Список уничтоженных предприятий

РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ - газета Союза писателей России

Часто говорят, что нашу промышленность “развалили” Ельцин с Гайдаром и Чубайсом. Да, конечно, они внесли свой “неоспоримый вклад” в дело её разрушения. Но ОСНОВНЫЕ предприятия были уничтожены ПРИ ПУТИНЕ. Вот список:

Завод «Москвич» (АЗЛК) (род. 1930 – убит 2002)

Завод «Красный пролетарий» (род. 1857 – убит 2010)

Ижевский мотоциклетный завод (род. 1928 – убит 2009)

Ирбитский мотоциклетный завод («Урал») (род. 1941 – н.в. в коме после ранения)

Павловский инструментальный завод (род. 1820 – убит 2011)

Завод «Рекорд» (род. 1957 – убит 1996)

Липецкий тракторный завод (род. 1943 – убит 2009)

Алтайский тракторный завод (Рубцовск) (род. 1942 – убит 2010)

Судостроительный завод «Авангард» (Петрозаводск) (род. 1939 – убит 2010)

Судоремонтный завод ОАО «ХК Дальзавод» (Владивосток) (род. 1895 – убит 2009)

Радиозавод ПО «Вега» (Бердск, Новосибирская область) (род. 1946 – убит 1999)

Саратовский авиационный завод (род. 1931– убит 2010)

Омский завод транспортного машиностроения (род. 1896 – убит 2009)

Челябинский часовой завод «Молния» (род. 1947 – убит 2009)

Угличский часовой завод «Чайка» (род. 1938 – убит 2009)

Пензенский часовой завод «Заря» (род. 1935 – убит 1999)

Второй московский часовой завод «Слава» (род. 1924 – убит 2006)

Чистопольский часовой завод «Восток» (род. 1941– убит 2010)

Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (род. 1932 – убит 2007)

Завод «Станкомаш» (Челябинск) (род. 1935 – убит 2009)

Рязанский станкостроительный завод (род. 1949 – убит 2008)

Кронштадтский морской завод (род. 1858 – убит 2005)

Завод «Кузбассэлемент» (род. 1942 – убит 2008)

Иркутский завод радиоприемников (род. 1945 – убит 2007)

Завод точного литья «Центролит» (Липецк) (род. 1963 – убит 2009)

Хорский завод «Биохим» (Хабаровский край) (род. 1982 – убит 1997)

Томский приборный завод (род. 1961 – убит 2007)

Завод «Сивинит» (Красноярск) (род. 1970 – убит 2004)

Красноярский завод телевизоров (род. 1952 – убит 2003)

Завод «Динамо» (Москва) (род. 1897 – убит 2009)

Орловский завод управляющих вычислительных машин им. К.Н. Руднева (род. 1968 – убит 2006)

Оренбургский аппаратный завод (род. 1943 – убит 2009)

Хабаровский завод «ЕВГО» (род. 2000 – убит 2009)

Ульяновский радиоламповый завод (род. 1959 – убит 2003)

Завод им. Козицкого (Санкт-Петербург) (род. 1853 – н.в. в коме после ранения)

Завод Сибэлектросталь (Красноярск) (род. 1952 – убит 2008)

Оренбургский комбинат шелковых тканей «Оренбургский текстиль» (род. 1972 – убит 2004)

Барышская фабрика им. Гладышева (Ульяновская область) (род. 1825 – убит 2005)

Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина (Кострома) (род. 1939 – убит 2011)

Камышинский хлопчатобумажный комбинат им. Косыгина (Волгоградская область) (род. 1955 – н.в. в коме после ранения)

Трёхгорная мануфактура (Москва) (род. 1799 – н.в. в коме после ранения)

Дальневосточный радиозавод (Комсомольск-на-Амуре) (род. 1993 – убит 2009)

Велозавод (Йошкар-Ола) (род. 1950 – убит 2006)

Велозавод (Нижний Новгород) (род. 1940 – убит 2007)

Пермский велозавод (род. 1939 – убит 2006)

Пролетарский завод (С.-Петербург) (род. 1826 – н.в. в коме после ранения)

Балтийский завод (род. 1856 – убит 2011)

Завод «Сибтяжмаш» (Красноярск) (род. 1941 – убит 2011)

Завод «Химпром» (Волгоград) (род. 1931 – убит 2010)

Иркутский завод карданных валов (род. 1974 – убит 2004)

Чайковский завод точного машиностроения (Пермский край) (род. 1978 – убит 1998)

Завод «Ижмаш» (Ижевск) (род. 1807 – убит 2012)

Уральский завод тяжелого машиностроения УЗТМ “Уралмаш” добивают …

и еще около 78 тысяч заводов и фабрик, погибших в неравной схватке с рыночными оккупантами.
p.s. Ещё есть, кроме машиностроения, образование, наука, медицина и прочее. Там “достижения” такого же масштаба и характера.
https://clck.ru/BHi83

ЗАВОД ИМ. УХТОМСКОГО
Президенту Российской Федерации

 Путину В.В.

Мы, ветераны Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского, одного из ведущих предприятий отрасли и региона (в прошлом), глубоко переживаем трагедию, которая произошла с нашим предприятием. Усилиями «перестройщиков» и «реформаторов» вот уже почти десять лет завод, отметив 100-летний юбилей, прекратил свое существование. Четыре тысячи единиц оборудования, включая автоматические и поточные линии, станки с ЧПУ, распроданы, разбазарены и отправлены в металлолом, 10-тысячный коллектив оказался безработным, производство и поставки сельскому хозяйству высокопроизводительной кормоуборочной техники – комбайнов, косилок, стогометателей и др. в объемах свыше 200 тысяч единиц в год прекращены. Именно прекращение выпуска и поставок этой техники явилось одной из главных причин резкого сокращения кормовой базы, снижения (в 2–3 раза) поголовья скота и потери продовольственной независимости страны по продукции животноводства.

Производственные здания площадью 300 тысяч кв. метров превращены в складские помещения, а многие превратились в руины, напоминающие здания, подвергшиеся бомбежке.

Нам больно смотреть на последствия этих «реформ», ведь многие из нас отдали заводу всю жизнь, включая суровые военные годы и не менее тяжелое послевоенное время.

Завод, работая в тяжелейших условиях войны, внес достойный вклад в Великую Победу, изготовив и поставив фронту рекордное количество боеприпасов – 20 миллионов мин, за что трудовой коллектив был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Ленина.

Огромный вклад завод, являясь единственным в стране поставщиком машин для заготовки кормов, внес и в оснащение сельского хозяйства техникой в предвоенный и особенно в послевоенный период. Его продукция пользовалась большим спросом и поставлялась практически во все регионы страны. Завод входил в десятку крупнейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения Союза, имел не только всесоюзное, но и мировое признание, поставляя продукцию более чем сорока странам мира. Благодаря усилиям предприятия решена проблема уборки сахарного тростника, основного экспортного продукта в Республике Куба, – спроектировано, изготовлено и поставлено свыше двух тысяч тростниково-уборочных комбайнов, а затем на Острове свободы построен завод по их производству.

Завод был градообразующим предприятием – имел самый большой в городе жилой фонд, дом культуры, дом техники, больницу, профилакторий, пионерлагерь и другие социальные объекты.

Был и отраслеобразующим – с его участием возведены заводы: Красноярский комбайновый, Кургансельмаш, Климовский сельхозмашин, а также гиганты машиностроения – Ростсельмаш, ЗИЛ, ГАЗ и другие. Являлся головным предприятием в производственном объединении.

В коллективе трижды орденоносного предприятия трудились высококвалифицированные рабочие и специалисты, Герои Соцтруда и Советского Союза, лауреаты Ленинской и Государственной премий, депутаты Верховного Совета СССР, областного и районного советов.

Деятельность завода связана с именами выдающихся личностей мирового масштаба – В.И. Лениным, Ю.А. Гагариным, Ф. Кастро.

Завод располагал мощным техническим, производственным и кадровым потенциалом. Сегодня, к сожалению, всё это утрачено и разрушено. Остались лишь производственные здания, инженерные коммуникации, подъездные пути и т.п.

О катастрофическом состоянии завода хорошо известно местным и региональным властям, включая экс-губернатора области Б.В. Громова. Но мер к реанимации предприятия, кроме судебной тяжбы с закордонным собственником, никаких не принимается. И это несмотря на неоднократные обращения со стороны бывших работников завода.

Более того, власти намереваются в 1–2 кварталах 2015 г., словно в качестве «подарка» к Дню Великой Победы, произвести зачистку территории завода, то есть снести все производственные здания, и на их месте соорудить торгово-развлекательный центр, объекты жилищно-бытового и офисного назначения и другие нетоваропроизводящие заведения.

