Быть отцом по-японски

Он рассказывает о том, как путешествовал с сыном в Танзанию, а с дочкой – поближе – в Тасканию, показывает фото, а потом говорит: «А это моя жена!» Аудитория смеется – на экране Дженифер Лопес. «Извините, я вас обманул, — признается Тосимаса Оота. – Моя жена красивее этой женщины!» Он один из тех немногих японских мужчин, которые в Стране Восходящего Солнца проводят много времени с семьей. В Россию он приехал на ярмарку интеллектуальной литературы Non/fiction со своей книгой «Самый лучший папа! Как оставаться в сердце ребенка, когда работаешь с утра до вечера». «Батя» побывал на лекции японского журналиста и писателя Тосимаса Оота и узнал, какие они – японские папы.

Тосимаса  Оота – японский журналист и писатель, автор более 50 книг и  многочисленных статей. Основная его тема – семья, воспитание,  образование. Отец двоих детей. Фото: toshimasaota.jp. 
Тосимаса Оота – японский журналист и писатель, автор более 50 книг и многочисленных статей. Основная его тема – семья, воспитание, образование. Отец двоих детей. Фото: toshimasaota.jp. 

1 %

Я работал в обычной компании. В течение 8 лет я занимался редактированием журнала о путешествиях по миру, и мне очень нравилась моя работа. Но я ушел. Потому что у меня родился сын. Сейчас он уже большой, выше меня. Ему 16. Когда он родился, я работал 380 часов в месяц и видел только, как мой он спит. Я понял, что очень много теряю.

Я мог быть со своим ребенком только в выходные. Я подумал: в 6 лет он постепенно начнет от меня отдаляться. Сколько времени я проведу с ним в совокупности до того, как ему исполнится 6? В году 50 недель, значит, 50 дней в год. Принято считать, что человеческая жизнь длится где-то 30000 дней. Таким образом, получается, что время, которое я могу провести в близости с ребенком, это всего лишь 1 % моей жизни!

Я подумал, что мне не нравится такая ситуация. Мне было 30 лет, и я принял решение уйти с работы.

Я стал журналистом, написал много книг, а также получил квалификацию психолога-консультанта.

Четыре проблемы японских пап

Это было как раз в то время, когда в Японии стало все больше возникать вопросов о том, как отцам нужно воспитывать детей. Сложилась такая ситуация, что японским мужчинам надо было заниматься тем, к чему они не привыкли, чем не занимались раньше, и это заставляло их переживать. И тогда  я открыл в режиме онлайн консультационный центр, который помогал им в решении проблем, связанных с детьми. Происходящее сейчас можно назвать переходным периодом, и он свидетельствует о том, что японские отцы начинают прилагать усилия.

Основные проблемы, которые были у этих пап, можно разделить на три категории. Думаю, российские папы тоже знают об этих проблемах.

Первая проблема состоит в том, что они не могут справиться с критикой, которая поступает от их жен.

Вторая связана с тем, что у них не совпадают с супругой мнения по поводу воспитания, и возникают ссоры из-за этого.

Третья – отцы стараются изо всех сил выполнять домашние дела, все делать, но их вклад не признается.

Последнее время появилась еще одна проблема. Папа хочет изо всех сил принимать участие в воспитании ребенка, а мама говорит: «да не надо», – и отталкивает его.

У этих четырех проблем есть общее: все они связаны с взаимоотношениями между супругами. Почему? Если есть какие-то проблемы, связанные с ребенком, то об этом можно посоветоваться друг с другом. Но если существуют проблемы во взаимоотношениях с супругами, к кому обратиться, что делать? Мы обращаемся к Богу. И ищем консультанта.

Икумен

В 2010 году одним из самых популярных новых слов, рейтинг которых подводится каждый год в Японии, стало слово «икумен» [イクメン]. «Ику» — от слова «икудзи», воспитании детей, «мен» — от английского «мужчина». То есть, «мужчина, воспитывающий детей».

