Автопутешествие по Крыму: музеи, советы и фотографии

13.11.2017

В 2015 году мы побывали там в "полуделовом" автомобильном вояже в Крыму. Это была любовь с первого взгляда: чистейшее море, дивной красоты природа, интересные исторические объекты, приветливые люди, вежливые сотрудники ДПС. Мы дали себе слово при первой же возможности поближе познакомиться с окутанным особой аурой полуостровом-музеем. В этом году такая возможность появилась.

Почему был выбран сентябрь?  Здесь все просто: чтобы избежать длительного стояния в пробках на трассе "Дон" и в очереди на паром. По отзывам путешественников, в летние месяцы эти мероприятия отбирали несколько часов драгоценного времени и несоизмеримое с минутами количество нервов.

Немного о трассе М-4 "Дон"

8 сентября в 10 часов утра мы выехали из Ярославля в сторону МКАДа. В мотелях, гостиницах и прочих "приютах для странников" мы останавливаемся редко, предпочитая бюджетный вариант — палатку. В этот раз мы с собой взяли собаку и любимое снаряжение:

  • две палатки: большую кемпинговую (удобна для длительных стоянок) и маленькую, которая ставится-собирается за пару минут (для ночевки в пути);
  • спальники;
  • треногу для костра, котелки;
  • портативную газовую плитку с 4 запасными баллончиками.

МКАД прошли быстро. После указателя "Видное. Кашира. Ростов-на-Дону" свернули на трассу М4 "Дон". Здесь сразу же начинается платный отрезок дороги (21 км трассы). Всего таких участков 9, стоимость зависит от протяженности: минимальная цена: 25 рублей, максимальная: 150 рублей. С 00:00 до 07:00 действует ночной тариф —  в это время цены ниже.

В общей сложности платная дорога облегчила наш кошелек на 840 рублей, но мы ехали только в дневное время.

Чек за проезд по платным дорогам

Полезная информация! Продвинутые автолюбители приобретают транспордер. На трассе "Дон" расположено несколько пунктов продаж. Заранее купить устройство можно на сайте Автодора, а со всеми подробностями ознакомиться в этой статье.

Оплата проезда в электронном режиме помогает, по отзывам водителей, существенно сэкономить: скидка составляет от 20 до 50%. Кроме того, водитель избавлен от необходимости стоять в очереди. Выделенный коридор для обладателей транспордера обозначен черной или синей надписью "Т-pass" на желтом фоне.

Платные участки объехать можно, свернув с трассы на альтернативную дорогу. О ней заранее сообщат четко прорисованные схемы-указатели оранжевого или желтого цвета. Надо ли это делать? Решать вам.

Плюсы:

  • экономия определенной суммы денег;
  • знакомство с достопримечательностями малых городов;
  • возможность вкусно пообедать в местных столовых и кафе (цена существенно ниже, чем на трассе).

Минусы:

  • скорость в населенных пунктах ограничена 40-60 км/ч (в некоторых до 30), почти везде "лежачие полицейские" и камеры фиксации скорости;
  • далеко не везде дорожное покрытие в хорошем состоянии;
  • можно знаков, запрещающих обгон: можно долго плестись за каким-нибудь грузовиком.

Практически на всем протяжении трассы М4 "Дон" хорошее дорожное покрытие, много автозаправочных станций, кафе, гостиниц. Разрешенная скорость высвечивается на электронном табло над дорогой (обычно 100-130 км/ч). Там же можно увидеть информацию о температуре воздуха и телефон аварийных комиссаров.

Разброс цен за литр АИ-92 в сентября 2017 года был большой: от 36,3 руб. в Московской и Тульской областях; до 39, 5 руб. в Краснодарском крае. Впрочем, рекорд бьет Крым — средняя стоимость АИ-92 равна 40,5 руб.

Кстати, на трассе М4 мы почти не видели сотрудников ГИБДД. Есть несколько стационарных постов, но для проверки документов останавливают в основном большегрузные машины. Исключение — Краснодарский край. Контролируют преимущественно сплошную линию и скоростное ограничение. На мелочи типа не включенных фар ближнего света не обращают внимания.