Уважаемый господин президент! Мы убедительно просим Вас поручить прекратить уничтожение предприятия и на его базе возобновить производство сельскохозяйственной техники, крайне необходимой сегодня сельскому хозяйству, или организовать выпуск другой машиностроительной продукции. Это помогло бы решению проблемы создания рабочих мест, возобновления выпуска продукции, трудоустройства уволенных рабочих и других социально-экономических задач.

Выражаем надежду на Ваше положительное решение.

Авдеев И.П., начальник цеха, участник ВОВ;
Буракова Л.В., главный сварщик завода, ветеран ВОВ;
Вождаев А.Л., ведущий инженер, ветеран машиностроения;
Ганин В.Л., бригадир кузнецов, участник ВОВ;
Голубкова А.Д., инженер-конструктор;
Журавлёв Н.К., мастер, участник ВОВ;
Коржихин Л.А., начальник цеха, Заслуженный машиностроитель;
Коляскин А.И., журналист, автор статей и очерков о заводе;
Лобанов А.Р., инженер-технолог, участник ВОВ;
Лаврёнов В.В., ведущий инженер-конструктор;
Соболев Н.А., зам. главного технолога;
Сугробова Н.Г., инженер-теплотехник, участник ВОВ;
Тюленев В.И., секретарь парткома, ветеран ВОВ;
Усиков Н.Г., замдиректора завода, ветеран ВОВ

г. Люберцы,
Московская обл.
 Данное письмо  было также опубликовано в газете   "Советская Россия"

Комментарий: фактически, завод им. Ухтомского уничтожен 10 лет назад. С 2005 года продолжается затяжная агония, в  течение которой некогда высокотехнологичное предприятие не функционирует

СИТУАЦИЯ ВОКРУГ БОЛЬНИЦЫ № 7

Лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин направил обращение на имя заместителя мэра в правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонида Печатникова с требованием раскрыть информацию о реформе городской клинической больницы № 7 и предоставить экономическое обоснование закрытия отделений в этом медучреждении.

Сергей Митрохин также требует подтвердить либо опровергнуть сведения о полной продаже бывшего терапевтического корпуса больницы и о готовящемся перепрофилировании ГКБ № 7 в гостиничный комплекс в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

При этом ГКБ № 7 не входит в печально известный список 28 больниц, которые власти Москвы собираются ликвидировать.

В партию «ЯБЛОКО» обратились врачи и жители, обеспокоенные ситуацией, происходящей с городской клинической больницей № 7, одной из самых крупных многопрофильных больниц скорой помощи Москвы, попавшей под оптимизацию медицины.

До так называемой оптимизации в больнице было 26 отделений, в том числе два отделения общей хирургии, отделения нейрохирургии, кардиохирургии, роддом и травматология. 2,5 тысячи стационарных коек обслуживало более 1,5 тысячи человек медицинского персонала. За сутки в больницу обращались около 200 человек.

На территории больницы имеется своя вертолетная площадка, куда часто привозят пациентов после тяжелых дорожно-транспортных происшествий. После теракта в Домодедово многих привозили именно в ГКБ № 7.

В 2014 году в больнице, которая практически всегда была заполнена, закрыли 12 отделений, сократили количество коек в кардиохирургии, уволили около 600 врачей и операционных сестер.

Сокращения продолжаются и в 2015 году. По данным обратившихся в партию врачей, сокращения проходят без огласки, документы на сокращаемых врачей возят в Департамент здравоохранения Москвы, минуя канцелярию больницы.

Медики уверены, что под видом сертификации отделений и врачей будет проводиться фактическая ликвидация отделений, как это произошло с терапевтическим корпусом ГКБ № 7.

Врачи в результате аттестации признаются профессионально непригодными, пособие им не выплачивается. После этого главный врач по причинам незаполненности отделений пациентами ликвидирует отделение.

Технология имитации незаполненности выглядит следующим образом. Департамент здравоохранения Москвы дает устное распоряжение службе «скорой помощи» не возить пациентов в больницу, которую планируют к закрытию. Такое же устное распоряжение поступает главным врачам больниц о сокращении коечного фонда.

В итоге врачи приходят на работу, однако пациентов в больнице просто нет.

«На сегодняшний день закрыты до 40% отделений в многофункциональном корпусе. Врачи, больные, жители Москвы недоумевают, в чем экономический смысл подобного простоя», – констатирует Сергей Митрохин. Лидер «ЯБЛОКА» требует, чтобы Печатников внимательно разобрался с изложенными фактами и проинформировал москвичей о реформе городской клинической больницы № 7.

«ЯБЛОКО» выступает против ликвидации медицинских учреждений и считает, что это приведет к значительному снижению качества жизни.

«ЯБЛОКО» призывает правительство Москвы относиться к строительству современных учреждений здравоохранения как к инфраструктурным объектам, так как здоровье более важно, чем дороги, транспорт, плитки и цветные фонари на тротуарах.

Пресс-служба партии «ЯБЛОКО»,

http://www.yabloko.ru/regnews/Moscow/2015/01/23

Комментарий: Как мы видим, разрушительные тенденции, продолжающие бушевать в промышленности, постепенно распространяются и на сферу здравоохранения. Мы вынужденно дополняем наш список медицинскими учреждениями. Хотя больницу № 7 еще можно спасти.

ПОКА В СОЧИ ЛИКОВАЛИ И «БОЛЕЛИ» …

В то время как президент и премьер-министр страны с удовольствием позируют на фоне помпезных объектов XXII Зимней Олимпиады в Сочи, в России продолжают закрываться высокотехнологичные предприятия.

В середине февраля в Усолье-Сибирском (город в Иркутской области с с населением около 90 тысяч человек, в недавнем прошлом крупнейший центр высокотехнологичной химической промышленности) закрываются сразу два обломка бывшего химического гиганта «Усольехимпром» (1936–2014 гг.): ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирское Силикон».

«Конкуренция оставила без работы. В Усолье-Сибирском закрывается крупнейшее предприятие города – химический комбинат. Высококлассные специалисты вынуждены искать другое место, в том числе в соседних городах области.

В коридорах административного здания некогда гигантского градообразующего предприятия тишина. Местные чиновники с грустью отмечают: химпром не выдержал глобализации. Рабочие возлагали большие надежды на то, что завод возродится после начала производства поликремния, который применяется при создании солнечных батарей. Но надежды рухнули, предприятие не смогло конкурировать с подобными производствами в Китае.

Некогда на заводе трудилось до 15 тысяч человек, почти все они высококлассные специалисты химического производства. Город, можно сказать, процветал. Теперь же картина изменилась.

– Многие уже уехали из города. Так как работы нет. Люди продают свое жилье и уезжают в другие города, – говорит жительница г. Усолья-Сибирского Марина Хликова.

Накануне на предприятии прошла еще одна волна сокращений. Работы лишились почти 400 человек. В отделе кадров они забирают трудовые книжки. Многие из них большую часть жизни отдали заводу. В их числе Федор Копылов. Он пришел сюда 17-летним парнем. Сейчас ему 62. Говорит, что силы есть, мог бы поработать еще.

– Ну, что сделаешь. Ну закрывается химпром, конечно, тут работало до 15 тысяч человек, как говорится, не одну тропинку истоптали. Столько всего было вложено. И закрылись. Конечно, это тяжеловато, – говорит бывший работник предприятия "Усольехимпром" Федор Копылов».

Источник – телеканал «Россия 24»

В 2003 году собственником ООО «Усольехимпром» стала московская компания «Группа «НИТОЛ», генеральный директор – Дмитрий Котенко.

«С приходом «НИТОЛа» на УХП были закрыты все основные производства хлорного и ацетиленового комплекса. А с 2007 года и другие», – говорится в письме. Далее следует длинный список товаров, выпуск которых был прекращен на УХП: перекись водорода, карбид кальция, хлор, сода каустическая, эпихлоргидрин, метилцеллюлоза, трихлорэтилен, винилхлорид, поливинилхлорид, товары народного потребления (чистящие и отбеливающие средства, изделия из полиэтилена), металлический натрий, соляная кислота, гипохлорит кальция, эпоксидно-диановая смола. Вместе с закрытием производств на УХП «в целях оптимизации издержек» по решению совета директоров отказались от содержания социальных объектов: санатория-профилактория «Утёс», бассейна «Дельфин», оздоровительного лагеря «Сосновый бор».

Источник – «Химия и жизнь»,

Все эти сокращения собственники и руководство объясняли необходимостью сосредоточиться на производстве «продукции будущего» –  солнечного поликремния, необходимого для работы солнечных батарей. Так появилось ООО «Усолье-Сибирское Силикон».

