Реальность второй волны. Обсуждаем с Владимиром Волошиным влияние вируса на индустрию спорта

2 May

Беседовал Владимир Болотин

Коронавирус придёт во второй раз. К сожалению, не все ещё осознали нынешнюю ситуацию с пандемией и её влиянии на экономику в целом, и на спортивную индустрию в частности. И 90% владельцев бизнеса не готовы ко второй эпидемиологической волне и новому роста заболеваемости. Просто потому, что всё ещё не могут осознать происходящее сейчас.

Это мнение Владимира Волошина, с которым мы в новой рубрике "Афтершок" пообщались более предметно о влиянии #covid19 на спортивную индустрию, и последствиях, которые с большой долей вероятности нас ожидают в будущем.

Фото: инстаграм Владимира Волошина
Фото: инстаграм Владимира Волошина

Run&Roll: Вторая волна, прогнозируемая Bloombergздесь ещё одно мнение, как может выглядеть эта волна), придёт также внезапно или всё-таки мы будем к ней готовы?

Владимир Волошин: Я думаю, что нет, готовы не будем. На 100% уверен, что подавляющее большинство людей, бегунов, организаторов даже не думают о второй волне, потому что никто ещё не готовы принять новую реальность, которая связана с первой волной.

Это видно, хотя бы по тому, как соревнования весеннего сезона постепенно сползли на лето, с лета - ползут на осень. И только малая часть организаторов думает о том, что их мероприятия попадут под ограничительные меры общего характера [такие, как число участников, необходимость личных средств защиты и пр. - прим. R&R]. Кроме того, индустрия сама будет придумывать и устанавливать новые правила, чтобы была возможность проведения гонок.

Кроме того, не думаю, что вторая волна придёт как-то внезапно. Она просто не укладывается в голове: все ждали снятия запретов 30 апреля, потом будет 11 мая. Повезёт сейчас тем, кто использует аналитику big data, или привлекает для своей работы агентства для анализа ситуации и составления стратегии: оптимистичной, средней, плохой и "черной".

Минимум две команды на рынке это уже сделали - Elton Ultra и Running Heroes Russia, они обратились к агентствам и построили такие сценарии [ниже мы приводим комментарий Вячеслава Глухова, директора гонки Elton Ultra - прим. R&R].

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

R&R: Насколько сильной может быть вторая волна? Учитывая наш выработанный иммунитет к самоизоляции во время первой волны? Может быть, в следующий раз мы все всё-таки подумаем "А давайте-ка посидим сейчас чуть-чуть дома и всё быстрее закончится"? Или я не прав?

ВВ: Возможно. Она может быть и не сильной. Но боюсь, что мы не можем ответить сейчас за людей, которые до сих пор не воспринимают угрозу всерьёз. Мы уже говорили, что вирус не по паспорту выбирает жертв, а по ослабленному иммунитету. А у нас в стране в целом иммунитет ослаблен.

R&R: Что нас ждёт осенью, если второй волны всё же удастся избежать?

ВВ: Организаторы, которые сносят свои мероприятия на август-сентябрь должны понимать, что они вступают в серьёзную конкуренцию с теми участниками рынка, кто изначально планировал гонки на эти даты. В августе пробка из событий. А клиент один. Как ему быть? Бежать каждые выходные?

Кроме того, мы все в целом сейчас теряем форму, и она будет далёкой от идеала, когда старты возобновятся. Люди просто физически окажутся не готовы к тем дистанциям, к которым готовились.

Скорее всего произойдёт снижение заявленных целей самими участниками. Если кто-то планировал ультра, марафон или даже полумарафон, то лучше поумерить пыл и выбрать дистанцию покороче... На осень нужно ставить менее серьезные дистанции.

И организаторы тут также рискуют, если выпустят неподготовленного человека на старт. Да, медсправка есть, но что она даёт? Вроде написано, что всё в порядке, а в реальности? Вполне возможно, что ещё будут просить справку о том, болел человек или нет коронавирусом. Может если Минздрав не даст соответствующую рекомендацию, то устроители могли бы сами это делать.

R&R: Самый главный вопрос сейчас - "Что делать?". Твой совет организаторам гонок.

ВВ: Организаторам сейчас нужно построить сценарии развития событий, выработать антикризисный план и продумать стратегии на будущее. Если есть возможности, то "штормить" внутри команды, нет - привлекать специалистов.

И смотреть варианты: открываемся в августе, открываемся в сентября, открываемся в октябре, дальше условно - весной следующего года. Это в случае окончания эпидемии. Но стоит естественно и вторую волну иметь в виду, тогда все варианты нужно продумывать уже начиная с весны 2021 года.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

R&R: Этот год совершенно не похож на предыдущие, он сломал все экономики, ударил по всем отраслям, в том числе и по спорту... И всё меняется, устоявшиеся правила не работают...