Ночлег в дороге

К цели путешествия мы движемся обычно в светлое время суток. Ночью предпочитаем спать: если позволяют погодные и прочие условия, сворачиваем с трассы и разбиваем палатку.

Темнота застала нас в Липецкой области. Температура воздуха +13 заставила искать ночлег под крышей. Пока я крутила головой в надежде увидеть мотель, появился указатель "Задонск". Здраво рассудив, что в административном центре могут быть хостелы или недорогие гостиницы, мы свернули с трассы на альтернативную дорогу.

Сразу же на въезде в город увидели огромный рекламный щит с надписью "Ночлег" и стрелкой, указывающей на какое-то промышленное строение. При ближайшем рассмотрении строение оказалось автобазой. На звук автомобиля вышел сторож. После недолгих переговоров мы въехали на стоянку, расположенную на территории предприятия. 

Двухместный номер стоит 1000 рублей, трехместный — 1500. Душ и туалет расположены в общем коридоре, есть кафе, но работает оно до 18 часов. Номер приятно удивил хорошим ремонтом: чисто и уютно. В комнате есть электрический чайник и посуда, но больше всего наше воображение поразила бревенчатая кровать.

Бревенчатая кровать

Второй ночлег был уже в Краснодарском крае. Проехав станицу Кущевскую, мы свернули с дороги в лесополосу, поставили палатку, развели костер и поужинали. И хотя от трассы мы отдалились примерно на 1,5 км, шум дороги все равно был отчетливо слышан.

На заметку. Отличную ночную стоянку можно организовать в Ростовской области на реке Калитва (826 км трассы М4 "Дон"). Ориентир — гостиничный комплекс "Терем" справа от дороги (2-х местный номер стоит около 2500 в сутки). Переехав мост, надо свернуть вправо на грунтовую дорогу возле указателя населенного пункта Гай-Воронец. Она приведет к живописной реке. Мелкую Калитву облюбовали гуси, утки, цапли и прочая пернатая братия. В небольшом лесочке можно устроить качественный ночлег: трасса почти не слышна, есть вода и дрова.

Гуси на реке Калитве

Информация для тех, кто не любит спать в палатках. На трассе достаточно много мотелей и гостиниц на любой вкус и кошелек. Особенно много их в Ростовской области: от демократичных "Белый дом" и "888" (980 км трассы, цена от 500 рублей) до претенциозных "СССР" и "Байк-отель" (город Каменск-Шахтинский, 932 км) за 2400 рублей и выше за номер.
По собственному опыту и отзывам в интернете можно сказать, что в летние месяцы номер лучше бронировать заранее.

Пробки на М4 "Дон" в сентябре

В сентябре трасса М4 "Дон" менее загружена по сравнению с летними месяцами, но пробок избежать не удалось. Недалеко от Ростова поток машин встал в десятикилометровом заторе. Причина — ремонтные работы моста через реку Тузлов. Кто-то пытался двигаться по обочине, но упирался в "закипевшие" автомобили. Попытка вернуться в ряд делало ситуацию еще более затруднительной.

Помучавшись минут 40, мы, не доезжая моста, съехали на техническую грунтовку, идущую вдоль скошенного поля параллельно трассе. Вскоре дорога плавно завернула к реке, прошла под проблемным мостом и минут через 20 вывела нас на асфальтированный участок с довольно оживленным движением. У местных жителей нам удалось выяснить: дорога эта ведет в Новочеркасск, и именно по ней многие автомобилисты объезжают ростовские пробки.

Еще один затор ждал нас уже в Краснодарском крае — у железнодорожного переезда города Тимашевск. Его мы объехали через город. Для этого на кольце не надо поворачивать направо в Тимашевск, как советуют указатели и навигатор, нужно ехать прямо (будет указатель "Промзона"). Это главная дорога по направлению в Краснодар. Дальше все просто:

  • въезжаем в город (правый поворот) на улицу 50 лет Октября. Ориентир — ветеринарная клиника на левой стороне улицы;
  • едем все время по главной дороге до улицы Шевченко (ориентир — знак "Конец главной дороги"), поворачиваем направо;
  • по ул. Шевченко движемся до пересечения с улицей братьев Степановых. Ориентир — т-образный перекресток, на котором надо уйти левее, на улицу Профильная;
  • едем прямо, пересекаем железнодорожный переезд и насветофоре сворачиваем налево на улицу Победы.