Чем же это понятие отличается от понятия «отец»?

Если мы вернемся немного назад, в 1950-е годы, то после окончания Второй мировой войны в Японии было другое слово, наилучшим образом описывавшее тогдашних отцов: «мужчина-гром», строгий, сильный человек, абсолют в своей семье. Но можно сказать, что такой отец только важничал, за детьми не следил, не готовил, не стирал, не убирал.

В 1960-е годы Япония вступила в период эффективного экономического роста. Это было общество, в котором чем больше работаешь, тем больше твой карьерный рост и тем больше денег получаешь. И в это время отцов стали называть «воинами компаний». Хотя война закончилась, японские отцы продолжали свои битвы на полях коммерческих компаний. Они постоянно работали, а роль японских женщин сводилась к тому, что они обеспечивали все, что было связано с домом. Они идеально стирали, идеально убирались, могли приготовить любое блюдо любой кухни – и японской, и китайской, и итальянской – и все было вкусно. Они были домохозяйками-профи. И вот воины компаний и домохозяйки-профи объединялись и составляли единое целое.

Но постепенно эти воины перестали побеждать, экономика вступила в период застоя. Женщины тоже начали работать. И возник вопрос о том, чтобы мужчины также приняли участие в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Тогда и возникло понятие «икумен».

Ренессанс японских отцов

На самом деле, некоторое время назад ситуация была другой. Отцы перестали заниматься воспитанием детей в эпоху Мэйдзи, примерно в середине-конце XIX века. Япония находилась на стадии епропеизации. В то время европейские отцы были строгими, и Япония импортировала это.

Но остались свидетельства о том, что в предшествующий эпохе Мэйджи период, в XVII-XVIII веках, японский отцы много внимания уделяли детям. Если почитать литературу того времени, то там часто описывается, как отцы выходили с детьми на улицу, водили их в баню…

Европейцы, которые приезжали в Японию в конце эпохи Эдо, в середине XIX века, описывали страну так: Обычные японские отцы очень любят своих детей, и эту любовь можно увидеть в любых семьях вне зависимости от происхождения и статуса. Отцы очень хорошо заботятся о детях и одновременно с этим дают им свободу. Дети босые бегают по дорогам и как бы они ни шалили и ни баловались, мы никогда не видели, чтобы их ругали. Нигде мы не видели таких радостных и веселых детей, которых так сильно любят.

Миссионер Луис Фройс, побывавший в Японии еще раньше, писал: «Мы воспитываем своих детей с помощью кнута, а в Японии очень редко практически никогда, японцы воспитывают своих детей словом».

Таким образом, мы можем сделать вывод что изначально японские мужчины находили удовольствие в воспитании, им это нравилось, они и были этими икуменами. Я считаю, что нынешняя эпоха – это ренессанс японских отцов.

Рисунок с плаката движения икуменов, существующего сегодня в Японии
Рисунок с плаката движения икуменов, существующего сегодня в Японии

Идеальный муж

Слово «икумен» обладает очень широким смыслом. И у женщин сложилось свое понимание, кто это. В частности, мужчина, который:

— энергично работает, много зарабатывает, но при этом рано возвращается с работы;

— занимается и домашних хозяйством, и воспитанием и делает это с удовольствием;

— сам не жалуется, но выслушивает жалобы жены все время, полка она жалуется;

— много времени проводит с ребенком, но при этом не забывает выражать свою любовь по отношению к супруге;

— иногда строго ругает ребенка, но никогда не критикует его маму;

— хорошо выглядит, хорошо одет, но при этом не бросает никаких взглядов в сторону других женщин.

Если бы существовал такой идеальный мужчина, то у него не было бы проблем с тем, чтоб жениться.

Но если серьезно, то в обществе сохранились представления о мужских и женских преимуществах – мужчина хорошо работает, женщина хорошо ведет хозяйство. Несмотря на то, что семей, в которых работаю оба супруга, сейчас больше, ситуация с воспитанием детей и домашним хозяйством не изменилась. Эта роль по-прежнему принадлежит женщине.

