Словенск Великий –один из древнейших городов мира, первая столица славян и русов. Сведения об этом городе сохранились более чем в ста русских летописных списков XV–XVIII вв. В трудах арабских путешественников и географов IX–X вв. он известен как город Слава-Салау. В Мазуринском летописце время основания Словенска отнесено к 2395 году до н.э. [1]Более ста лет археологи исследуют Новгородскую и Староладожскую землю. Уникальные исторические артефакты доказывают, что наши предки жили на землях у истока Волхова со времени палеолита. «Такие поселения, как Коломцы, Ракомо, Перынь, Прость, Рюриково Городище – это древнейшие селения наших предков. Судя по обнаруженному здесь археологическому материалу время основания этих поселений относится к VI–V в. до н.э». [2]
Позднеантичные и раннесредневековые авторы упоминали живших у Рифейских гор агафирсов, аорсов, кареотов, аланов, борусков, ставаней, нервий/нарций (невры у Геродота)– строителей Вавилонской башни, частью вошедших позднее в состав придонских гуннов. Георг Классен отмечал древнее происхождение русского народа и его высокую культуру по сравнению с окружающими народами. В начале нашей эры славяне были известны всему древнему миру своей силой, умом и многими талантами. Ссылаясь на труды Тацита, Классен писал: «Тацит в 60 году по Р.Х. говорит, что германцы не знают ещё городов; славяне же строят прочные деревянные дома и укреплённые города для обороны от неприятелей. Иордан ещё в VI веке пишет о Новгороде, …что в 350-м году Новгород был покорён готами» [3].
Свидетельство готского историка и епископа Иордана [4]о взятии так называемого «Новгорода» ничего общего с Новгородом Великим не имеет. Всем известно, что город был основан Рюриком только в 862 году н.э.! Запись Иордана необычайно важна, так как является прямым свидетельством мировой извесности города Словенска. Почему в описании Иордана он упоминается как «Новгород», пока трудно объяснить. В некоторых европейских исторических источниках таких, как Мекленбурские генеалогии, вместе с упоминанием древней столицы русов Словенска, приводится генеалогия князей русов. В частности там сказано о Годлаве (Годолюбе), отце Рюрика и его братьях. По русским средневековым спискам, Годолюб – Гостомысл. Реальным царем, признаваемым франками, в державе со столицей в Велиграде был Драговит (Трагвит), который в других источниках, возможно, упоминается под именем Бравлин (Буревой), отец Гостомысла.В Анналах франков записано, что Драговит заключил около 738 года союз с Карлом Мартеллом, а около 789 года передал в правление всю Вильцию согласно договору Карлу Великому.
В античной истории и литературе встречается немало свидетельст о древнем происхождении славян, упоминаемых под разными этнонимами. Геродот почти двадцать пять веков назад пересказал легенду о происхождении сколотов (скифов), которые вели свою родословную от Зевса и Змеедеве, дочери Борисфена (с греч.Днепра). Геродот приводит «Слово о войне парей и народа киммерийского», «Слово о войне Скифии с Дарием Великим» и другие произведения северян. К сожалению, эти тексты существуют как бы в «обратных переводах». Образованные северяне успешно пользовались греческим и латинским языками. Приазовье и Северное Причерноморье подарили археологам тысячи свидетельств античной письменности, которые обобщены в «Корпусе боспорских надписей» и других подобных публикациях.
В античной письменности множество свидетельств о предках словен и русов. Диодор Сицилийский почти двадцать один век назад на основе местных скифских преданий написал новые варианты легенды о происхождении скифов, где упоминаются скифские Пал и Нап. Их потомки «подчинили себе обширную страну» от Дона до Фракии (Болгарии) и от Кавказа «распространили свое владычество до египетской реки Нила» [5].Сохранились и другие тексты, например, о хождениях апостола Андрея по землям будущей Руси. «В начале средних веков появились легенды о приазовском царе Кубрате и его сыновьях, включая Бояна. Они известны по византийским и другим источникам с VI–VIII вв. н. э.» [6]. Фрагменты этих сказаний встречаются при упоминании первого послепотопного времени, событий 862, 898, 907 годов и некоторых других. Русские тексты легенды о Словене и Русе сохранились в основном от XVI века и обычно изображают скифских князей Словена и Руса братьями. К сожалению, до сих пор отсутствуют переводы этой легенды на современный русский язык, её не включают в хрестоматии и школьные курсы русской литературы, истории и т.п.