ВВ: Да, ты прав. Вот, например, организаторы сейчас отказываются от одного важного правила. Раньше регистрация на событие следующего года или сезона открывалось на следующий день после проведения в текущем году.

Сейчас это практически невозможно сделать. Как быть сейчас, когда мероприятие даже не проводится? Вероятно, методом переноса события это возможно сделать. Но будут ли в последствии организаторы следовать этому правилу, которое сформировалось до глобального медицинского кризиса?

R&R: Но ты же видишь, большинство переносит свои эвенты на минимальные сроки...

ВВ: О чём это говорит?

R&R: О том, что практически никто не думает о возможной второй волне. Не верят или просто не хотят думать о ней.

ВВ: Да. Но мы и не должны настаивать на ней [на второй волне - прим. R&R]. Но наблюдение такое: перенос на короткий срок говорит о том, что организаторы идут по плану короткой стратегии. Никто пока не использует долгосрочные стратегии. Но перенос на пару месяцев - это очень оптимистическая стратегия.

R&R: Ок. Такой вопрос. Условные команды с хорошим календарём в 2020 году переносят свои гонки на следующий год. Они смогут “завестись” снова в 2021 году, или мы увидим "банкротство" организаторов? Речь не о том, что они "кидают" бегунов, они возвращают взносы или их часть, но при этом уже не проводят больше никаких забегов.

ВВ: Сейчас все сценарии допустимы. Продержать команду без мероприятий в течение даже полугода смогут единицы. Роспуск команды будет означать практически закрытие проекта. Людей будет сложно вернуть назад, потому что они могут найти работу, перепрофилируются или вернутся в свои отрасли, из которых когда-то пришли в спорт, который был хобби.

Твой вопрос очень тяжёлый. Не все команды выдержат, если ничего не проведут в 2020 году. В 2021 году мы можем увидеть уменьшение количества организаторов почти на половину. Маленькие организаторы смогут перенести это с меньшими потерями, а в крупных командах, где люди работали фултайм, будет очень тяжело.

Кроме того, из-за вынужденных выходных, режима самоизоляции и удалённой работы у населения - и бегунов в том числе - снизятся доходы, и не будет лишних денег для поездок по фану в разные города. Большинство будет выбирать старты ближе к дому. А при большом числе возможностей будут выбирать те старты, где программа насыщеннее. И ещё не стоит забывать про возможные ограничения передвижения внутри страны и про меры безопасности после карантина.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

R&R: Это означает, что мы можем лишиться интересные команды и забеги, которые были точками притяжения в разных регионах страны...

ВВ: Возможно, что необходимы меры поддержки для команд, которые делали и делают крупные мероприятия, влияющие на экономику города или региона.

Что я хочу сказать. Если забег проводился в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Томске, то он привлекал деньги в местный бюджет: люди приезжали, оставляли деньги для мелкого и микро-бизнеса, таких как такси, кафе, гостиницы и так далее. Создавался положительный экономический эффект.

Теряя команду, которая умеет делать событийное мероприятия, проиграют все. Города, области или республики могли бы поддержать таких организаторов - в том числе выступая заказчиками таких мероприятий. Ведь отвалившиеся спонсоры быстро обратно не подтянутся, а помощь региона может выглядеть как со-финансирование. Иначе команды не выживут.

Комментарий организатора

Вячеслав Глухов, Elton Ultra:

Мы перенесли старт на конец августа. Вынуждено, естественно мы, как и многие сопротивлялись до последнего, потому что решения не было. И самые устойчивые команды подвержены всяческим рискам, финансовым, спонсорским, репутационным.

Фото: Вячеслав Глухов
Фото: Вячеслав Глухов

А дальше, чтобы понимать, куда и как двигаться, мы обратились в агентство Event Wheel за антикризисной программой. Они подготовили для нас аналитическое исследование с учетом текущей ситуации в России и в мире, работы наших потенциальных конкурентов, а также исходя из наших целей [у редакции была возможность познакомиться с документом - прим. R&R].

В итоге мы получили план с несколькими вариантами сценариев - у нас их три, мы учитывали и возможную вторую волну пандемии. В программе учтены ключевые риски для нас, разработаны способы продвижения Elton Ultra и всей дальнейшей работы, включая 2021 год. Основной упор на нашу виртуальную гонку, поскольку это новое слово во всей индустрии.

Самые оптимистичные прогнозы по России - разрешение массовых мероприятий с середины июля. При этом возможны ограничения по зрителям - их число могут ограничить, либо полностью запретить.

Кроме того, мы уже ощутили на себе проблему спонсорства - несколько ключевых партнёров пока приостановили свою работу. Но мы готовим программу лояльности как для наших партнёров, так и для участников.

Так что у нас есть дорожная карта, мы её дорабатываем, она готова на 90%. И дальше будем действовать уже исходя из неё.

Читай Run&Roll и не переключайся!