Японские мужчины уделяют хозяйству около часа в день, тогда как среднестатистический мировой показатель – 138 минут. Япония выигрывают по этому показателю только у Индии и Южной Кореи, где мужчины еще меньше заняты домом. Но нужно сказать, что японские мужчины работают по времени больше, чем в совокупности мужчины мира тратят времени и на работу, и на домашние дела. Но у японских мужчин, как и у всех остальных, в сутках всего 24 часа. Увеличить время на домашнюю работу они не могут.

Если посмотреть исследования, которые выявляют качества, наиболее важные для супругов друг в друге, выясняется, что на первом месте – характер, а на втором месте у женщин по отношению к мужчинам два требования – экономическая составляющая и способность вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. В то время как мужчины не требуют от женщины экономических вложений в первую очередь. Женщины вообще требуют больше от мужчин, чем те от них. То есть тяжелый груз лежит на плечах японских мужчин. Но и японским женщинам тоже несладко. Только у них разные положение и позиции.

Социальный статус выше, уровень счастья ниже

Ежегодно Всемирный Экономический Форум подсчитывает так называемый индекс гендерного разрыва. Чем меньше разрыв между мужчиной и женщиной, тем лучше. Первые места занимают скандинавские страны – Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция. Там очень небольшой гендерный разрыв. Россия в 2015 году была на 71 месте – значительно лучше, чем Япония. Тогда Япония занимала 101-ое место, а в 2017 скатилась на 114. Внизу рейтинга обычно находятся исламские страны.

Индекс гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума, 2017 г.
Индекс гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума, 2017 г.

То есть это означает, что в японском обществе мужчина занимает преимущественное положение.

Но при этом в рейтинге стран, где разрыв между ощущением счастья у мужчин и женщин большой, Япония занимает первое место. То есть доля женщин, которые себя считают счастливыми, значительно превышает долю счастливых мужчин.

Но это какая-то очень странная ситуация. С точки зрения социального положения мужчина находится выше, но он не чувствует себя счастливым! И я думаю, это очень хорошо показывает особенности японского общества…

Кривая в форме буквы М

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, это доля занятости женщин, так называемая кривая в форме М.

В 1970-е годы японские женщины после того, как выходили замуж и рожали детей, не возвращались на работу, пока ребенок не вырастал. Но последнее время общество стало меняться таким образом, что матери могут не бросать работу, а продолжать.

Доля женщин, занятых или ищущих работу, в общей численности женского населения по возрастным группам.
Доля женщин, занятых или ищущих работу, в общей численности женского населения по возрастным группам.

Раньше домохозяйки-профи не получали за это денег, но поддерживали общество тем, что вели хозяйство. И то, что прогиб на графике теперь не наблюдается, обозначает, что кто-то теперь должен выполнять эту работу за них. По началу работающие матери пытались успевать все, но это было слишком сложно.

И тогда в быт стали включаться икумены. Но от них требовалось слишком много – и они быстро спустились на землю…

Тогда появилось следующее слово – «икубосс», то есть начальник, который входит в положение сотрудников с детьми, понимающий начальник. Потому что, если твой начальник не такой, ты не сможешь рано вернуться домой и заняться домашними делами. Икубоссы считают, что отцов нельзя задерживать на работе, но при этом они не должны терять в деньгах. И это тоже сложно…

В связи со всем этим японское правительство в 2017 году предложило трудовую реформу, цель которой была в создании общества, где и мужчины и женщины смогут поровну работать и заниматься домом. Результат был неутешительным. Новое законодательство можно сравнить с ограничением скорости до 150 км на автобане без ограничения скорости.

Экономические круги были против, а представления о гендерных ролях слишком сильны в обществе. И хотя сейчас создан механизм и есть различные системы поддержки отцов, все это не действует.