«В 2007–2011 годах компания реализовывала проект по созданию первого в России крупномасштабного производства поликристаллического кремния – базового материала для солнечной энергетики и электроники. Планируемая мощность производства составляла 5000 тонн в год. Бюджет проекта – 19,5 млрд рублей. Основные производственные мощности размещены в России (в регионах Восточной Сибири). Планировалось поставлять продукцию на международный рынок: в США, Европу и Юго-Восточную Азию. Основными российскими партнерами проекта являлись «Роснано» и Евразийский банк развития».

Источник – Википедия

В 2012 году одним из основных акционеров «НИТОЛа» становится Сбербанк. (Возможно, это уже тогда следовало понимать так, что компания «Роснано», вложившая огромные средства, проект не потянула, и А.Б. Чубайсу пришлось просить своего закадычного друга и компаньона еще по питерским временам Г.О. Грефа помочь капиталами Сбербанка. «Роснано» выкупило долю братьев Котенко, и сейчас Сбербанк владеет 41,25% компании, а «Роснано» – 58,75%. Из общего бюджета проекта «Роснано» инвестировало 13,9 млрд руб.)

А уж сколько говорилось пафосных слов…

Лично глава «Роснано» А.Б. Чубайс самозабвенно говорил о новом дыхании Усолья и встраивании его в хайтек, к которому неизбежно приведет «реализация грандиозного проекта по созданию единственного в России производства поликристаллического кремния».

«…В конце декабря 2010-го, Международная организация кредиторов вручила компании НИТОЛ премию «Инвестиционный ангел», назвав проект по созданию производства поликремния самым успешным в стране. Это случилось практически сразу после того, как была получена первая продукция, которую, как говорят сейчас, ради такого торжественного случая привезли из Китая. А в российской прессе цитировали президента организации Екатерину Капустину: «Новый производственный комплекс создает материальную базу для дальнейшего развития российской микроэлектроники, а также является существенным шагом на пути формирования новой отрасли российской промышленности – солнечной энергетики. Проект способствует реализации поставленных Правительством РФ задач по увеличению доли возобновляемых источников в общем производстве электроэнергии и обеспечению рационального использования энергетических ресурсов. Проект компании НИТОЛ реализован в сфере высоких технологий».

А теперь выясняется, что, пока строились производственные помещения, оборудование ржавело на складах и к моменту ввода его в эксплуатацию полностью утеряло свою «высокотехнологичность»?

Источник – И. Прокопенко «Выход в никуда, или Напрасные слова об «Усолье-сити»

 («Усольская городская газета» )

Еще в начале 2012 года сооружения «Силикона», находившегося на территории «Химпрома» и окруженного со всех сторон его развалившейся инфраструктурой, были единственным объектом, который разрешалось фотографировать сторонним фотографам, так как они находились в более менее приличном состоянии. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться... В конце 2012 года компания «НИТОЛ» приняла решение о закрытии проекта по производству поликремния.

Таким образом, сначала прекрасно работавшее химическое предприятие было загублено в угоду сомнительному проекту, а затем лопнул и сам проект. Агония продлилась еще чуть больше года, и вот в феврале 2014-го крупнейшие СМИ России сообщили об окончательном закрытии некогда процветающего предприятия

Вопросов много. Собственно говоря, даже слишком много. Куда, например, делись кредиты, выделенные «Роснано» «НИТОЛу» на производство российского «солнечного поликремния» и, соответственно, средства, выделенные самому «Роснано» на эти и прочие высокотехнологичные цели из бюджета Российской Федерации?

13,9 млрд рублей, вложенные в проект только «Роснано», – это, конечно, масштаб не олимпийский, по сравнению с десятками миллиардов, канувшими в пучинах олимпийских строек, – пустячок, но всё же…

Вопрос второй – о качестве менеджмента и, соответственно, качестве бизнес-прогнозирования в «Роснано».

«Научный совет «Роснано» принял решение об активном участии в проекте производства поликремния в 2009 году. В это время цены на поликремний, которые в 2007–2008 гг. еще составляли около 400 долларов за 1 кг, уже начинали падать в связи с запуском гигантских заводов аналогичного профиля в Китае и в настоящее время составляют около 15–16 долларов за 1 кг».

Источник – РБК daily

Наверное, кое-что сообразить можно было уже тогда. Увы, выбранный лично В.В. Путиным для руководства одним из ключевых направлений модернизации А.Б. Чубайс оказался очень неудачливым провидцем. В результате – многомиллиардные потери, крах амбициозного проекта и бессмысленная гибель одного из крупнейших химических предприятий Сибири.

ЗИЛ: АГОНИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Мы уже неоднократно писали о судьбе одного из крупнейших московских предприятий, символа эпохи советского индустриализма – автомобильного завода имени Лихачева (ЗИЛ) (см., например, «ЭФГ» № 17 и 19-20за 2013 год). Нашим читателям хорошо известно, что в результате «реформирования» полный энергии былой гигант превратился в едва дышащего карлика: производство холодильников на московской площадке полностью уничтожено, а про ярославские ( куда вроде бы оно должно было быть перенесено) "зилы" - не слуху, не духу; вместо 150-200 тысяч грузовых автомобилей, выпускавшихся в советские годы, в 2012 году на заводе едва-едва собрали 1000 штук, из 20–25 тысяч работавших, сейчас осталось чуть более двух тысяч, в начале мая 2013 года снесены (взорваны) три основных производственных корпуса.

Словом, жизнь еле теплится в некогда могучем заводском организме. Давным-давно обещанный проект организации «сборочного производства (предполагалось, что на южной территории завода будет осуществляется крупноузловая сборка иностранных грузовиков) в очередной раз был перенесен в неопределенное будущее.

Отрадно, что тему, нами поднятую и долгое время разрабатываемую в одиночестве, подхватили наконец и коллеги. Вот что пишет С. Хромов в своей статье «Завод-гигант отправляют в морг» («Правда» № 73 (29991) 12–15 июля 2013 года):

«…Прошел еще один год работы той управленческой команды, которую назначило правительство г. Москвы для управления производством Открытого московского акционерного общества «Завод имени И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ). Собрание акционеров должно было определить вектор происходящих изменений и дать ему оценку. В действительности всё было иначе. На собрании присутствовал только член совета директоров АМО ЗИЛ, ответственный секретарь этого совета Д.Н. Пафнутьев. Другие члены совета директоров во главе с его председателем, коим является заместитель руководителя департамента городского имущества г. Москвы В.Н. Погребенко, не сочли необходимым присутствовать на годовом собрании акционеров общества, в повестке дня которого значился годовой отчет о работе этого совета.

Однако таким их поведением никто не возмущался: правил «экономической демократии», царящей в капиталистическом обществе, никто не нарушил. Отсутствующие члены совета директоров являются чиновниками столичного правительства, которое владеет 65,5% акций бывшего символа индустриальной мощи столицы. А на собраниях акционеров голосуют не люди, а акции. Значит, вполне достаточно даже одного человека, чтобы выражать мнение почти двух третей голосующих акций. Следовательно, характер решения собрания акционеров ЗИЛ был определен еще до его начала, и не на заводе, а в правительстве Москвы.

И всё же требовалось соблюсти форму. Поэтому с докладом выступил генеральный директор АМО ЗИЛ И.В. Захаров. Он сообщил основные, наиболее понятные всем показатели. Так, несмотря на привлечение заемных денег (около 17,4 миллиарда рублей), на заводе не изменен установленный дирекцией график работы большинства сотрудников. В частности, не сокращены их простои. За год ЗИЛ произвел менее одной тысячи грузовых автомобилей. В результате чистый убыток составил более 920 миллионов рублей. Зато управленческие расходы увеличились почти до 1,5 миллиарда рублей.

Из годового отчета было видно, что совет директоров не рассматривал вопросы технической политики и производственной деятельности объединения, экономического положения и мероприятий по выводу из затяжного кризиса АМО ЗИЛ. У него было одно-единственное занятие: он только одобрял сделки и договоры займов, обеспечивая их гарантии недвижимой собственностью АМО ЗИЛ, но при этом не занимался должным контролем расходования заемных денег.

После собрания представители владельца контрольного пакета акций (да-да, правительства Москвы), конечно же, утвердили годовой отчет общества и годовой бухгалтерский отчет, избрали совет директоров, в очередной раз состоящий из чиновников департаментов столичного правительства, и ревизионную комиссию общества. Было также одобрено положение о коллегиальном исполнительном органе правления. Что касается дивидендов, то собрание приняло решение их не выплачивать.

…Вопреки радужным заверениям и обещаниям, включенным в констатирующую часть принятых документов, собрание фактически позволило дирекции завода отправлять в простой производственные мощности предприятия и осуществлять массовые сокращения и увольнения. Но тут нечему удивляться: правительство Москвы и нанятая им дирекция завода по-капиталистически уверены, что это и есть «оптимизация производства», которая может, правда, закончиться его закрытием.

