Проект "противокитайского" самолета-штурмовика специального назначения М-25 "Адский косильщик" ОКБ Мясищева

Несколько лет по просторам интернета кочует информация о том, что в конце шестидесятых годов в Советском Союзе шла разработка специального " противокитайского" самолета-штурмовика М-25, называемого самими проектировщиками " Адским косильщиком".

Сообщалось, что созданием этого самолёта занялись после известных событий на острове Даманском в 1969 году, и применять его планировалось именно на советско-китайской границе. Проектированием этой машины занимались на ЭМЗ (Экспериментальный машиностроительный завод) под руководством Мясищева.

Особенностью этого самолёта было-то, что главным его оружием должна была стать ударная звуковая волна, возникающая от пролета машины на сверхнизкой высоте со сверхзвуковой скоростью.

Название самолёта " Адский косильщик" многим читателям, обсуждающим эту тему, напоминало советский анекдот семидесятых годов, в котором рассказывалось о заявлении Советского Союза, связанного с нападением китайского подразделения на советский трактор, занимающегося сельхозработами недалеко от границы.

В заявлении было сказано, что китайский батальон был уничтожен экипажем «мирного» трактора, но Министерство Обороны предупредило, что в случае повторения провокации к трактору будет прицеплена сеялка.

Примерно так многие восприняли информацию и об "Адском косильщике". Уж очень невероятной казалась идея разработки самолёта, главным оружием которого была ударная звуковая волна, и работать он должен был на высоте 30-50 метров над землей. Многие посчитали эту информацию обычный "уткой".

В 2017 году в одном из номеров российского журнала "Крылья Родины" была опубликована статья за подписью Смирнова Станислава Гаврииловича, являющегося ведущим конструктором по особо сложным объектам ЭМЗ им. Мясищева, в которой рассказал о работах над проектом ССН( самолет специального назначения с ударной волной) .

Идея заняться научно-исследовательскими работами по этому проекту возникла в июне 1969 года и была предложена академиком Владимиром Васильевичем Струминским.

В конце шестидесятых годов в различных зарубежных изданиях также появлялись публикации о том, что на Западе ведется разработка самолета, способного с помощью ударной звуковой волны должен был наносить урон живой силе врага.

В середине июля 1969 года был подписан, а в конце июля согласован план о проведении работ над проектом ССН.

Кто-то из разработчиков назвал проектируемый самолёт "Адским косильщиком", по аналогии с «прозвищем» пулемета конструктора Максима, который тот получил после сражения в Судане, когда десятитысячная армия англичан нанесла поражение стотысячной армии махдистов. Англичане уничтожили из этих пулеметов около двадцати тысяч человек, при собственных потерях в сто пятьдесят человек.

Стоит отметить, что к началу работы над этим проектом, годом ранее, были проведены летные исследования, целью которых было определение возможностей звукового удара, создаваемого самолетом МиГ-21С.

В 1969 году были проведены научно-технические работы по оценке интенсивности ударных волн и по оценке аэродинамических и летно-технических характеристиках самолета специального назначения.

Задача оказалась сложной, ведь возникновение звуковой ударной волны не проходит бесследно и для самого самолета. Необходимо было разработать оптимальную аэродинамическую форму объекта, его размер и массу, а также мощность двигателей.

Проведенные работы показали, что главным оружием ССН должен был стать волнообразователь, имеющий форму геометрического клина с уступом, который во время обычного полёта необходимо было убирать в фюзеляж самолёта и выдвигать только во время выполнения боевой задачи, а сама машина должна была иметь сверхмощный движитель.

В ходе работы над проектом была создано несколько вариантов, имеющих различную аэродинамическую компоновку, а взлетный вес колебался от 20 до 165 тонн. Все разрабатываемые машины имели отделяемую спасательную кабину и оснащались полным комплексом бортовых систем.

Больше года работе над проектом мешали партийные разборки. В партком организации поступило заявление от одного из участников работы над проектом, считавшего, что расчёты по проекту были проведены неверно.

Дальнейшие работы, проведённые лабораторией Юдинцева, показали, что при пролете строем нескольких самолетов специального назначения, мощность ударной волны можно было увеличить в два раза. В этом случае происходило бы поражение легкобронированной техники, а с танков бы попросту срывало башни.

ОКБ Мясищева вело работы над созданием самолета специального назначения с 1969 по 1972 год. По различным причинам, одна из которых - сложные технические решения даже для современного уровня, привели к закрытию проекта.

Не было изготовлено ни одного экземпляра этой машины и все ее фотографии являются фотомонтажом.

Современные расчёты показывают, что некоторые проблемы легко можно было решить в настоящее время, но некоторые расчеты являются ошибочными.

Дорогой, финансово затратный проект, оказался нежизнеспособным, но многие разработки этого проекта до сих пор закрыты грифом секретности.