Важно! По отзывам путешественников, это не самый лучший вариант для летнего сезона — все равно попадаешь в пробку, правда, меньшей протяженности. В нашем случае объезд занял минут 15.

Тамань

10 сентября мы приехали в Тамань. "Самый скверный городишко из всех приморских городов России", — такую нелестную характеристику дал станице Михаил Лермонтов. К чести жителей, они не только не обиделись на классика, но и продолжают чтить память поэта. В станице мы посетили дом-музей Лермонтова: белые стены, камышовая крыша, ограда из булыжника.

В музее с исторической точностью воссоздано подворье Федора Мысника — казака, у которого останавливался писатель по дороге на Кавказ.

Дом Лермонтова в Тамани

Информация о графике работы и стоимости билетов есть на официальном сайте музея.

Изюминкой современной Тамани считается выставочный комплекс "Атамань". Найти его нетрудно, везде висят указатели. Перед входом большая бесплатная парковка. Воссозданные подворья станицы XVIII - начала XX веков с мягким юмором, красочно и интересно рассказывают о быте, культуре и традициях казачества.

Казачий комплекс "Атамань"

Возьмите с собой головной убор и удобную обувь. Территория комплекса занимает более 60 гектаров, хХаты расположены на нескольких улицах. Чтобы обойти весь музей под открытым небом потребуется несколько часов.

Проголодались? Многочисленные харчевни и трактиры предлагают невероятно вкусные блюда кубанской кухни: борщ с пампушками, вареники с разнообразными начинками, голубцы и пироги. Средний чек составялет 300 рублей (без вина).

Нагулявшись по казачьей станице, мы озаботились ночлегом. Палатку в Тамани можно поставить прямо на берегу моря, но мы выбрали другой вариант. В 10 км от Тамани находится небольшой поселок Артющенко (около 30 домов). Ехать надо по указателю "Веселовка" вдоль виноградников до перекрестка. Дорога в поселок Веселовка пойдет влево, в Артющенко — прямо (будет указатель).

Сам по себе поселок интереса не представляет, но неподалеку от него на берегу моря в курортный сезон образуется что-то вроде стихийного палаточного лагеря.

Палаточный лагерь в Артющенко

Живописный уголок с чистейшим морем и резвящимися дельфинами (иногда они даже позволяют себя погладить!) облюбовали жители Краснодарского края для отдыха в выходные дни. Если приехать в пятницу, места для машины и палатки может не оказаться. Массово покидать дикий берег народ начинает в воскресенье после обеда. Хорошим тоном считается отдать дрова и питьевую воду тем, кто остается.

В 100 метрах от моря находится Соленое озеро. За летние месяцы оно пересыхает, и с поверхности можно собрать полезную розовую соль. Единственное неудобство — ходить приходится по щиколотку в черном иле, которым устлано дно озера. Ил считается целебным (некоторые люди даже обмазывают себя с головы до ног), но отмыть его с ног сложно.

В море стоят сети рыбачьей артели. В 5-6 часов утра у рыбаков можно купить кефаль (150 руб./кг), но договариваться надо с вечера.

Так как целью нашего путешествия был Крым, в Артющенко мы задержались только на 2 дня.

Паромная переправа в Крым

От поселка Артющенко до порта "Кавказ" около 50 км. Паромы через Керченский пролив ходят каждые полчаса, время в пути 25-30 минут. Автомобильная палуба (на некоторых судах двухуровневая) расположена в нижней части парома. Наверху, в пассажирском салоне, есть туалеты, пеленальные комнаты, несколько электрических розеток для подзарядки гаджетов. Есть кафе, но цены высокие.