…Прикрываясь красивыми словами о преобразовании автозавода имени И.А. Лихачева в классический автосборочный завод с развитием на дочерних предприятиях тех производств, которые ликвидируются в Москве, власти фактически проводят операцию уничтожения первенца автомобилестроения России и его дочерних предприятий.

К тому же за искусственно образованные долги продан входивший в АМО рязанский завод «Рязаньавтоагрегат», который производил ведущие мосты автомобиля...

В Смоленской области в ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод», входящем в состав АМО ЗИЛ, запущена процедура банкротства. Между тем это предприятие обеспечивает головной завод в Москве и другие заводы российской автомобильной промышленности современными приборами тормозной аппаратуры и другими необходимыми деталями для производства грузовых автомобилей.

В то же время заявленный более двух лет назад проект правительства г. Москвы и Сбербанка России о создании на АМО ЗИЛ «отверточной» сборки иностранных автомобилей до настоящего времени не получил развития и остается лишь договором о намерениях….

Вот и выходит, что на своем очередном годичном собрании акционеры АМО ЗИЛ, этого символа столичной промышленности, проголосовали за продолжение его медленного умирания».

Добавим, что еще в апреле московским правительством был практически утвержден план полного сноса всех производственных зданий на северной территории ЗИЛа (основная территория ЗИЛа делится Московской железной дорогой на большую – северную и меньшую – южную части), которая составляет 5/6 (примерно 250 из 300 га) общей территории основной площадки, и начала строительства на этих площадях полноценного городского района:

«При реорганизации территория промзоны ЗИЛ превратится в полноценный жилой район со своими проспектами и улицами. Как передает ИТАР-ТАСС, об этом сообщил руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров.

По его словам, главной транспортной осью станет бульвар, который может получить название в честь Ивана Лихачева, а улицам планируется дать имена заводских цехов: ремонтного, моторного и других. Ряд экспертов полагают, что отдельные улицы должны быть посвящены истории футбольной команды "Торпедо", тесно связанной с заводом.

По словам начальника зональной мастерской № 15 НИиПИ Генплана Москвы Виталия Лутца, в промзоне будут проложены 12 улиц и две магистрали городского значения. Доминантой станет внутризаводской бульвар, который сохранит свои транспортные и рекреационные функции. "Названий у новых улиц еще нет, но на общественных слушаниях по проекту реконструкции ветераны ЗИЛа предложили оставить память о заводе-гиганте и сохранить по возможности его исторические объекты", – сказал он.

Важной частью проекта является реорганизация и Симоновской набережной. "Сейчас Симоновская набережная доходит до стадиона "Торпедо" и далее фактически "растворяется" в городе. Мы предлагаем продлить ее для автомобилистов до планируемой магистрали Печатники –  Братеево с выходом на Волгоградский проспект", – сообщил Лутц» (источник – http://newsland.com/news/detail/id/1170375/).

По словам нынешнего мэра столицы С. Собянина, 1 кв. м зиловской территории стоит 1000 долларов. Иными словами, нынешняя территория ЗИЛа оценивается примерно в 3 миллиарда долларов, а жилые или офисные площади, построенные на месте заводских корпусов, можно будет продать примерно за 30–35 миллиардов долларов – лакомый кусок для любого торговца недвижимостью, будь то правительство Москвы или частный застройщик. Собянин говорил о 4,5 млн кв. м нового жилья. Понятное дело, что зиловские наладчики или давно сидящие без дела работники заводских КБ квартиры по 5 тысяч долларов за 1 кв. м в этих новостройках купить не смогут, они достанутся либо московским нуворишам, либо новым жителям Москвы из южных или центральноазиатских республик.

Поэтому слушать после этого фальшивые и невнятные (хотя при этом неизменно пафосные) слова «о начавшемся возрождении ЗИЛа» смешно. А смотреть на тех рабочих прославленного предприятия, которые продолжают этим словам внимать, горько и больно.

Если же серьезно рассматривать планы по переносу некоторых московских производств в другие города, то, по сути, это абсурд. Очень немногие рабочие ЗИЛа в условиях нынешней российской реальности способны переехать в Рязань или Саратов, хотя бы по банальным жилищным соображениям. А это означает, что еще один уникальный московский коллектив с его навыками (нынешней власти, видимо невдомек, что для становления рабочего высокой квалификации нужно несколько лет  - ничуть не меньше, чем для воспитания и обучения инженера или специалиста с высшим образованием, и сам по себе, без нахождения в трудовом коллективе, он "самосоздаться", ну, никак  не  может), традициями и системой внутризаводских отношений навсегда канет в Лету.   Появятся ли работники соответствующего уровня и квалификации где-нибудь в Саратове или в Рославле – бог весть. Скорее всего, нет. До сих пор ни одна из попыток перенести московское производство куда-нибудь в глубинку реальным успехом не закончилась.

Уничтожение рабочего класса Москвы, таким образом, продолжается полным ходом, а уничтожаемые продолжают бодро наводнять собой шмаковские первомайские демонстрации и голосовать за Путина, «Единую Россию» и ОНФ. Неужели работники уничтоженных московских предприятий (среди проанализированных  «ЭФГ» в «Списке уничтоженных предприятий» ведь не один ЗИЛ – тут и «АЗЛК», «Рубин», Завод им. Орджоникидзе, «Красный пролетарий», «Динамо» и др.; число работавших только на этих крупнейших заводах – более 150 тысяч человек, с семьями – более полумиллиона) проголосуют еще и за С. Собянина?

А.П. ПРОСКУРИН

ОАО «Уральская сталь»

Более 2 тысяч человек увольняют на металлургическом комбинате в Новотроицке; власти обещают их трудоустроить на птицефабрику и кирпичный завод, но там нет вакансий

Руководство одного из ведущих российских производителей в отрасли чёрной металлургии ОАО «Уральская сталь» (входит в холдинг «Металлоинвест»), приняло решение сократить штат. С предприятия в городе Новотроицк (Оренбургская область) 1 апреля будут уволены 2500 человек, сообщает 7 февраля РИА «56».

В 2011 году «Уральская Сталь» заняла 8-е место, по объему производства среди российских металлургических предприятий, выпуская 2,8 млн тонн стали в год. Но на протяжении последних трех лет предприятие демонстрирует финансовые убытки. Все это время экономика предприятия поддерживается вложениями группы «Металлоинвест», дотирующей комбинат, сообщили на заседании.

На «Уральской стали» решили закрыть сортопрокатный цех в связи со сложными рыночными условиями, в которых оказалось предприятие.

Основная проблема для потерявших работу – найти новую, так как «Уральская сталь» градообразующее предприятие Новотроицка.

Пока власти области обсуждают меры для поддержки рабочих и комплексный инвестиционный план развития моногорода, сами рабочие не знают, куда им податься.

«Люди в растерянности, куда ехать и где жить непонятно, если уезжать из города, как предлагают чиновники, придется снимать квартиру, а на какие средства? У нас одни вопросы, ответов нет. В прошлом году остановили мартеновский цех, объявили его устаревшим, теперь закрывают  сортопрокатный цех, а он ведь современный.  Уверен, что дальнейшая реорганизация приведет к увольнению кроме этих двух тысяч человек, еще стольких же», – рассказали «Русской планете» в местном горкоме КПРФ.

Эти данные подтвердил РП и депутат Госдумы от Оренбургской области от ЛДПР Сергей Катасонов. Он отмечает, что и без того социальная ситуация в Новотроицке очень напряженная.

«Сейчас они сокращают 2000 человек, ближе к лету сократят еще 4000. Из них 1800 пенсионеров, которых просто отправят на пенсию, еще около 1500 – 2000 человек выходят по выслуге лет. А около 1500 человек просто окажется на улице», –

отметил Катасонов.

В горкоме КПРФ напомнили историю с Орским механическим заводом. На нем областная администрация пыталась создать завод по производству холодильников. Сейчас завод полностью забит продукцией из-за малого спроса, и в декабре остановлен до февраля. Зарплату работникам до сих пор до конца не выплатили.

Городская администрация предполагает, что рабочие места появятся в городе после реконструкции высвобождающихся площадей под технопарк. Какое именно там будет налажено производство пока неизвестно, как и сколько человек может рассчитывать на работу в этом технопарке.

Катасонов считает, что предложения на рынке труда Новотроицка вряд ли заинтересуют бывших работников «Уральской стали».

«Работники завода получали по 30 – 50 тысяч рублей. И когда начинаются разговоры о том, что они могут пойти работать в сферу услуг, где зарплата 10 тысяч рублей, нужно понимать, что люди не пойдут. Те, у кого есть выслуга лет будут получать пенсию в районе 15 тысяч рублей. Для сравнения в бюджетной сфере города получают по 13-15 тысяч рублей», – объяснил депутат.

