Врачи Древней Руси. Монахи-лекари

1,2k full reads

Монастырская медицина - сплав православного сострадания и византийских знаний. Присоединив к тому умения волхвов, монастыри заложили основу русской медицины

Врачи Древней Руси. Монахи-лекари

Православие не только сохранило русский этнос в истории. Благодаря ему возникла медицина в монастырях, вторая по древности после народной. Монастырская медицина возникла после крещения и противопоставлялась природной медицине волхвов.

Церковники поощряли больных, обращавшихся к монастырским и светским врачам, практика которых контролировалась церковью. Уже Устав Владимира (X в) упоминает "лечица", подчиненного церковному суду. При монастырях создавали лечебницы, там и лечили.

С X века монахи помогали больным полезными советами и целительными зельями. Но познание оных о причинах и лечении заболеваний сильно отличалось от народной медицины язычников. Церковь объясняла все божьим наказанием. И требовала не лечить, а терпеть.

Подписывайтесь и ставьте 👍 вверх. И читайте Историю Российскую

БОГ и СКАЛЬПЕЛЬ

Но на терпении далеко не уедешь. С XI в. практическая медицина стала проникать и в монастыри Киевской Руси. Сначала в жестко религиозной форме.

Монахи- лекари руководствовались византийским учением Тертуллиана (II-III вв.) и блаженного Августина (IV-V вв.) о лечении молитвами, "святой" водой, приложениями к "чудотворным" иконам и мощам святых.

Примеры подобных процедур XI-XIII вв. содержит Киево-Печерский Патерик.

В лечебнице Киево-Печерской лавры преподобный Алимпий, лечил больных проказой обмазывая их иконописными красками.И это помогало, чудесным образом краски содержали нужные лекарственные компоненты.
Там же после смерти князя Святополка-Святоши монахи объявили его "исцелителем" от всех недугов. На тяжелобольных надевали его власяницу (нательную рубашку). По особому распоряжению игумена, знатных русичей бонусом возлагали на гроб святого Феодосия.
© художник Надина Люда (11 лет)
© художник Надина Люда (11 лет)

Любовь к чудодейственным иконам и мощам пойдет оттуда. Но не будем принижать силу Веры. Многим помогла, ибо сила убеждения мобилизует скрытые резервы организма.

С XII в. религия стала уступать место науке. Но осталась рядом. Основатель Лавры Антоний "больныа исцеляша отъ своеа яди", но внушал им, что причина их выздоровления - молитва.

Его ученик Агапит и пресвитер Дамиан поступали аналогичным образом. Зная секрет сильнодействующего препарата, Агапит излечивал даже обреченных, но подчеркивал, что "здравъ бываше больный молитвою его". Дамиан лечил детские болезни. Он применял эффективные масла, но внимание акцентировал на эффекте одновременных молитв.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

Заслуга монастырской медицины в накоплении знаний. Просвещенная Византия передавала единоверцам римскую практику. А традиция иноков записывать все, обогатила русскую медицину опытом поколений.

Монастырские лечебницы были центрами обучения и просвещения: монахи собирали римские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли это в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями волхвов. И по ним лечили. И учили братию лечить.

Много дали болгарские единоверцы. «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. болгарский «Изборник», состояли из отрывков сочинений величайших византийских богословов и проповедников по медицине.

В 1076 г. выпущен русский «Изборник». Первая русская энциклопедия во всех областях,в том числе в медицинской.

Изборник 1073 года (копия)
Изборник 1073 года (копия)

В XI веке русские монахи перевели с греческого и "Физиолог" - сборник материалов о растительном мире, о пользе минералов. В XI-XIII веках русские лекари штудировали сочинения Теофраста, ученика Аристотеля, "отца ботаники". «Греческий волхв» изучил лекарственные растения и препараты на их основе.

В XII-XIII веках монастырские лечебницы получили сборник "Пчелы", содержавший высказывания античных и византийских медиков и философов (Демокрита, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Эпикура, Диогена, Плутарха, Диодора Сицилийского и др.).

Чтобы сохранить крепкое здоровье, "Пчелы" рекомендовали не скрывать немощь от врача, а пресекать ее в зародыше; много трудиться и вести умеренный образ жизни.

ПИК УМЕЛОСТИ

Все это привело к тому что накануне вторжения Батыя (1237 г.) монастырская и светская медицина достигли больших высот.

© художник Ульянова Анастасия (7 лет)
© художник Ульянова Анастасия (7 лет)

Древнерусские "лечцы" уже поделились по специализациям. Одни стали "фитотерапевтами", мастерами растений.

Другие - мастерами "железной хытрости" - хирургии. Поделившись тут на "специалистов" в "едъне" (прижиганиях тела, кровопусканиях) и мастеров по "резанию". При помощи ножа монахи-лекари делали сложные операции на различных участках тела, в том числе и черепно-мозговые; пытались удалять раковые опухоли.

Была разработана техника хирургических перевязок ("привузов"), помощь роженицам, и даже примитивное протезирование, костыли и прочее.

Монастырская медицина была бесплатной, что отличало ее от светской и языческой. Согласно христианским канонам монахи к больным относились с любовью вплоть до самопожертвования. А спасенные нередко принимали постриг и помогали другим.

Купола храмов станут последним убежищем и в дни монгольского вторжения. В трагичный час падения больших и малых селений придут русичи в монастыри и церкви вновь. Чтоб получить поддержку в последний раз.

Подписывайтесь и ставьте 👍 вверх. И читайте Историю Российскую

Изображения: © Яндекс Картинки, юные православные художники