449 subscribers

Когда в России появились первые автомобили

2,3k full reads
5,8k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 40% of the total page views
1,5 minute — average reading time

В XIX веке самоходные экипажи, работающие на пару, проектировали не только в Европе и США, но и в Российской империи. Согласно исследованиям историка Константина Шляхтинского, на протяжении XIX века с проектами использования самоходных машин, работающих на пару, в различные государственные организации обращалось более 50 русских изобретателей. А первые автомобили, оснащённые двигателем внутреннего сгорания, появились в России в 1890-ых годах.

Первый российский автомобиль Яковлева и Фрезе возле центрального павильона Нижегородской ярмарки. 1896 год. Фото Максима Дмитриева
Первый российский автомобиль Яковлева и Фрезе возле центрального павильона Нижегородской ярмарки. 1896 год. Фото Максима Дмитриева
Первый российский автомобиль Яковлева и Фрезе возле центрального павильона Нижегородской ярмарки. 1896 год. Фото Максима Дмитриева

Осенью 1830 года в Главном управлении министерства путей сообщения рассматривался проект «сухопутного быстроката», развивающего по тем временам неслыханную скорость – до 30 вёрст в час. По сути это был тягач, предназначенный для буксировки прицепов, который изобрёл лафетных дел мастер из Санкт-Петербурга Казимир Янкевич. «Быстрокат» работал на трубчатом паровом котле, состоявшем из ста двадцати дымогарных трубок.

Во второй половине 1830-ых годов свои проекты «сухопутного пароходства» и сети дорог с «торцевыми мостовыми» предложил механик Василий Гурьев. Его изобретения рассматривались на заседании Кабинета Министров, и они даже были одобрены, но финансов для этого так и не нашлось.

Быстрокат Казимира Янкевича. Фото середины XIX века
Быстрокат Казимира Янкевича. Фото середины XIX века
Быстрокат Казимира Янкевича. Фото середины XIX века
«Мы основываем все наши виды будущего процветания России в машинах», - писал Василий Петрович Гурьев в своей книге.

В то же время штабс-капитан Русской армии Дмитрий Загряжский получил патент на изобретение экипажа с плоскозвенчатой металлической гусеницей. А спустя сорок лет крестьянин механик-самоучка Фёдор Блинов установил на «гусеничный вагон» два паровых двигателя. Причём в своём проекте он впервые применил идею раздельного привода, которая актуальна и по сей день. Ученики Фёдора Абрамовича успешно продолжили начатое им дело тракторостроения.

В 1861 году на деньги двух московских промышленников Ефима Гучкова и Гавриила Солодовникова был построен первый в России «санный паровоз для езды по льду зимой», конструкция которого отличалась от обычного паровоза. (Кстати, Гаврила Гаврилович Солодовников прославился ещё и самым огромным пожертвованием за всю историю купечества, о чём Русский странник уже писал.)

«Котёл трубчатый горизонтальный, два наружных паровых цилиндра… сообщены шатуном с колёсами диаметром 4 фута (1,2 метра), по ободу этих колёс приделаны зубцы длиной полтора дюйма (3,8 см), при вращении входящие в лёд и тем самым дающие упор паровозу». (К. Шляхтинский «Автомобиль в России. Очерки русского автомобилизма» 1993 г.)
Эмиль Левассор и Ренэ Панар на своём детище. Фото 1895 года. Примерно такой же экземпляр проехался по мостовой Одессы в 1891 году
Эмиль Левассор и Ренэ Панар на своём детище. Фото 1895 года. Примерно такой же экземпляр проехался по мостовой Одессы в 1891 году
Эмиль Левассор и Ренэ Панар на своём детище. Фото 1895 года. Примерно такой же экземпляр проехался по мостовой Одессы в 1891 году

К тягачу присоединялся поезд из двух саней, где могло расположиться 50 человек. Паровоз управлялся двумя машинистами – один находился в машине, другой – в передних санях. При испытаниях поезда его грузоподъёмность составила 200 пудов (3 тонны 276 кг), давление пара в котлах – 6-7 атмосфер, а максимальная скорость – 26 вёрст в час.

Предлагались и другие проекты паромобилей, но первая машина, работающая на двигателе внутреннего сгорания, в Российскую империю была ввезена из-за границы в 1891 году. Его доставил из Франции в Одессу дворянин Василий Навроцкий. Какой марки был этот автомобиль доподлинно неизвестно, но есть предположения, что речь шла о французском «Панар-Левассоре» (Panhard & Levassor).

Benz Victoria 1893-1899 годов. Фото с сайта http://univers-mercedes.forumactif.com
Benz Victoria 1893-1899 годов. Фото с сайта http://univers-mercedes.forumactif.com
Benz Victoria 1893-1899 годов. Фото с сайта http://univers-mercedes.forumactif.com

Согласно данным от специалистов Политехнического музея, в 1894 году из Германии в Россию был отгружен первый немецкий автомобиль фирмы «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz) под названием «Бенц-Вело» (Benz Velo). Мощность его мотора составляла 1,5 лошадиных силы.

В Конюшенном музее Санкт-Петербурга (Музей автомобильного транспорта) утверждают, что первое авто в Северной столице появилось в 1895 году. Его привёз из Европы архитектор А.К. Жиргалёв. Речь идёт о четырёхместном экипаже фирмы «Моторваген» (Motor-Wagen) весом 52 пуда 30 фунтов (864 кг), который мог разгоняться до 25 вёрст в час. Такое чудо на колёсах обошлось архитектору в небывалые по тем временам деньги – 3000 рублей.

Через год, в 1896 году на знаменитой Нижегородской ярмарке отставной лейтенант военно-морского флота Евгений Яковлев и инженер Пётр Фрезе продемонстрировали первый русский автомобиль. За его основу была взята конструкция одной из машин Карла Бенца.

Евгений Яковлев и Пётр Фрезе
Евгений Яковлев и Пётр Фрезе
Евгений Яковлев и Пётр Фрезе

По некоторым данным, самоходный экипаж Яковлева-Фрезе весом около 300 кг оснащался одноцилиндровым четырехтактным мотором мощностью две лошадиных силы и деревянными колесами диаметром 1,5 метра, покрытыми резиновыми шинами. Максимальная скорость - 20 вёрст в час. Изобретатели намеревались запустить машину в серийное производство, но после смерти Евгения Яковлева эта идея так и не воплотилась в жизнь.

Сотрудники Музея истории Москвы свидетельствуют, что первый автомобиль проехался по мостовой Первопрестольной в 1899 году. Что это был за «аппарат» неизвестно, но уже через пару лет российская таможня ввела в статистические документы графу «Привоз автомобилей и их частей».

За 1901 год в Российскую империю было ввезено из-за границы 40 автомобилей, 7 мотоциклов на сумму 43 000 рублей. В 1905-ом – российские подданные приобрели 103 машины, в следующем – уже 595, а в 1908 году эта цифра возросла до 1 365 автомобилей на сумму 3 миллиона 265 тысяч рублей. (К. Шляхтинский «Автомобиль в России. Очерки русского автомобилизма» 1993 г.)

Подписывайтесь на канал РУССКИЙ СТРАННИК и оценивайте материал.

Читайте также:

Право ношения оружия на Руси

Как охраняли московских царей

Как японский городовой покушался на жизнь Николая II

Почему Россия отказалась от Гавайских островов в XIX веке

Традиции русского застолья

Уровень грамотности в Российской империи

Чем отличались зимние лапти от летних

Почему в разных регионах России окают и акают