Глава Новотроицка Галина Чижова в интервью «ГТРК-Оренбург» сообщила, что часть уволенных рабочих будут трудоустроены на других предприятиях региона.

«Сегодня мы понимаем, что часть рабочих уйдёт на «Южно-уральскую горно-перерабатывающую компанию» (ЮУГПК) и «Восточную птицефабрику». Сегодня реорганизуется кирпичный завод, ему поставлена задача – выйти на новый уровень», – сказала Чижова.

На «Восточной птицефабрике», где производят куриные яйца, мясо кур, цыплят и полуфабрикаты, «Русской планете» затруднились прокомментировать, на какие должности смогут поступить к ним металлурги. На данный момент на предприятии открыты вакансии повара, теплотехника и электромонтёра (зарплата от 8 тысяч рублей).

«Как будут жить люди? Плохо будут жить, пить будут, наркотики употреблять, преступность будет расти. Город депрессивный. Там и без того стоимость жилья намного ниже его себестоимости, то есть люди готовы уехать, но спроса на их квартиры нет», – делает вывод Катасонов.

На ЮУГПК вакансий гораздо больше, но они также не связаны с металлургией.

http://rusplt.ru/society/stalnyie-yaytsa-7945.html

Хроника гибели Уралмаша

Октябрь 2013 г. Клиническая смерть: Уралмашзавод готовят к закрытию

Один из символов Екатеринбурга, именем которого много лет назад был назван целый район, совсем скоро останется лишь в памяти горожан.

Портал 66.ru много раз писал о крахе промышленных предприятий в областных городах. Чего стоят хотя бы истории про закрытие БАЗа в Краснотурьинске или Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском. Конечно, нам уже много лет говорят, что Екатеринбург уже не город-завод, а город — торговый центр, этакий гигантский «Гринвич», но все-таки постепенное увядание Уралмашзавода — процесс исключительно грустный.

К сожалению, собственники Уралмашзавода предпочитают со СМИ не общаться. Вот и на этот раз в пресс-службе предприятия на просьбу о комментарии или интервью нам заявили, что «пока это невозможно». Так что приходится нам опираться на открытые источники и на то, что говорят работники Уралмаша.

Отправной точкой в истории с Уралмашзаводом можно считать отставку генерального директора гиганта Олега Данченко. Решение это было несколько неожиданным, поскольку Данченко за три года удалось запустить масштабную программу модернизации завода. К примеру, за это время втрое выросли продажи оборудования.

Собственники Уралмашзавода закрывают старые цеха.

В октябре 2012 года с громким заявлением выступил полпред Игорь Холманских: он сообщил, что на Уралмашзаводе планируется массовое сокращение сотрудников. Речь шла о 250 рабочих. Однако тогда пресс-служба завода опровергала заявление Холманских, отметив, что, напротив, набирают персонал. Не верится, конечно, что полпред может озвучивать публично неверные сведения.

И вот теперь стало известно, что Холманских ошибся, но не в том, что Уралмашзавод будет сокращать, а в количестве уволенных. ИТАР-ТАСС получило в свое распоряжение материалы, в которых говорится, что за последний год среднесписочная численность сотрудников Уралмашзавода сократилась на 1103 человека, в том числе на 838 рабочих. В процентах эти цифры производят еще более сильное впечатление: уволен был каждый пятый. Основная причина — «по собственному желанию».

Пока Уралмашзавод производит экскаваторы, но не исключено, что в ближайшем будущем их производство перенесут на другое предприятие.

Весной этого года тревогу забили ветераны гиганта: московское руководство «Объединенных машиностроительных заводов» приняло решение о закрытии металлургического производства. В итоге ветераны обратились к Александру Высокинскому (тогда замглавы администрации планировал пойти в мэры). Они сообщили, что из строя на Уралмаше вывели большой производственный комплекс в 56 тысяч квадратных метров, на котором собирались прокатные станы, ликвидированы ремонтный цех и поточное производство экскаваторов и буровых установок.

Юрий Кондратов, экс-директор Уралмашзавода:

 — Московское руководство присылает к нам временщиков, генеральные директора меняются каждые 2 года. У этих людей нет никакой связи с Екатеринбургом, с Уралмашем, нет своих интересов здесь. Их задача состоит только в том, чтобы разрушать созданное не ими. Приезжие директора не обращают внимания на трудовой коллектив, ничего не говорят о перспективных планах.
 — Московское руководство присылает к нам временщиков, генеральные директора меняются каждые 2 года. У этих людей нет никакой связи с Екатеринбургом, с Уралмашем, нет своих интересов здесь. Их задача состоит только в том, чтобы разрушать созданное не ими. Приезжие директора не обращают внимания на трудовой коллектив, ничего не говорят о перспективных планах.

В итоге заинтересованные стороны провели совещание, где пообсуждали будущее гиганта. Решили привлекать ветеранов в качестве консультантов для анализа стратегии.

Об аховой ситуации говорят и финансовые показатели Уралмашзавода, благо они находятся в открытом доступе. Посудите сами: по итогам полугодия выручка предприятия упала почти вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года — с 6,4 млрд рублей до 3,6 млрд рублей. Еще сильнее упала валовая прибыль — с 818,4 млн рублей до 309,4 млн рублей за полгода.

Документация на интересную с экономической точки зрения продукцию все чаще передается на другие предприятия.

В итоге убыток до налогообложения за первые полгода 2013 года составил 1,2 млрд рублей, в то время как за тот же период прошлого года — 529,6 млн рублей. Чистый убыток — более 1 млрд рублей против 435,7 млн в прошлом году. За весь прошлый год убыток составил примерно 1,2 млрд рублей.

Мастер Уралмашзавода:

  — На заводе происходит большая задница. Как пришел новый генеральный директор — так и заказов не стало. Видимо, хотят все постепенно отправить на ижорские заводы. Осталось только на экскаваторы отдать им документацию — можно совершенно точно закрывать наш завод.
 — На заводе происходит большая задница. Как пришел новый генеральный директор — так и заказов не стало. Видимо, хотят все постепенно отправить на ижорские заводы. Осталось только на экскаваторы отдать им документацию — можно совершенно точно закрывать наш завод.

При этом собеседник говорит, что сокращений нет. По его мнению, рабочих просто по-тихому вынуждают увольняться.

Мастер Уралмашзавода:

— Им же невыгодно сокращать — лучше комиссий побольше заслать. «Ты без каски — мы тебя премии лишаем». В результате и мастера уходят, и простые рабочие. Вместо них приходит необученная молодежь, которая делает сплошной брак. Зарплату пока платят вовремя, чтобы не поднимать людей на бунт.

Каждый день, когда я иду за машиной в гараж, любуюсь нефтяными вышками на производственной площадке Уралмаша. И мне казалось, что это отличный индикатор ситуации на предприятии. Ан нет, столь выгодным проектом занимается стороннее предприятие. Еще в 2010 году для этих целей была создана компания «Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг».

Уралмашзавод еще в 2010 году передал производство буровых установок сторонней организации.

Руководитель среднего звена Уралмашзавода:

— Буровые установки производятся на отдельном совместном предприятии с УБРО. Всю остальную продукцию, например мельницы, дробилки, потихоньку передают ижорским заводам. Остались только экскаваторы. Да и на них не так давно запросили документацию и, судя по всему, все производство в конце концов перенесут на Ижоры. И по сути у Уралмашзавода ничего не остается. В кругах среднего менеджмента ходят упорные слухи, что директор работает тут месяц-два и уезжает. Отсюда и вся тревога. Закрытие металлургического производства — это макушка айсберга.

Пока же Уралмашзавод занимается размещением допэмиссии 148,3 млн ценных бумаг, предполагаемая стоимость — около 10 млрд рублей. Эксперты говорят, что эти действия свидетельствуют о плачевной ситуации. Не исключено, что через несколько лет мы узнаем о каком-нибудь девелоперском проекте — сотни тысяч квадратных метров жилья, торговые центры, парк развлечений… на территории когда-то легендарного Уралмаша.

5 ноября 2013 года. До конца года на Уралмашзаводе ликвидируют металлургический комплекс

Здания цехов разберут, ненужные конструкции сдадут в металлом, а часть оборудования распродадут.

Сегодня Уралмашзавод распространил информацию, что на предприятии «приступили к практической фазе реорганизации устаревшего металлургического комплекса». Решение об этом было принято советом директоров еще в конце сентября.

Из сообщения Уралмашзавода:

— До конца 2013 года будут остановлены (с последующей ликвидацией) цеха № 36 (сталеплавильный), № 37 (кузнечно-прессовый), № 41 (литейный) и № 53 (обрубной). После этого будет разработан проект их ликвидации с учетом историко-архитектурных особенностей цеха № 37. Проект ликвидации предусматривает разбор зданий и сооружений, резку конструкций на металлолом, продажу ненужного оборудования и перенос части оборудования на новую площадку.