Создать механизмы можно за достаточно короткий период времени, а вот чтобы изменить сознание людей, требуются десятки лет. И те представления, которые зародились в эпоху высокого экономического развития, сейчас стали проблемой, бутылочным горлышком.

Сейчас в Японии идет поиск новых решений и новых стратегий, которые смогут восполнить возникающий прогиб, в парламенте обсуждается закон, который, по американскому типу, позволит брать на работу сотрудников из-за рубежа. Лично мне кажется более предпочтительным шведский путь, когда государство берет на себя вопросы, связанные с заботой о детях.

Но мне хотелось бы подчеркнуть, что японские мужчины в условиях резкого экономического роста забыли о том, как воспитывать детей. Полное разделение гендерных функций привело не неравному обществу. И для того, чтобы вернуть равноправие, а мужчин к семье и детям, нужно не меньше 20-30 лет.

Статистические данные говорят о том, что в России ситуация лучше. Также я слышал, что в России сейчас увеличивается количество мужчин, с головой погруженных в работу. И так как это может быть путь, по которому прошла Япония, я хотел бы пожелать вам не потерять главное. Если вы слишком увлечены прибылью, которая у вас перед глазами, вы обкрадываете своих детей и внуков. И я не хотел бы, чтобы ваши дети и внуки столкнулись с теми проблемами, которые сейчас есть в Японии.

Что делать занятому папе?

Я не рекомендую свой пример для подражания и, конечно, не думаю, что всем папам надо уходить с работы.

Я считаю, что основа – это отношения между супругами. Потому что если существует взаимопонимание между супругами, это дает возможность преодолеть различные проблемы. Но если взаимного доверия нет, то справиться сложно.

Не знаю поэтому или по другим причинам, но сейчас в Японии возрастает количество разводов. И особенно обидно, что количество этих случаев велико после рождения ребенка. Конечно, хорошо бы, чтобы были какие-то системы, механизмы, которые могут изменить ситуацию, но одними механизмами нельзя ограничиваться. И в своих книгах я как раз говорю о том, что даже в сложных условиях супруги могут поддерживать друг друга и что нужно делать для этого.

Кроме того, я считаю, что в условиях японского общества отцы делают все возможное. Они мало времени уделяют детям в будние дни, но то время, которое они посвящают детям в выходные, больше, чем в других странах. Правда, они скорее пойдут в парк поиграть с ребенком, чем будут готовить ему еду. Они могут вместе заниматься спортом, собирать насекомых. Наверное, с этого все начинается…

Более того, в последнее время японские отцы стали меняться. Раньше было так: папа крутой, ребенок должен слушать, что говорит папа. Сейчас отец разговаривает с ребенком на одном уровне. Потому что существуют данные, что у японских детей очень низкая самооценка. И японские педагоги считают, что ситуацию надо исправлять. Раньше существовало такое выражение: «как ты смеешь перечить отцу?» Но теперь сознание отцов меняется, и они готовы прислушаться к мнению ребенка. Теперь они знают: это необходимо, чтобы дети признавали себя, одобряли себя, проявляли себя в жизни.

Но при этом есть одна проблема (улыбается). Очень многие японские отцы не могут поменять памперс. Запахло – и сразу ребеночка маме.

!Только для мам!
Я также написал книгу, как привлечь пап к процессу воспитания. Но она не переведена на русский язык. Есть один секрет, и я вам его раскрою. Важно не забывать благодарить. Потому что вот мужчина начинает участвовать, и для вас это что-то само собой разумеющееся — так и надо, делает и хорошо. Если он как-то неправильно сложил белье, еще что-то – закройте на это глаза. Потому что муж, папа – это почетный старший сын.

Лекция состоялась 29 ноября 2018 года в Москве, в Библиотеке иностранной литературы при поддержке Посольства Японии в рамках мероприятий Года Японии в России.

Текст подготовила Александра Оболонкова, журнал для настоящих пап Батя