Почему Калашников отказался от идеи соединения магазинов автомата АК между собой

20 December 2018

Наверное, трудно найти в мире более известное и популярное оружие, чем автомат Калашникова. Выпускается он не только в России, но и в других странах мира. Сколько образцов этого оружия выпущено за все годы, точно неизвестно, но счёт идёт на миллионы.

Действительно, простое, надежное оружие, разработанное более 70 лет назад, до сих пор остается востребованным. На фотографиях или в видеорепортажах из зон вооруженного конфликта вы обязательно увидите этот автомат и, наверняка, ими будут вооружены обе стороны конфликта.

Часто на этих фотографиях мы видим, что у бойцов, вооруженных автоматами Калашникова, два магазина смотаны между собой изолентой.

Объясняется это просто. Во время боя магазин автомата, емкостью в тридцать патронов, можно расстрелять за несколько секунд. Ёмкость магазина всегда было одной из определяющих характеристик оружия. Патронов много не бывает. А скрученные между собой магазины позволяли быстро перезарядить автомат.

Не самый лучший вариант "спарки". В какой подсумок можно затолкать эти магазины?
Не самый лучший вариант "спарки". В какой подсумок можно затолкать эти магазины?

Впервые смотанные между собой магазины можно было заметить в репортажах из Афганистана. Магазины, в просторечии именуемый рожками, обычно сматываются между собой " валетом", то есть, с каждой стороны подобной конструкции находится окно подачи патронов одного магазина и дно другого магазина.

Иногда магазины между собой крепят иным способом. Между ними закладывает какой-либо разделитель (это может быть дощечка или какой-то другой подходящий материал), и магазины сматываются между собой. Подающие механизмы у подобной конструкции располагаются с одной стороны.

Как скреплять между собой магазины, зависело от самого стрелка и его предпочтений. И тот и другой способ имел как плюсы, так и минусы.

Менять магазины с разделителем гораздо проще и быстрее, чем магазины, скрепленные между собой " валетом", ведь их не надо переворачивать во время перезарядки. Однако у этой конструкции имеется существенный недостаток - большая толщина. Поэтому размещать и переносить в магазины, скрепленные между собой таким способом, было проблематично. Слишком много места они занимают.

Магазины, скрепленные между собой "валетом" не имели подобных недостатков, но существовало высокая вероятность того, что в подающее окно, находящиеся во время стрельбы внизу, попадёт грязь, что может привести к перекосу патрона и заклиниванию оружия. Подобный недостаток является серьезной проблемой подобного способа крепления магазинов между собой.

Лет 30-35 назад по телевидению показывали встречу Михаила Тимофеевича Калашникова с военнослужащими. Он рассказывал об истории создания своего автомата, а потом солдаты начали задавать конструктору различные вопросы. Кто-то из военнослужащих спросил: "Почему на автомате нет замков, либо какого иного другого приспособления для того, чтобы два магазина можно было бы соединить между собой?"

И Михаил Тимофеевич ответил, что к ним обращались с подобной просьбой, и они работали над этим вопросом. В КБ разрабатывали различные способы крепление магазинов между собой. Но в ходе испытаний пришли к выводу, что это нерационально и в этом нет необходимости. И главной причиной было то, что существовала большая вероятность попадание в свободный магазин грязи, что могло привести к задержке во время стрельбы.

Многие опытные стрелки согласны с этим. Также они объясняют, что с двумя магазинами нарушается балансировка оружия. При этом они отмечали, что если немного потренироваться в замене магазина, то даже если он находится в разгрузке, на это уходит примерно столько же времени, как и при переворачивании "спарки" магазинов.

Магазины винтовки G36 с  креплениями
Магазины винтовки G36 с креплениями

Кстати, штатное крепление для соединения магазинов получила только немецкая винтовка G36. Больше ни одно оружие не оснащается подобными устройствами.

Конечно, в продаже можно найти различные приспособления для спаривания магазинов, но это, в основном, частная инициатива различных фирм.