При этом руководство Уралмашзавода традиционно заявляет, что никто из нынешних сотрудников работы не лишится. Председатель совета директоров Уралмашзавода Игорь Молибог сообщил, что в металлургии заняты около 460 человек. На данный момент внутри предприятия переведены примерно 260 сотрудников.

Игорь Молибог, председатель совета директоров Уралмашзавода:

 — На конец года из числа работников, занятых в металлургии, 297 планируется оставить в структуре действующего производства (термический цех № 39, копровый цех № 94 и модельный цех № 33). 274 человека будут переведены на должности основных и вспомогательных рабочих в механосборочное производство и другие подразделения.
 — На конец года из числа работников, занятых в металлургии, 297 планируется оставить в структуре действующего производства (термический цех № 39, копровый цех № 94 и модельный цех № 33). 274 человека будут переведены на должности основных и вспомогательных рабочих в механосборочное производство и другие подразделения.

Он уточнил, что всем работникам металлургического комплекса предлагается переобучение с гарантией последующего трудоустройства в другие цеха Уралмашзавода, а также трудоустройство на Уральский металлургический завод или на предприятия Группы ОМЗ, расположенные на Ижорской площадке.

Впрочем, год назад пресс-служба Уралмашзавода опровергала слова полпреда Игоря Холманских о сокращении 250 человек, а не так давно стало известно, что численность сотрудников сократилась на 1103 человека. Не исключено, что через год мы узнаем о решении и вовсе закрыть легендарное предприятие.

11 ноября 2013 года. Яма все глубже: убытки Уралмашзавода превысили 3 млрд рублей

За три месяца убытки машиностроительного гиганта увеличились более чем в два раза.

Уралмашзавод опубликовал очередную квартальную отчетность. Судя по ней, за три месяца ситуация на предприятии значительно ухудшилась. Если за полгода Уралмашзавод нагенерил убытков на сумму чуть больше 1 млрд рублей, то по итогам трех кварталов этот показатель увеличился в 2,3 раза — до 2,4 млрд рублей. При этом выручка увеличилась за квартал на 41% — до 5,1 млрд рублей, но она по-прежнему существенно меньше (на 40%) прошлогодней, когда она превысила 8,4 млрд рублей.

Если же сравнивать с показателями за аналогичный период 2012 года, то ситуация выглядит еще хуже — убытки выросли в 3,26 раза. Для сравнения, за шесть месяцев разница в показателях составляла 2,3 раза.

При этом на самом предприятии в будущее смотрят с оптимизмом. В начале ноября правлением Уралмашзавода был одобрен стратегический план развития. В частности, в нем говорится, что к середине 2014 года промышленный гигант должен стать безубыточным, а с 2016 года должен начаться устойчивый рост. Инвестиционная программа предусматривает финансирование: в период с 2014–2016 гг. будет потрачено около 5,5 млрд рублей, плюс к тому еще 5 млрд рублей — в последующие три года.

Примечательно, что 1 ноября завершился период, когда собственники Уралмашзавода могли воспользоваться преимущественным правом выкупа допэмиссии. Однако никто из них этой возможностью не воспользовался. Маловероятно, что найдутся желающие со стороны приобрести ценные бумаги.

Напомним, что за последний год на Уралмашзаводе сократили более 1,1 тыс. сотрудников. Плюс к тому сейчас на предприятии ликвидируют металлургический комплекс.

17 декабря 2013 года. Управлять «Уралмашзаводом» поставили банкира

Руководители предприятия надеются на его помощь в создании новых высокотехнологических производств.

Первый вице-президент «Газпромбанка» Ян Центер сменил на посту председателя совета директоров «Уралмашзавода» (входит в Объединенные машиностроительные заводы) Игоря Молибога. Об этом говорится в сообщении предприятия.

Таким образом, промышленника, который работает в структурах Группы ОМЗ с 2011 года, а до этого консультировал крупнейшие нефтедобывающие и горно-металлургические компании, меняют на банкира. При этом перед ним, по словам председателя совета директоров ОМЗ Вадима Махова, стоит задача произвести техническую модернизацию под новые задачи.

Вадим Махов, председатель совета директоров Группы ОМЗ:

 — Главные стратегические задачи Яна Центера — обеспечение стабильного поступательного развития предприятия, углубление и совершенствование отношений сотрудничества и партнерства с Екатеринбургом и областью. Кроме того, в сегодняшних экономических условиях наиважнейшей является задача загрузки Уралмашзавода новыми крупными заказами.
 — Главные стратегические задачи Яна Центера — обеспечение стабильного поступательного развития предприятия, углубление и совершенствование отношений сотрудничества и партнерства с Екатеринбургом и областью. Кроме того, в сегодняшних экономических условиях наиважнейшей является задача загрузки Уралмашзавода новыми крупными заказами.

Однако это еще не все перестановки в руководстве уральского завода. На прошедшем вчера заседании совет директоров решил снять с должности гендиректора «Уралмашзавода» Андрея Салтанова, также выходца с ОМЗ. Его сменил Александр Шарапов, который в течение тридцати лет работал на Ижорских заводах (тоже входит в ОМЗ), в том числе на постах технического и исполнительного директора.

Ситуация на УЗТМ нынче и правда неважная. За последние три месяца убытки машиностроительного гиганта увеличились более чем в два раза. Кроме того, за последний год на предприятии сократили более 1,1 тыс. сотрудников. Плюс к тому сейчас на заводе ликвидируют металлургический комплекс.

Акционеры УЗТМ, тем не менее, оптимистично смотрят в будущее. В начале ноября правление «Уралмашзавода» одобрило стратегический план развития. По нему к середине 2014 года промышленный гигант должен стать безубыточным, а с 2016 года должен начаться устойчивый рост. Инвестпрограмма предусматривает финансирование: в период 2014–2016 гг. будет потрачено около 5,5 млрд рублей, плюс к тому еще 5 млрд рублей — в последующие три года.

АМО ЗИЛ – ЛИКВИДАЦИЯ В РАЗГАРЕ

За неделю до майских праздников на головном заводе АМО ЗИЛ произошло символическое событие – железной «бабой» стали крушить один из производственных корпусов (МСК-1), построенный ещё на заре советской индустриализации. Начался этап физической ликвидации первенца отечественного грузового автомобилестроения, в соответствии с принятым московским правительством амбициозным проектом – «Полуостров ЗИЛ».

К этому событию московское правительство продвигалось (очевидно, не без ведома российского руководства) долгие 20 лет, со времени акционирования ЗИЛа. Все эти годы директорские команды «варягов-ликвидаторов» со знанием дела, без излишнего шума и гама вели завод к медленному угасанию. Завершать процесс, начатый предшественниками (Ефановым и Лаптевым), выпало на долю Захарова, которого выдвинул на должность генерального директора АМО ЗИЛ мэр Москвы Собянин в марте 2011 года.

Уже в апреле того же года один из заместителей Собянина – Шаронов выразил сомнение в целесообразности существования ЗИЛа. Однако во второй половине 2011 года руководство Москвы неожиданно приняло решение о возобновлении производства на заводе после восьмимесячного простоя. В результате до конца года было собрано 1265 автомобилей. (Для справки: примерно такое же количество автомобилей было изготовлено в 1929 году, то есть до начала первой реконструкции завода.)

Возобновление производства породило некоторые надежды у автозаводцев, хотя многие из них понимали, что действия московского руководства во многом были обусловлены грядущими думскими и президентскими выборами, так как властям было невыгодно выглядеть губителями знакового для страны предприятия. Более того, в ходе предвыборной президентской кампании по указанию московских властей несколько сот автозаводцев привлекались на массовые мероприятия, которые проводились на Поклонной горе, в Лужниках и на Манежной площади. Люди стали убеждать самих себя и других, что, мол, поддержка Путина и его предстоящая победа на президентских выборах позволят сохранить завод.

Однако через полтора месяца после выборов весь коллектив заговорил с тревогой о другом – о предстоящем массовом сокращении работников завода. Спустя некоторое время, в подтверждение этих разговоров, стали издаваться приказы о поэтапном сокращении персонала (во втором полугодии 2012 года изданы три таких приказа). Во исполнение этих приказов численность работников была сокращена за один год с 5,6 тыс. человек до 2,8 тыс. человек. К концу текущего года на заводе предполагается оставить 1,8 тыс. работников. Несмотря на проводимое сокращение персонала, завод продолжал выпускать автомобили, хотя и в небольшом количестве: в 2012 году собрали 1 тыс. машин.

