Найти в Дзене
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Дэвид Боуи и его музыкальные трансформации

Сегодняшняя тема, вполне вероятно, задаст тон очередному многочастному экскурсу на моём канале. Но поскольку артист, представленный в заголовке статьи, имеет у себя на счету практически 50 лет успешной карьеры, за время которой он сменил свои музыкальные направления несколько десятков раз, начнём мы пока исключительно с него одного, просто потому, что без него никак. Особенно не будем смотреть на его биографию, поскольку она и так обширна. Остановимся прямиком на трансформациях как артиста.

Дамы и господа, Дэвид Боуи!

Дэвид Боуи в начале своей карьеры.
Дэвид Боуи в начале своей карьеры.

Говорим музыкальная трансформация – подразумеваем его. Дэвид Боуи самый явный пример, получивший даже неофициальное прозвище «Хамелеон» за свою тягу к переменам. Поскольку его дебютный сольный альбом, выпущенный кстати в один день со знаменитым «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» (1 июня 1967 года) и записанный в жанре психоделического попа не имел успеха, Боуи без особых сожалений отбросил этот период своей карьеры. И вот, спустя 2 года после этого, выходит в свет его первый большой сингл «Space Oddity», записанный в жанре фолк-рока.

Тяга к экспериментам, тем не менее, не давала покоя и вот уже на своей третьей пластинке «The Man Who Sold the World» Боуи заиграл даже хард-рок, что особенно заметно на первой же композиции с альбома «The Width of Circle», в которой много времени отводится на гитарное соло Мика Ронсона, того самого, что позже станет одним из ключевых участников группы «Пауки с марса». Прилагается отличное концертное видео, где эта песня играется целых 14 минут.

Данное звучание практически в полной мере (от длинных соло тут решили отказаться) продолжит развитие на следующем альбоме «Hunky Dory». Пластинка закономерно считается одной из лучших у музыканта вообще из-за наличия таких памятных хитов, как «Changes», «Oh! You Pretty Things», «Life on Mars?», «Kooks» и «Queen Bitch».

А так в этот период выглядел сам музыкант.
А так в этот период выглядел сам музыкант.

Шло время и далее Дэвид Боуи решил стать глэм-рок звездой, примерил на себя образ Зигги Стардаста и собрал группу «Пауки с марса». Вместе с ней он выпустил несколько популярных альбомов с большими хитами. Первым из них был памятный «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars», лирика которого по большей части касалась наступающего конца света.

Этим же составом и под этой же вывеской был выпущен и следующий альбом «Aladdin Sane», звучание которого осталось по большей части глэмовым, но некоторые песни, особенно «The Jean Genie», заключают в себе элементы всё того же хард-рока, которым Боуи увлёкся в начале семидесятых.

Именно так выглядел Боуи в тот период.
Именно так выглядел Боуи в тот период.

Популярность музыканта в тот момент уже была серьёзнейшей по обе стороны океана. Видимо это, а также усталость от образа Зигги, вынудили Дэвида по окончании турне с «Aladdin Sane» покончить с этим периодом, полностью распустить свою группу и начать осваивать новые для себя соул и фанк звучание. И если в альбоме «Diamond Dogs» всё ещё слышно знакомый глэм, то вот уже на своей девятой пластинке «Young Americans» Боуи вовсю запел «голубоглазый соул». Также этот период примечателен появлением нового постоянного гитариста Карлоса Аломара, который сочинил основной рифф для главного хита альбома «Fame».

Боуи в своём новом альтер-эго.
Боуи в своём новом альтер-эго.

Но какой же может быть Боуи без нового образа. Во второй половине семидесятых на аванс-сцену вышло новое альтер-эго Дэвида: Измождённый Белый герцог, навеянный в основном его чрезмерным увлечением кокаином. К счастью, данный период продлился не очень долго, но зато подарил нам отличный «Station to Station».

Именно из-за чрезмерного увлечения запрещёнными веществами Боуи принимает решение переехать в Западный Берлин, взяв в охапку своего друга Игги Попа, уже бывшего лидера группы The Stooges. Вместе в этот период они создали два первых сольных альбома Игги «The Idiot» и «Lust for Life», а также первые из двух альбомов так называемой «берлинской трилогии» Боуи.

