик живут вместе, у каждого из них есть собственные дети! Дети живут за счёт родителей. Внуку Елены нужны деньги, чтобы поступить в институт. Старик в больнице из-за инфаркта. Денег пока не дал, и не очень хочет!

Звягинцеву потребовалось сорок минут, чтобы рассказать зрителю то, что можно было без вреда для сюжета показать за десять! Вопрос: зачем лишние тридцать минут? Ответ прост: чем медленнее темп, чем ближе он к реальному темпу жизни, а следовательно - тем глубже кажется фильм, в котором зритель пытается рассмотреть скрытые смыслы, подтекст, которых там нет!

Представьте себе, что "Большой куш" Гая Ричи снят в том же темпе: ребята пять минут едут к цыганам и молчат, Турецкий три минуты ест хот-дог и смотрит на чешущуюся уличную собаку, или как Микки плачет над сгоревшим трейлером матери в течение пяти минут, пока за кадром нет никаких комментариев! Это было бы невыносимо смотреть!

Чем отличается Гай Ричи от Звягинцева? Один снимает фильмы, чтобы их смотрели! А второй, чтобы награждали! Какой из режиссёров любим зрителем? Вопрос риторический...