За легковой автомобиль длиной до 5 м 30 см мы заплатили 1700 рублей. Взрослый билет стоит 150 рублей. Таким образом, паром обошелся нам в 2000 рублей в одну сторону.

Полную информацию о тарифах и расписании движения можно получить на официальном сайте Госпарома. Там же можно заранее купить билет и немного ускорить процесс преодоления переправы.

Длинных очередей в сентябре уже нет. Движением автомобилей, начиная со стоянки в накопителе, руководят диспетчеры. Надо просто следовать их указаниям.

По пути на паром находится стационарный пост ДПС. Сотрудники выборочно останавливают машины для проверки документов. Всем водителям перед въездом на паром придется пройти стандартную процедуру досмотра автомобиля: просят открыть багажник и бардачок, а иногда и сумки.

В сторону Крыма паромная переправа заняла у нас в общей сложности окол очаса, обратно — около 2 часов, была очередь.

Волшебный край! Очей отрада! — музеи Крыма

Да, именно так, как сказал поэт: "очей отрада". Потому что в Крым мы ехали посмотреть, даже море было вторично. Мы так и назвали наше путешествие — музейный тур.

В Крыму активно идет строительство трассы "Таврида" (Керчь - Симферополь). Проект впечатляет масштабом работ, но создает дорожные проблемы. Начитавшись летних отзывов, мы были готовы стоять в многокилометровых пробках. Но существенно уменьшившийся к сентябрю поток машин обернулся лишь небольшими заторами.

Феодосия

Покинув паром, мы направились в сторону Феодосии (100 км от Керчи). По дороге мы свернули к пляжу "Песчаная балка", который расположен за поселком Приморский (отворот влево от основной трассы, есть указатель). Это популярное место у любителей палаточного отдыха. Берег длинный и песчаный, вход в море мелкий и покатый, вода чистая даже в летние месяцы.

Благами цивилизации в виде душа и кабинок для переодевания пляж не оборудован, зато есть несколько удобных площадок для парковки автомобиля и установки палатки. Мы отлично выспались под мерный шум прибоя, искупались, позавтракали и поехали в Феодосию.

Там у нас был вполне конкретный интерес — картинная галерея имени Ивана Константиновича Айвазовского (официальный сайт). Художника в городе уважают и чтут. В музее более 13 тысяч экспонатов, занимающих два здания: дом самого Айвазовского и особняк его сестры Екатерины. Адрес: улица Галерейная, дом 2. Взрослый билет стоит 300 рублей (льготный: 150, обязательно наличие подтверждающего документа).

Быстро, вкусно, недорого пообедать можно в Столовой по-домашнему (улица Галерейная, 7а, напротив музея А. Грина). Это сеть предприятий общественного питания (филиалы есть в Ялте, Алуште, Судаке и других городах Крыма). Новая, но уже полюбившаяся местным жителям и приезжим достопримечательность города — фонтан Влюбленных. Он находится на Музейной площади.

Воронцовский и Ливадийский дворцы

Дворцово-парковые ансамбли относятся территориально к Большой Ялте. Воронцовский расположен в Алупке, Ливадийский — в поселке городского типа с одноименным названием.

Ехать придется по горному серпантину. С точки зрения эстетики, дорога прекрасна: нависающие в некоторых местах скалы, мелькающие сквозь деревья чудесные виды на море.

Дорожное покрытие хорошее с четкой разметкой. Есть улавливающие карманы и стоянки для отдыха. Здесь нужно соблюдать особую осторожность: понятие "скоростной режим" для местных водителей практически не существует. Крутые повороты их тоже не смущают. Несколько раз нам приходилось уворачиваться от вылетающих в лоб машин.

На осмотр каждого из дворцов уходит не менее 3-4 часов. В Воронцовский дворец разрешено входить только с сопровождающим, но после обязательной экскурсионной программы есть возможность самостоятельно побродить по комнатам, еще раз посмотреть и сфотографировать понравившиеся экспонаты.

Полезная информация! Время посещения не ограничено, но если вы вышли из дворца подышать воздухом в парке, обратно вас уже не пустят.

Фото из Воронцовского дворца

Посещение Ливадийского дворца только с экскурсоводом, самостоятельный осмотр не предусмотрен.