Что будет с заводом в обозримой перспективе – неясно. На одной трети остающейся от завода территории предполагается организовать два предприятия:

- совместное предприятие «МОСАВТОЗИЛ» по контрактной сборке для ряда иностранных компаний легких коммерческих автомобилей и средних грузовиков; когда конкретно начнет работать это предприятие, не определено;

- предприятие с ежегодным выпуском 6 тыс. модернизированных автомобилей семейства ЗИЛ с поставкой комплектующих с других предприятий; сроки ввода в действие данного производства постоянно отодвигаются.

Производство на заводе наиболее сложных узлов и агрегатов, например двигателя, коробки передач, передней оси и заднего моста, гидроруля и ряда других узлов и деталей, прекращено, оборудование по их производству демонтируется или уже демонтировано и вывозится с предприятия.

Э.А. ЗЕНКЕВИЧ,
В.И. ШИШКАРЕВ,
работники ЗИЛа

Комментарий «ЭФГ»: Производство холодильников, которое также являлось одним из важнейших производственных направлений, на ЗИЛе уничтожено еще в 2009 году. Из рассмотренных нами аналогичных случаев (см. «Список уничтоженных предприятий») ни одному из московских крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, большая часть территории которых путинско-медведевской властью была отдана под «распил», выжить не удалось – ни «Рубину», ни Заводу имени Орджоникидзе, ни заводу «Динамо», ни «Красному пролетарию».

ЗИЛ превращается…превращается ЗИЛ… В жилой район

На территории реорганизуемой производственной зоны «ЗИЛ» в Москве планируется реализовать четыре крупных проекта. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в информационном центре правительства Москвы, первый – это создание спортивного кластера: хоккейного спортивного дворца и всей инфраструктуры, которая с ним сопряжена; второй – это жилой район на 1,2 миллиона квадратных метров; третий – тематический парк «Нагатинская пойма»; четвертый – это технопарк, который уже находится в работе. «Инвестпроект там на некоторое время заморожен, но я надеюсь, что инвесторы разберутся между собой и проект будет возобновлен», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

На территории ЗИЛа также сохранится автомобильное производство. «Для производства будет использоваться территория, приближенная к ТЭЦ», – отметил мэр. Строительство транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств городского бюджета, уточнили в столичном стройкомплексе.

(Источник: http://www.regnum.ru/news/1651773.html от 22.04.2103)

Комментарий: Вот, судя по всему, и заканчивается уничтожение еще одного гиганта советской индустрии – прославленного завода «ЗИЛ», который являлся старейшим российским автомобильным заводом, существовавшим с 1916 года.

Завод долго и отчаянно боролся за существование, пытался выйти на рынок с малобюджетным проектом легковых автомобилей «Мишка». В 2011 году был разработан и в единичном экземпляре изготовлен лимузин типа Pullman представительского класса для высшего эшелона власти. Однако российские и московские власти, видимо, решили по-иному.

Вряд ли кого-то должны обманывать словеса о продолжении автомобильного производства «на территории, приближенной к ТЭЦ». Под эти цели выделено чуть больше 15 процентов от бывшей территории завода. Да и непонятно, что там собираются производить. Разве только разместить очередной сборочный цех «Хендай» или «Фиата». « В настоящее время на заводе планируется организовать контрактную сборку легких и среднетоннажных грузовиков. Среди заказчиков сборки назывались Renault, Fiat-Chrysler и Hyundai. Официально заинтересованность в сборке пока подтвердила только французская компания Renault » (источник – http://car-era.info/articles/zil-vozobnovit-proizvodstvo/ , октябрь 2012 г.).

В 1975–1989 гг. завод ежегодно собирал по 195–210 тыс. грузовиков. С 1924 по 2009 год завод произвел 7 млн 870 тыс. 089 грузовых автомобилей, 39 тыс. 536 автобусов и 12 тыс. 148 легковых автомобилей (в 1936–2000 гг.; из них 72% – ЗИС-101, то есть машины класса люкс для руководителей страны). Кроме того, в 1951–1959 гг. было изготовлено 3,24 млн велосипедов, а в 1951–2000 гг. – 5,5 млн бытовых холодильников. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей ( источник – Википедия ).

В 2010 году на московской площадке ЗИЛа было произведено чуть больше 1400 грузовиков марки 4331/33 и около 1000 «Бычков»; данные за 2011–2012 гг. отсутствуют, но, судя по всему, производство было еще сокращено – до штучных масштабов.

Производство холодильников на ЗИЛ е было убито уже давно. Еще в 2009 году прежняя столичная администрация и правительство Ярославской области достигли соглашения о переводе производства ОАО "Московского завода домашних холодильников" (ОАО "МЗДХ") на площадку ярославского ОАО "Холодмаш" и объединении производств. Предполагалось, что инвестиции должны были составить порядка 2 млрд. рублей. ОАО "МЗДХ" был создан на базе цеха домашних холодильников АМО ЗИЛ.

В течение 4 прошедших лет никакого значимого производства холодильников в Ярославле отмечено не было. Ярославский «Холодмаш», как впрочем и «ЗИЛ» в аналитических отчетах в качестве значимого производителя холодильников не значится.

В конце 2011 года производство семейства «Бычок» в Москве было прекращено и перенесено в Саратовскую область на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ». На предприятии ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» 26 декабря состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок». В 2011 году ЗАО «ПЗА АМО ЗИЛ» изготовило целых три (!) автомобиля «Бычок». В феврале – апреле 2013 года данное предприятие простаивало.

В общем, обычная история: из 300 га в центре Москвы как минимум 260 га будут проданы по баснословным ценам, а на оставшихся 40 га разместится очередная отверточная сборка какого-нибудь филиала ТНК. И всё это будет пышно названо путинско-собянинской реиндустриализацией и возобновлением производства отечественных авто.

Из рассмотренных нами аналогичных случаев (см. «Список уничтоженных предприятий») ни одному из московских крупных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, 5/6 территории которых путинско-медведевской властью было отдано под «распил», выжить не удалось – ни «Рубину», ни «Заводу имени Орджоникидзе», ни заводу «Динамо».

В этой связи мы обращаемся ко всем левым и коммунистическим партиям , особенно к тем, кто выступает от имени рабочего класса: давайте сделаем все возможное, чтобы спасти ЗИЛ.

ЗИЛ так же как и как заводы "Рубин", "Красный Пролетарий", "Динамо", "Свердлов", "САЗ", "Томский приборный" вместе с их высокоразвитой социально-культурной инфраструктурой представлял собой уникальный кристалл советского пролетарского образа жизни, сгусток той самой философии и того самого образа деятельной советской духовности, которая выражал себя в сплаве высоких технологий и уникального стиля общественных отношений. Разрушение каждого такого кристалла советского космоса подобно взрыву прославленного в веках храма - почему же многие, клявшиеся и клянущиеся в верности пролетариату, не слышат этих взрывов?

Мы призываем КПРФ и РКРП - две крупнейшие левые партии России забыть на время о своих разногласиях и совместно выступить в защиту уничтожаемого гиганта индустрии, используя весь спектр возможных действий, имеющихся в их арсеналах: от сугубо парламентских до вполне протестных.

Мы призываем рабочий класс России и все имеющиеся в РФ профсоюзы высказать свое собственное отношение к продолжающемуся уничтожению российской индустрии, которое на деле равнозначно уничтожению самого рабочего класса. Этот процесс власти предержащие пытаются завуалировать строительством мелких и средних заводишек, работающих в основном в пищевой и строительной отраслях или откровенным форсированным втаскиванием в страну филиалов транснациональных корпораций. При этом они кощунственно называют этот процесс отечественной реиндустриализацией.

Мы призываем международное коммунистическое движение, прежде всего КПК внимательно изучить возможности спасения важных сакральных символов эпохи советского пролетарского социализма, даже если это потребует определенных финансовых затрат. Не всегда в таких вопросах нужно ориентироваться на рыночные показатели.

И пусть проект спасения ЗИЛа станет успешным совместным проектом левых сил по действительной реиндустриализации России.

Алексей Петрович ПРОСКУРИН

ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОМАТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
(1931-2011)

ФГУП «Челябинский автоматно-механический завод» - завод, специализирующийся на изготовлении высокоточных деталей.

Челябинский автоматно-механический завод был создан в 1931 году как Ярославский механический завод №62.

В 1992 году было создано ФГУП «Челябинский автоматно-механический завод».
Основная продукция Челябинского автоматно-механического завода:

• Магнитные пускатели;

• Баллоны высокого давления;

• Цилиндры;

• Метизы, скобяные изделия, ручной инструмент и пр.
ФГУП «ЧАМЗ» являлся один из крупнейших производителей оборонной продукции (боеприпасы).