Здесь уже не было никакого соула или фанка, звучание было навеяно немецким жанром краут-рок (под влиянием Kraftwerk и Neu!), а наличие инструментальных композиций было навеяно зарождавшимся на тот момент эмбиентом, за что стоит благодарить уже известного на тот момент бывшего клавишника группы Roxy Music Брайана Ино. Хочется также отметить продюсера Тони Висконти, который начал работать с Боуи ещё во времена «Space Oddity» и продолжал делать это попеременно до самого конца жизни Дэвида.

Дэвид Боуи вместе с Игги Попом.
Дэвид Боуи вместе с Игги Попом.

Собственно для того, чтобы иметь понимание того, в каком стиле на тот момент творил Боуи, вот вам два примера: инструменталка «Subterraneans» с «Low».

И «The Secret Life of Arabia», завершавшая следующий альбом 'Heroes'.

А вот третий альбом трилогии «Lodger» был записан уже в Швейцарии и Нью-Йорке, и его звучание стало ещё более экспериментальным. Например один из синглов «Look Back in Anger» звучит как нечто среднее между пост-панком и тем же самым краут-роком, а во многих других композициях преобладают даже этнические мотивы. Сам альбом, кстати, остаётся по сей день недооценённой жемчужиной творчества Боуи. Многими даже считается, что после этого период, когда его эксперименты задавали тренды, завершился. Что, конечно же, не совсем правда.

В начале восьмидесятых Боуи начал обращаться к корням своего творчества, с некоторым использованием всё того же популярного на тот момент пост-панка. В сентябре 1980 года вышел альбом «Scary Monsters (and Super Creeps)».

Боуи в образе Пьеро с альбома 1980 года.
Боуи в образе Пьеро с альбома 1980 года.

Спустя 3 года на прилавках магазинов появился долгожданный «Let's Dance», ставший уже пятнадцатой пластинкой Боуи. Здесь он вовсю ударился в танцевальную музыку и новую волну, видимо потому альбом и стал самым коммерчески успешным за всю его карьеру. Неожиданной стороной здесь также был и выбор продюсера в пользу Найла Роджерса из Chic, который явно привнёс своего звучания в этот альбом. Тони Висконти тогда обиделся на этот ход Боуи и не продюсировал его альбомы ещё долгих 20 лет.

Немногое поменялось в альбоме, вышедшем через год, «Tonight». Разве что продюсеры были другие. А вот через 3 года на свет появился совершенно другой по звуку и направленности «Never Let Me Down». Но, как и «Tonight», он не понравился критикам и слушателям. И это всё несмотря на то, что здесь Боуи снова заиграл рок-музыку в духе старых работ.

Дэвид Боуи с группой Tin Machine.
Дэвид Боуи с группой Tin Machine.

Тяга к экспериментам всё же не давала покоя музыканту, и вот уже в самом конце 80-ых Боуи собирает вокруг себя группу новых музыкантов, называет Tin Machine, и продолжает играть хард-рок. Первый альбом «Tin Machine» понравился и критикам, и поклонникам Боуи, а вот второй «Tin Machine II» разочаровал и тех, и других, после чего и эта группа была распущена.

В результате в 1993 году на свет появился новый соло-альбом «Black Tie White Noise», соединивший вновь в себе элементы соула и рок-музыки. К продюсированию вновь вернулся Найл Роджерс, а в кавер-версии песни «I Feel Free» группы Cream сыграл Мик Ронсон, музыкант из группы «Пауки с марса», умерший вскоре после релиза альбома.

Казалось бы, чем ещё мог удивить нас Дэвид Боуи, который тогда уже подходил к шестому десятку своей жизни? Но он это сделал сразу несколько раз! Сначала в 1995 году вышел концептуальный альбом «1. Outside», в котором вдруг заиграл индастриал-рок с некоторыми электронными элементами. Вы бы поверили, если б Боуи из 1983 года вдруг создаст впоследствии что-то подобное? Я вот нет.

Считается, что это произошло под влиянием творчества Трента Резнора и его проекта Nine Inch Nails. Они даже отправились в совместный тур по США, что впрочем нашло отклик далеко не у всех фанатов Боуи.

Дэвид Боуи в 1997 году.
Дэвид Боуи в 1997 году.

Помните я начал писать об удивлении? Так вот в 1997 году, вскоре после пятидесятилетия Боуи, на свет появился «Earthling», двадцатый студийный альбом, на котором Дэвид вместе с музыкантами представил нечто среднее между Nine Inch Nails и The Prodigy, то есть индастриал в смеси с брейкбитом и драм-энд-бэйсом. Феерическое звучание, которое также осталось крайне недооценённым.

