14 мая празднование иконы Пресвятой Богородицы ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ ИЛИ «МИРОНОСИЦКАЯ»

Царевококшайская чудотворная икона Божией Матери имеет второе название - Мироносицкая, так как образ святых жен-мироносиц на камне был вставлен в доску, на которой написана икона.

Явлена эта икона была 1 мая 1647 года у местечка Дальние Кузнецы в 15 верстах от города Царевококшайска, теперь это город Йошкар-Ола, Россия. Крестьянин, работавший в поле, увидел яркий свет, исходивший от небольшого камня. Когда он подошел поближе, рассмотрел, что это резной каменный образок, на котором был изображен Гроб Господень, три женские фигуры и Ангел, указывающий рукой на Гроб, за ним святые апостолы Петр и Иоанн Богослов. По скругленному верхнему краю была надпись: «ѠБРАЗЪ СВ. ЖЄНЪ МѴРОНОСИЦЪ», а в верхней части изображение Спаса Нерукотворного.

azbyka.ru
azbyka.ru

Вскоре эта явленная икона прославилась чудесами, и к ней стали стекаться люди из всех окрестных деревень, чтобы получить исцеление. Спустя недолгое время икону перенесли в соборный храм Воскресения Христова города Царевококшайска, а потом в Москву, где она явила множество чудотворений. По приказу государя Алексея Михайловича с иконы сделали список, а сам чудотворный образ вернули в Царевококшайск.

В цар­ской гра­мо­те го­су­дарь Алек­сей Ми­хай­ло­вич по­веле­вал во­е­во­де М. Н. Спи­ри­до­но­ву встре­чать об­раз «за гра­дом, в ко­ем ме­сте при­гожь... чест­но свя­щен­ни­ком и диа­ко­ном со об­ра­зы, и со све­ща­ми, и с ка­ди­лы, и со зво­ном, да и сам бы еси со все­ми го­род­ски­ми людь­ми Тот Чу­до­твор­ный Об­раз по­то­мужь встре­тил, а встре­тя по­ста­вил бы еси тот об­раз святых жен Ми­ро­но­сиц в но­вой церк­ви, ко­то­рую цер­ковь по на­ше­му ука­зу ве­ле­но по­ста­вить на том ме­сте, где явил­ся об­раз святых жен Ми­ро­но­сиц. А бу­де та цер­ковь по се вре­мя не со­ору­же­на и не освя­ще­на и тыб тот Чу­до­твор­ный Об­раз по­ста­вил в Ца­ре­во­кок­шай­ском го­ро­де в Со­бор­ной церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, а Про­то­по­па от­пу­стил бы еси к Москве, а как но­вую цер­ковь св. жен Ми­ро­но­сиц со­ору­жат и освя­тят и ты б тот Чу­до­твор­ный Об­раз по­ста­вил в той но­вой церк­ви, да о том к Нам от­пи­сал...».

В сен­тяб­ре 1649 го­да бы­ло на­ча­то стро­и­тель­ство Ми­ро­но­сиц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, а в 1652 го­ду в оби­те­ли бы­ла воз­ве­де­на де­ре­вян­ная цер­ковь во имя свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, пе­ре­стро­ен­ная в на­ча­ле XVIII ве­ка в ка­мен­ную. В ней и пре­бы­вал необык­но­вен­но укра­шен­ный чу­до­твор­ный об­раз. Со­хра­ни­лось его опи­са­ние: «Хра­мо­вой яв­лен­ный об­раз Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы и св. жен Ми­ро­но­сиц на ка­ме­ни ас­пи­де об­ло­жен се­реб­ром ска­ным, сни­зу гла­дью и по­зла­щен, в вер­ху – Об­раз Неру­ко­тво­рен­ный Спас, во­круг об­ни­зан жем­чу­гом круп­ным в три ря­да. Во­круг яв­лен­но­го об­ра­за об­ни­за­но круп­ным жем­чу­гом в один ряд, и семь ка­меш­ков про­стых зе­ле­ных вло­же­ны в дос­ку ки­па­рис­ную, из ко­ей пи­са­ны два­на­де­ся­тые празд­ни­ки крас­ка­ми в окла­де се­реб­ря­ном че­кан­ном и по­зла­щен­ном, в ри­зе среб­ря­ной по­зла­щен­ной рез­ной, в се­ре­дине и вкруг об­ни­за­но жем­чу­гом круп­ным, сред­ним и мел­ким.... И та дос­ка вло­же­на во дос­ку-же про­стую ар­шин­ную, рос­пи­сан­ную на крас­ках, – ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сверх же оной дос­ки – ри­за, ко­ва­ная се­реб­ром и по­зла­щен­ная; на ней – убрус по го­ли трав­ча­той, шит бе­лью. Вкруг с трех сто­рон ни­зан круп­ным и мел­ким жем­чу­гом и звез­да­ми, и узор с раз­ны­ми ка­меш­ка­ми и зер­на­ми ки­тай­ски­ми...». Из опи­си вто­рой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка сле­ду­ет, что к чу­до­твор­ной иконе бы­ли под­ве­ше­ны не со­хра­нив­ши­е­ся до на­ше­го вре­ме­ни три пе­ле­ны с изо­бра­же­ни­ем свя­тых жен-ми­ро­но­сиц. Чу­до­твор­ная ико­на вре­мя от вре­ме­ни по­нов­ля­лась как в са­мом мо­на­сты­ре, так и за его пре­де­ла­ми. В оби­те­ли хра­нил­ся так­же спи­сок с об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и свя­тых жен-ми­ро­но­сиц.

Пер­во­на­чаль­но Ца­ре­во­кок­шай­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах име­но­ва­лась как «Ми­ро­но­сиц­кая», или «свя­тых жен-ми­ро­но­сиц». Но на­чи­ная с XVIII ве­ка по­яв­ля­ет­ся но­вое на­име­но­ва­ние об­ра­за – «Бо­го­ма­терь Ца­ре­во­кок­шай­ская». При­чи­ной это­му ста­ло, ве­ро­ят­но, то, что об­раз жен-ми­ро­но­сиц на камне был встав­лен «в дос­ку ки­па­рис­ную, из ко­ей пи­са­ны два­на­де­ся­тые празд­ни­ки крас­ка­ми... И та дос­ка вло­же­на во дос­ку-же про­стую ар­шин­ную, рос­пи­сан­ную на крас­ках – ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри» (как сле­ду­ет из опи­си пер­вой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка). Бо­лее позд­ние ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что об­раз на камне был встав­лен во Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Из­вест­но так­же о крест­ных хо­дах с Ца­ре­во­кок­шай­ским об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, ко­то­рые из­дав­на устра­и­ва­лись по мно­гим го­ро­дам По­вол­жья.

Главная святыня Марийского края была утрачена в 1930-е годы и местонахождение ее до сих пор неизвестно.

Сейчас в Мироносицкой женской обители Йошкар-Олы хранится список с чудотворной Владимирской иконы, сделанный еще в XVII столетии, в него вставили вырезанную на камне Мироносицкую икону. Этот образ стал главной святыней монастыря.

Благодарю всех подписавшихся на канал🙏

Если не трудно, оставьте любой комментарий или 👍

Тем, кто дочитал ❤️❤️❤️

azbyka.ru

православие#икона #пресвятая богородица