Инженерное мышление с детского сада

В Пестречинском районе дошкольные учреждения работают как инновационные площадки федерального республиканского уровней

Таких площадок здесь больше половины из пятнадцати детских садов. В них реализуются различные программы, направленные на пропедевтику математического образования, инженерного мышления, социализации малышей, ранней профессиональной ориентации ребят и так далее. Побывав в нескольких таких дошкольных учреждениях, понимаешь, что некоторым столичным детским садам далеко до подобных сельских.

«ИВУШКА» ДЛЯ НОВОГО МИКРОРАЙОНА

В апреле этого года система дошкольного образования района пополнилась ещё одним детским садом, который открылся в жилом комплексе «Усадьба Царёво» в селе Старое Шигалеево. Усадьба находится в недалеко от Казани и активно застраивается. Здесь уже проживают более семи тысяч человек, и это не предел – территория комплекса продолжает расширяться. В основном заселяется сюда молодёжь, поэтому детский сад был жизненно необходим, и недавно состоялось официальное открытие долгожданного ДОУ. Но и этого недостаточно для такого большого микрорайона. Нынче здесь планируется начать строительство ещё одного детсада на 240 мест, а также школы.

– Наше дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано, – рассказывает заведующая ДОУ «Ивушка» Ксения Никитина. – Рассчитан детсад на 160 ребят. Есть у нас и ясельные группы для ребятишек от полутора до трёх лет. Сейчас только начало работы, ведётся сбор документов, поэтому о каких-то достижениях пока говорить рано. В целом мы планируем выбрать экологическое направление и работать по международной программе «Экошколы/Зелёный флаг». Она реализуется в России с 2002 года и направлена на воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к природе. Мы хотим принимать участие в различных экологических конкурсах, разрабатывать программы по экологической тематике, сотрудничать с Министерством экологии и природных ресурсов РТ.

КАК ПРОФЕССОР НАУРАША ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ НАШИМ

– Мы являемся инновационной площадкой по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством робототехники на основе конструктора Lego Wedo 2.0, – рассказала заведующая детским садом №3 «Солнышко» (село Пестрецы) Татьяна Дадосова. – В ближайшие годы самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые увлекаются конструированием и робототехникой, смогут легко их освоить. В педагогике эти технологии интересны тем, что объединяют в себе элементы игры и экспериментирования.

Конструктор состоит из пластиковых деталей, двигателей, различных датчиков (передвижения, наклона), а также среды разработки программ, которая позволяет «оживить» робота. Благодаря работе с мелкими деталями у детишек развиваются моторика, навыки математики и счёта. Ведь даже на уровне подбора деталей для робота приходится иметь дело с деталями разной длины, сравнением их по величине и пониманием, какое количество их нужно. Ребята получают в садике первый опыт программирования, конструирования, знакомятся с основами механики и физики.

Кроме того, растить юных исследователей, которые с удовольствием познают окружающий мир, помогает цифровая лаборатория «В стране Наурандии», состоящая из восьми модулей. В каждом из них собрано всё необходимое, чтобы дети могли самостоятельно провести исследования, связанные с температурой, светом, электричеством, кислотностью, магнитным полем, силой и звуком. Почему чай горячий, а лёд холодный? Как получить электричество в домашних условиях и живёт ли оно в картошке? Что держит магнит на холодильнике и что такое магнитная буря? Можно ли измерить кислоту прибором и всегда ли кислота живёт там, где кисло? Вот далеко не весь спектр вопросов, на которые юные почемучки отвечают самостоятельно, в ходе своих исследований. А помогает им в этом компьютерный персонаж – мальчик-профессор Наураша, который озвучивает с интерактивного экрана, что и как делать. Дети совершают свои первые научные открытия вместе со своим виртуальным другом. Так у ребят развиваются логическое мышление и интерес к исследованиям.

ТАНЦЫ, ВОКАЛ И МОЗАИКА

На базе детского сада №5 «Бэлэкэч» в Пестрецах, помимо муниципальной программы, направленной на раннюю профориентацию ребят, реализуются ещё республиканская и федеральная. Федеральная программа «Мозаичный парк» направлена на успешную социализацию детей дошкольного возраста. Здесь закуплено специальное оборудование, которое способствует её выполнению.

– Все ребятишки разные, и к каждому нужен индивидуальный подход, – рассказывает заведующая ДОУ «Бэлэкэч» Елена Миронова. – Чтобы у детей адаптация прошла быстрее, мы предлагаем игрушки из «Мозаичного парка». К примеру, этот деревянный бычок может двигаться по доске, как в стихотворении: «Идёт бычок качается, вздыхает на ходу: «Ой, доска кончается, сейчас я упаду». Или вот этот Петрушка, который то прячется, то появляется. А вот специальный набор небольших деревянных предметов. Мы показываем ребёнку один из них, а он должен найти точно такой же в мешочке на ощупь. Это развивает у него и мышление, и воображение. Есть в этой программе и задания на умение договориться. К примеру, альбом «Рисуем вместе», который позволяет рисовать двум ребятам одновременно в одном альбоме.

Именно на таком занятии мы и побывали в садике. У каждого ребёнка на парте по одному альбому, где есть рисунки, которые необходимо раскрасить. Только расположены они иначе, чем в обычной раскраске, – один и тот же персонаж расположен сразу на двух страницах. Поэтому, когда альбом открывается, перед ребятами оказываются два совершенно одинаковых рисунка. Задача ребятишек – суметь договориться, какого цвета будет тот или иной предмет, а затем его раскрасить. Вот так незатейливо и легко девчонки и мальчишки находят общий язык, им прививаются навыки командной работы.

Кроме того, на базе этого детского сада работает инновационная площадка республиканского уровня, направленная на музыкальное развитие детей. Пестречинскими наработками заинтересовались даже на международном уровне – в этом году в ДОУ приезжали специалисты из Сербии, чтобы познакомиться с уникальным опытом.

– Федеральные государственные стандарты, которые сейчас реализуются в образовательных учреждениях, направлены на то, чтобы сделать каждого ребёнка успешным, – рассказала музыкальный руководитель, автор проекта «Танец-импровизация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Нажия Якубова. – Однако не у всех ребят одинаковый потенциал, все – разные, есть дети одарённые, есть с проблемами в развитии. Танец-импровизация, как раз и направлен на то, чтобы дать возможность ребятам с какими-то проблемами не отставать от своих сверстников, помочь им реализоваться. Этот проект работает на базе нашего детсада уже три года и показал свою успешность. У нас есть пример того, что у ребёнка была снята инвалидность.

В этот танец входят гимнастика и ритмика, благодаря чему происходит коррекция стопы и спины у ребятишек. В этой программе специалист опиралась на разработки Айсидоры Дункан – американской танцовщицы-новатора, которая в начале прошлого века стала основоположницей свободного танца. Параллельно с танцевальным проектом Нажия Якубова ведёт ещё и хоровой класс, в котором соединила вокально-хоровое пение и логопедические упражнения, что позволяет устранять у детей на раннем этапе логопедические дефекты. В итоге детский сад «Бэлэкэч» стал площадкой для курсов повышения квалификации музыкальных работников со всей республики.

– В нашем районе стараются внедрять все новейшие технологии в сфере дошкольного образования, – резюмирует начальник районного отдела образования Марина Харитонова. – В результате работы таких площадок появляются инновационные продукты – лучшие работы педагогов печатаются и рецензируются учёными, чтобы эти наработки могли использовать в своей работе остальные дошкольные учреждения. Мы готовы делиться своим опытом с коллегами и всегда открыты для сотрудничества.