В 1999 вышел ‘hours…’, последний альбом Боуи в ХХ веке и вновь ознаменовавший смену звучания, на этот раз переход к спокойному поп-року. Исключение разве что составляет один из синглов «The Pretty Things Are Going to Hell».

В новом веке полноценно возобновилось сотрудничество Боуи с его старым продюсером Тони Висконти, которое вылилось в два новых альбома: «Heathen» и «Reality».

Боуи в первой половине 2000-ых.
Боуи в первой половине 2000-ых.

После этого последовал длительный перерыв в 10 лет, после чего на свет сначала появился «The Next Day», а в 2016 году грянул «Blackstar», ставший последним альбомом Боуи. Да, он снова смог удивить, поскольку тут уже появились элементы джаза, отчётливо слышимые, например, в заглавной эпичной композиции. Запись этих пластинок велась в секрете, а обстоятельства, приведшие к выходу последней в 69-ый день рождения Дэвида, приводят одновременно и к восторгу, и в отчаяние.

Восторг от того, что музыкант снова смог приятно удивить своих слушателей новыми фишками творчества. Отчаяние от того, что данный эксперимент не получит продолжения никогда из-за смерти Дэвида от рака через два дня после релиза «Blackstar». Итак, если мы говорим об успешных музыкальных трансформациях, да ещё и в таких количествах в течение всей карьеры, то кто ещё может прийти на ум, как не великий Дэвид Боуи. Если вам понравится такой формат разбора групп или исполнителей, то будем продолжать! А пока спасибо за внимание.

Дэвид Боуи в последние годы жизни и карьеры.
Дэвид Боуи в последние годы жизни и карьеры.

Для тех, кто впервые оказался на моём канале, также советую вам прочитать следующие статьи:

40 лет исполняется второму альбому The Cure «Seventeen Seconds»

«Streets of Philadelphia» – песня, получившая Оскар

«Поговорим о разрушении». История появления и перевод трека «World Destruction»

Спасибо за прочтение статьи до конца. Буду признателен, если оцените данную публикацию пальцем вверх, репостом в соцсетях, а также оставите комментарий. Дополнительным плюсом будет для вас подписка на мой канал, новые интересные статьи появляются здесь регулярно.

#музыка #творчество #разбор #дэвид боуи #интересные факты

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Звучат как Led Zeppelin, но это не они! 10 песен-клонов легендарной группы
От почтительного подражания до наглого плагиата – собрали десятку треков, которые легко спутать с творчеством Пейджа и Планта. Все мы знаем, что Led Zeppelin – титаны рока. Но даже они, чего уж там, не стеснялись "вдохновляться" творчеством других, например, старых блюзменов вроде Вилли Диксона или Честера Бёрнетта. Так что Джимми Пейджу и компании вряд ли стоит обижаться, когда другие музыканты решали позаимствовать их фирменный саунд. А таких, поверьте, за годы набралось немало! Кто-то делал это изящно, с уважением к мэтрам, а кто-то – беззастенчиво копировал формулу успеха Zeppelin...
Концерт Блэк Саббат покажут всему миру он-лайн
Прощальный концерт Black Sabbath и Оззи Осборна в Бирмингеме в следующем месяце будет транслироваться в прямом эфире по всему миру: узнайте, как посмотреть величайшее металлическое шоу в истории. Историческое шоу Black Sabbath «Назад к началу» будет доступно для платного просмотра по всему миру, заявили организаторы события. 5 июля оригинальный состав Блэк Саббат — Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд — отыграет свой последний совместный концерт в «Вилла Парк» в Бирмингеме, завершив...
Подборка каверов на "In The Hall Of The Mountain King" Эдварда Грига.
Так уж получилось, что композиция Эдварда Грига из сюиты "Пер Гюнт" "В пещере горного короля" особенно полюбилась современным музыкантам, в том числе рокерам и металлистам. На нее сделали едва ли не больше всего кавер-версий среди классических музыкальных произведений. Рассмотрим некоторые из них: ELO - On The Third Day (1973) Переработкой классического номера заканчивается альбом 1973 года "On The Third Day". Один из первых по хронологии каверов на "Пещеру" с добавлением электрогитарного звука...
Следующая статья

Статьи и видео без рекламы

С подпиской Дзен Про

Документы, вакансии и контакты