К обоим дворцам ведут узкие улочки, стоянка машин запрещена. Оставить автомобиль можно на платной парковке. 
Возле Воронцовского дворца ее стоимость составляет 300 рублей без ограничения времени (или 100 рублей без чека, как нам было предложено предприимчивым молодым парковщиком).

У Ливадийского дворца стоянка обошлась нам в 200 рублей, альтернативные варианты не были озвучены.

В Ялте мы осуществили еще одну давнюю мечту — посетили дом-музей Антона Павловича Чехова (ул. Кирова, 112). Личные вещи, сад, в котором сохранились 60 деревьев, посаженных писателем, позволяют окунуться в удивительно простую и уютную атмосферу того времени.

Дом-музей Чехова

Вход на территорию музея разрешен только в сопровождении экскурсовода, но после посещения дачи можно самостоятельно погулять по чеховскому саду и посидеть на любимой скамейке Максима Горького.

Найти схему проезда, получить информацию о режиме работы и проводимых культурных мероприятиях можно на официальном сайте музея. Машину мы оставили напротив музея, там около продуктового магазина есть достаточно широкая площадка.

Севастополь

Приехать в Крым и не побывать в Севастополе нельзя. В город с его особой энергетикой влюбляешься сразу и навсегда.
А вот ездить по нему нелегко: неширокие петляющие улицы, забитые автомобилями стоянки. Много знаков, запрещающих остановку (местные жители предупредили, что работают эвакуаторы).

Мы оставили машину на какой-то тихой улочке недалеко от площади Нахимова и пошли пешком к Графской пристани — одному из символов Севастополя. Погуляли по Приморскому бульвару, посмотрели памятник затопленным кораблям, зашли в военно-исторический музей Черноморского флота России (билет стоит 100 рублей, осмотр самостоятельный).

Город-музей

В районе Графской пристани женщины-распространители активно предлагают различные экскурсии. Мы выбрали обзорную по городу с посещением музея-панорамы "Оборона Севастополя". Цена вопроса — 600 рублей с человека, правда, нас забыли предупредить, что билеты в музей (300 руб.) в стоимость экскурсии не входят.

Вся поездка занимает около 3 часов. Мы посмотрели несколько значимых исторических памятников и посетили знаменитый Владимирский собор — последний приют адмиралов Нахимова, Истомина и Корнилова. Его стены хранят следы от бомб Второй мировой войны.

Владимирский собор в Севастополе

Затем мы отправились в Инкерман.  Официально город входит в состав Севастополя, он знаменит крепостью Каламита, основанной византийцами в VI веке. В наши дни сохранились только руины крепостных сооружений.

Мы решили посетить другую достопримечательность города — высеченный в скале Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь VIII–IX вв. Находится он на окраине города, на правом берегу реки Черная. Сотни лет монастырь стоял в развалинах, но в последние два десятилетия храмы и кельи начали восстанавливать. Сейчас это целый комплекс: две наземные церкви, три храма полностью высеченных в скале Монастырской, братский корпус, хозяйственные постройки. Часть сооружений открыта для свободного посещения.

Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Возле монастыря есть бесплатная стоянка для автомобилей. Вход на территорию свободный, около ворот стоит ящик для пожертвований, есть платки для женщин и что-то наподобие длинных юбок для туристов, которые приехали в обитель в шортах.

Когда-то давно в Инкермане был и женский пещерный монастырь. Сейчас о нем напоминают лишь несколько высеченных в скале ниш. В одной из них хорошо видна с дороги икона, написанная на стене.

Икона в скале

Нагулявшись по монастырю, мы поехали в Балаклаву. Город административно является частью Севастополя. Дивной красоты узкая и глубокая балаклавская бухта считается самой удобной для швартовки кораблей на Черном море. Нас интересовал Военно-исторический музей фортификационных сооружений, известный под названиями "Музей подводных лодок", "Музей холодной войны" и "Объект 825 ГТС".

До распада СССР это был особо засекреченный комплекс, скрытый в толще горы Таврос. Там размещались подводные лодки с ядерными боеприпасами.