«22 февраля 2011 года губернатор Михаил Юревич посетил Челябинский автоматно-механический завод. Предприятие находится в глубоком кризисе: производство фактически остановлено, площади некогда крупного оборонного предприятия поделены между разными собственниками. Долг превысил миллиард рублей. По оценкам самого губернатора, подобного завода в области больше нет. Ожидая приезда Юревича, перед проходной завода устроили пикет бывшие работники. Они требовали вернуть им заработанные средства. Сумма задолженности перед 480 уволенными работниками составляет, по словам пикетчиков, более 15 миллионов рублей.

После встречи с народом губернатор поехал по цехам. Большая часть помещений в настоящее время не отапливается. В некоторых цехах простаивает станочное оборудование.

Другие же – абсолютно пусты и зачищены. Не осталось даже металлического пола. Цеха завода поделены между разными собственниками. «Одну часть предприятия купили предприниматели и продают её, по всей видимости, за большие деньги. Эта покупка обошлась им недорого, и для того, чтобы вернуть свои затраты, они сдали промоборудование в металлолом.
Сегодня работает лишь предприятие «Сплав», которое занимает 20 % от общей площади завода. «Сплав» производит конкурентоспособную продукцию ВПК.

Само предприятие ЧАМЗ находится в конкурсном производстве, цель которого – удовлетворение требований кредиторов. «Сформирован реестр кредиторов, общая задолженность составляет более миллиарда, - рассказала «УралПолит.Ru» конкурсный управляющий ЧАМЗ Ольга Рущитская. - По результатам конкурсного производства будет реализовываться имущество. Оценка еще не начата, так как мы возвращали имущество через судебный акт. Станки отсудили, и мы можем продавать не только здания, но и станки».
Около 50 тысяч квадратных метров той части завода, которая проходит процедуру банкротства, по мнению губернатора, является потенциальной площадкой для размещения новых производств»

Источник: http://vikt-myasnikov.livejournal.com/53430.html
© Экспертный канал «УралПолит.Ru» РИА ФедералПресс Сергей Шумаков (2011)

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД. НИКОЛАЕВСК-НА АМУРЕ
(1960-2009)

«Хабаровский край в соответствии с планом приватизации выставил на торги 49,98% акций ОАО «Николаевский судостроительный завод». Краевая доля простаивающего третий год предприятия оценена в 47,5 млн руб.

ОАО «Николаевский судостроительный завод» зарегистрировано в 2006 году. 49,98% акций принадлежит министерству имущественных отношений Хабаровского края, 50,02% — ООО «Краевой имущественный комплекс», в числе учредителей которого также присутствует краевое минимущество. ОАО создано после разделения единого имущественного комплекса судостроительного завода в Николаевске-на-Амуре. В составе ОАО «Николаевский судостроительный завод» — корпусообрабатывающий, стапельный и механосборочный цеха, трубообрабатывающее производство. Сухой док имеет три дорожки, позволяющие производить сборку судов водоизмещением до 5 тыс. тонн и длиной до 120 м — в частности, танкеры, рыболовные сейнеры, сейнеры-траулеры, рейдовые баржи. Задолженность завода по налогам и сборам составляет 446 тыс. руб., перед государственными внебюджетными фондами — 22 тыс. руб., иные долги превышают 1,8 млн руб. Численность работников предприятия на сегодняшний день — 9 человек.

На минувшей неделе на совещании по развитию судостроения на Дальнем Востоке, прошедшем в Комсомольске-на-Амуре, дальневосточный полпред президента Виктор Ишаев, в течение 18 лет возглавлявший Хабаровский край, объявил, что краевые власти не будут реанимировать Николаевский судостроительный завод. «Есть более приближенные к Хабаровску мощности для решения существующих задач», — пояснил он. При этом более крупные близлежащие предприятия — Амурский судостроительный завод, Хабаровский судостроительный завод, Совгаванский судоремонтный завод и 179 судоремонтный завод в Хабаровске — в настоящее время также испытывают сложности с загрузкой. Завод в Николаевске-на-Амуре существовал без заказов последние три года.»

Источник: http://kommersant.ru/doc/1172504 (2009 год)

« Если в Комсомольске-на-Амуре остались «обмылки» бывшей гордости судостроительной индустрии в Дальневосточном федеральном округе, то Николаевску-на-Амуре не повезло еще больше. Этот судостроительный завод уничтожен полностью. Более 3 тысяч работников завода лишились работы. Даже подходы к проходным заросли бурьяном »

А.И. ДРОНЧЕНКО,
первый секретарь крайкома ХКО КПРФ, член ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Законодательной думе Хабаровского края (2011 год)

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ПРОГРЕСС», АСТРАХАНЬ
(1971-2009)

МЗ «Прогресс» специализировался на производстве электронно-вычислительных машин (преимущественной для целей обороны) и офисного оборудования.

«Когда-то ее достойно представлял здесь работавший в основном на нужды военно-промышленного комплекса СССР, тщательно засекреченный машиностроительный завод «Прогресс» с его ВНИИТИВУ - мощным научно-исследовательским институтом вычислительной и электронной техники.

Надо ли говорить, что предприятий, равных этому по технологическому оснащению, выпускаемой с использованием новейших научных достижений продукции не существовало не только в нашем, но и в подавляющем большинстве регионов тогда еще огромной страны. Одним из его важнейших подразделений было ферритовое производство, организатором и руководителем которого свыше десятилетия был мой собеседник, кандидат технических наук, автор многих изобретений в сфере применения ферромагнитных материалов, чьи заслуги отмечены рядом высоких государственных наград, Г.В. Комаров . С родным городом он попрощался в 1970 году, уехав в Ленинград, куда его направили для участия в становлении производств, связанных с микроэлектроникой. В немалой степени благодаря ему получили широкую, в том числе и мировую известность, такие предприятия, как завод «Ферроприбор», объединение «Электронприбор», ЗАО «Магнитокомплекс».

- Что же спустя много лет привело Геннадия Васильевича в Астрахань?

- Прежде всего замечу, что связей с городом, где родился, получил первое образование, начал трудовую деятельность, никогда не терял, здесь у меня немало друзей.

Честно признаться, как говорил герой известного кинофильма, за державу обидно. А если сказать более конкретно, то нельзя не сожалеть о фактическом исчезновении из региональной экономики радиоэлектронной составляющей. Считаю, нельзя было допускать разрушения такого предприятия, каким был завод «Прогресс».

Источник: http://astrcom.com/news/detail/?id=1129 (2012 год)

ОАО «ПИГМЕНТ». С.-ПЕТЕРБУРГ
(1839-2004)

« История фирмы "Пигмент" начинается с 1839 года, когда был построен первый в завод по производству лакокрасочных материалов для Балтийского судостроительного и Путиловского заводов. Фирма являлась поставщиком Императорского двора.

Даты основания других заводов, входящих ныне в состав фирмы «Пигмент»: 1858г.,1867г.,1876г. и далее, отражают историю развития лакокрасочной промышленности России. В дальнейшем "Пигмент" стал флагманом российской лакокрасочной промышленности.

Сегодня компания «Пигмент» - одна из крупных химических фирм России. В структуру «Пигмента» входят научно-исследовательский и проектный институт, где проводятся научные исследования, разработка лакокрасочных материалов по требованиям заказчика, проектирование производств, и несколько заводов, осуществляющих крупнотоннажный выпуск продукции, а также другие структуры »

Источник: http://pigment.ru/

«Территория ОАО «Пигмент» (С.-Петербург), в настоящее время некоторые здания сдаются в аренду, так что вход на территорию полностью свободный. Остальные корпуса и сараи заброшены, хотя доступ в некоторые затруднен.

Предприятие в целом перестало функционировать с 2003 года из-за сильнейшего пожара, уничтожившего основные цеха».

Источник: http://urban3p.ru/object484 (2010 год)

При кажущейся противоречивости этих двух сообщений никакого особенного противоречия здесь нет. Старейшего в отрасли лакокрасочного завода в С-Петербурге, находившегося на Грузинской улице это вблизи Московского проспекта (в 6 километрах от исторического центра города), больше не существует.

Часть его производств переведена на площадки в других городах, например, в Тамбов, часть прекратила существование. Территория же его сейчас используется под другие цели, не исключено, что здесь будет построен жилой микрорайон или несколько офисных зданий.

«ЗАО «ЮИТ-Лентек» осваивает территорию 4-го трамвайного парка в Петроградском районе на Барочной ул., где построит 30 тысяч кв. м элитного жилья. ОАО «ЛЭК-Истейт» возводит жилой комплекс «Граф Орлов» на бывшей территории завода «Пигмент» на Московском пр. К подобным проектам можно отнести также «Набережную Европы» (ОАО «ВТБ-Капитал»)»

Источник: http://asninfo.ru/content/view/7472/41 (2012 год)