Музей подводных лодок в Балаклаве

В подземные туннели попасть можно строго с экскурсоводом (некоторые помещения до сих пор находятся под охраной). Пройти по лабиринтам придется около 1 км с несколькими остановками. Продолжительность осмотра: 1 час 20 минут. Обязательно возьмите с собой теплую кофту, температура в музее 10-12 градусов.

Керчь

Впитав в себя массу положительных эмоций, 22 сентября мы тронулись в обратный путь. В планах еще была Керчь. 
На гору Митридат мы въехали на машине, там есть стоянка. Можно подняться на смотровую площадку (вверх 436 ступеней), с которой открывается замечательный вид на керченскую бухту и строящийся мост.

На склонах горы сохранились развалины Пантикапеи — одного из самых древних городов мира.

На северной окраине Керчи расположен поселок Аджимушкай. До него несложно доехать, следуя многочисленным указателям.  В поселке находятся знаменитые каменоломни — памятник мужеству людей в годы Второй мировой войны. Именно там, в подземных катакомбах, в мае 1942 укрывались бойцы, державшие оборону города, а также местные жители.

В аджимушкайские каменоломни можно попасть строго с сопровождающим: в сырых подземных лабиринтах легко заблудиться.  На большей части экскурсионного маршрута отсутствует освещение (на группу дают несколько фонариков, можно взять собственный). Детей до 6 лет в музей не пускают. Фотографировать запрещено.

Температура в каменоломнях 9-13 градусов, так что нужно взять с собой теплую одежду. Не стоит спускаться под землю людям, страдающим боязнью темноты и замкнутого пространства. Если вдруг почувствовали себя плохо, не стесняйтесь сказать об этом экскурсоводу, он быстро выведет вас на поверхность. Вообще, мемориал оставляет тягостное впечатление.

Ночлег в Крыму

Любителям палаточного отдыха в Крыму раздолье: разбить временный лагерь можно практически на любом свободном участке возле моря.

Мы ночевали в районе поселков:

  • Учкуевка (Севастополь). Там есть хорошие площадки для машин и палаток, пляж песчаный.
  • Рыбачье (трасса между Судаком и Алуштой), пляж песчано-галечный.
  • Юркино (маленькое уютное село расположено на побережье Азовского моря, примерно в 19 км от Керчи).
  • В Алупке и Балаклаве мы ставили палатку прямо на пляже.

Снять жилье тоже несложно: во всех городах и поселках полуострова есть гостиницы и мотели, да и местные жители с удовольствием предоставят ночлег за умеренную плату. Небольшой уютный домик в Форосе (комната с большим телевизором и кондиционером, кухня с холодильником, душ) обошелся нам 1000 рублей в сутки.

Недалеко от Рыбачьего, в селе Малореченское, находится еще один объект, достойный внимания. Официальное его название Храм-маяк Святого Николая Мирликийского. В народе он больше известен как Храм Николая Чудотворца. Это мемориальный комплекс, посвященный памяти погибших на водах. Помимо храма, в него входит музей катастроф.

Храм Николая Чудотворца

Краткий итог

Путешествие оставило массу положительных эмоций. По Крыму мы начали скучать сразу, как приехали домой. 

  • Всего мы проехали около 4800 км. Израсходовали 292 литра бензина АИ-92.
  • На экскурсии мы потратили около 6000 рублей.
  • Жилье мы снимали один раз, в Форосе (1000 рублей).
  • Часть продуктов взяли с собой из дома (например, тушенку проверенного производителя). В Крыму покупали у бабушек на мини-рынках очень качественные молочные продукты. Для сравнения: молоко в магазинах стоит в среднем 80 рублей за литр, на рынке 1,5 литровую бутылку продают за 50 рублей. В целом, цены на продукты примерно такие же, как в нашем городе.

Совет напоследок. Отправляясь в Крым, возьмите в запас наличные деньги. Карты Сбербанка принимают не везде, часто бывают сбои в работе банкоматов + комиссия.

Автор: Наталья Баранова | Источник: РуДороги.ру