В Никаноровской летописи (XV в.) наиболее полно представлена начальная русская история и сказание о Словене и Русе: «В лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н. э.), во второе лето после потопа, Ной праведный – праотец наш, второй родоначальник (после Бога или Адама), разделил всю вселенную трем сыновьям своим: Симу, Хаму и Афету. Но отказал в благославлении Хаму, который потешался над наготой спящего отца... Благословил Сима и его сына Арфаксада на заселение Ханаана (русских в Средние века семиты именовали “ханаанцами”). Афету же по благославлению Ноя отошли западные и северные страны даже до полуночи. Годы спустя правнуки Афета – Скиф (Аскеназ, сын Гомера, внук Афета) и Зардан – отлучились от братии своей и рода своего в западных странах (отражена обратная волна миграций индоевропейцев). Коснулись полуденных (южных) стран. И поселились у Ексенопонта (Черного моря). Жили там много лет, и от них народились сыновья и внуки. Умножились зело и прозвались по имени прадеда своего Скифа. Ведь от Скифа, правнука Афетова, и прозвалась Скифия Великая. И возникли между ними распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен выродком был каган Сыроядец (андрофаг-людоед у Геродота). Скифские князья Словен и Рус мудростью и храбростью в здешних родах всех превосходили. Начали премудро размышлять с подданными своими. И рекли сие: “Или только и есть вся вселенная, что под нами ныне? Неужели нет во жребии праотца нашего Афета еще части земли благой и ко вселению человеческому угодной? Слышали от отцов своих, как благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета землей всего западного и северного и полунощного ветров. И ныне ужо, братья и друзья, послушайте совета нашего. Оставим далече от нас вражду и несогласие, что творятся в нас из-за тесноты. Подвигнемся и уйдем от земли сей. Пойдем по вселенной света сущего, во жребий прадедов наших (намек на возможность первоначального заселениях их пращурами и северных земель). Куда нас приведет счастье и благословление праотца нашего Афета, он и подаст нам землю доброплодородную для обитания нам и потомкам нашим”. Люба была речь эта Словена и Руса всем их людям. И все, как один, решили: “Благой совет князей наших, добра их речь и угодны премудрые указания”. И в лето от сотворения света 3099 (2409 г. до н. э.) Словен и Рус с родами своими отлучились от Ексинопонта и ушли от родов и братьев своих. Обходили страны вселенной, как острокрылые орлы перелетали пустыни многие. Искали себе благоприятные земли для селения. Во многих местах засыпали с мечтой о счастливом крае, но нигде не обрели покой сердцу своему. Четырнадцать лет обходили незаселенные страны. Наконец (в 2395 г.), вышли к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером – во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с родом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом. Поставили град и назвали по имени князя – Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий.И от того времени новопришельцы, скифы, начали именоваться славянами. И зовутся ныне славянами, хотя прежде были скифы (сколоты). Некую реку, впадавшую в Илмер, прозвали Шелонь – во имя жены Словена. Реку вытекавшую – Волхов, во имя старшего сына. Младший сын, Волховец, дал имя рукаву Волхова. А три века ранее одна из дальних рек в честь Мосоха была названа Москвой. Мосох затем переименовывал и Скифию в Московию...Волхов был бесоугодником и лютым чародеем. Бесовскими ухищрениями принимал образ лютого зверя (китовраса), даже крокодила. Залегал в реке и непокорных ему пожирал, а других тащил в воду и топил. При волхвах люди нарицали всяких окаянных сущими 6огами. Чтили Грома или Перуна (культ прослеживается на глубину до мезолита). Окаянный чародеи Волхов, ради ночных мечтаний и собраний бесовских (скифы в V в. до н. э. в том уличали и царя Скила), поставил градок мал с идолом Перуна. Невежи славили Волхва и его идолов как богов. Наше же христианское истинное слово сильнее. Окаянный чародей был разбит и удавлен в реке самими бесами. Заклинаниями бесовскими тело его понесло вверх по Волхову, вынесло на берег у городка Перыня. Невежи с великим плачем погребли окаянного и справили погани великую тризну. Пo поганым обычаям насыпали и высокую могилу. Но через три дня после тризнища земля просела и пожрала зверя. Могила его вместе с ним упала на дно адово. Яма бездонная, ненаполнимая – знак могилы его. Волховец жил во граде отца. Имел своего сына Жилодуха, который утонул в протоке, что и получил его имя. Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти стадиях от Словенска у Соленого Студенца. Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени – Руса, что ныне именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя жены – Порусья. Другую во имя дочери – Полисть. И иные городки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и русии. От сотворения мира до потопа 2242 года, от потопа до разделения языков – 530 лет, от разделения языков до начала Словенска и Русы – 327 лет. Всего 3099 лет (2409 г. до н. э.). Словен и Рус жили между собой в любви и княжили там, да в тамошних краях н завладели многими странами. Пошли от них сыновья н внуки княжить по коленам своим. Обрели себе славы вечной, богатств многих мечом своим и луком. Обладали северными странами по всему морю даже до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и Зеленовидиых вод. И по великим рекам Печере и Выме. И за высокими и непроходимыми горами во стране, нареченной Скирь. И по великой реке Оби и до устья Беловидной реки. Ее вода бела как молоко. Там брали дорогих мехами зверей, особо – соболей. Ходили и на Египетцкие страны воевать, и много храбрости показывали во Ерусалимских и Варварских странах, наводили великий страх. Во времена Александра, царя Македонского, княжили у словен и русов Великосан, Асан и Авесхан. Они храбростью и мудростью многих превзошли. Александр, сын Филиппа Македонского, был самодержец всей вселенной. Но о словенах и русах во всех странах жаловались ему. Премудрый самодержец и всесветлый царь начал размышлять с подданными своими. Сказал: “Что подобает сделать с сыроядцами (людоедами) этими? Ополчиться ли большой ратью и разбить, покорить в вечную работу? Но мешают очень дальние пути, неудобные для походов моря и превысокие горы...” Подумал. И вместо войск послал к князьям словено-русов дары многие, писания всякими похволами украшенные и самого царя золотое письмо, высокодержавною десницею подписанное. Послание Александра Македонского гласило: “Александр – царь царей и над царями бич божий, всего света обладатель и всех под солнцем грозный повелитель, к непокорным яростный мечом, страх всего света, честнейший над честнейшими. В далеком и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердечному народу Словенскому, славнейшему и знатнейшему колену русскому, князьям и владельцам земель от моря Варяжского до моря Хвалынского (Каспия). Дебелым и милым моим храброму Великосану, мудрому Асану и удачливому Авесхану. Вечно поздравляю, сердечно целую ваши лица. Приемлю вас как сердечных друзей. И сию милость дарую вашему владычеству. Если какой народ вселится в пределы вашего княжества от моря Варяжского до моря Хвалынского, да будет вам и потомству рода вашего подлежащим вечной работе. Но в иные же пределы отнюдь да не вступит нога ваша. Сие достохвальное дело подтверждено нашими знаками, подписано царской высокодержавною правицей и скреплено нашим государским золотокованиым гербом-печатью. Дано вашей чести в вечность из великой Александрии, изволением великих богов Марса и Юпитера и богинь Минервы (Афины – Софии) и Венусы, месяца примоса начальнейшего дня. Поверх строк златопернатых письмен приписано царской рукой: Александр – царь царей и над царями бич, сын великих богов Юпитера и Венеры в небе, а на земле Филиппа сильного царя и Алимпиады царицы, нашей высокодержавною правицей утверждаю вечно”» [7].
Легенда о существовании послания Александра Македонского современным ему русским князьям существовала не только в русских хронографах, но была известна античной науке. Примером этого может послужить карта Птолемея, выпущенная в Страсбурге в 1513 году.
На карте TabulaAsiaeIIмежду Азовским и Каспийским морями Птолемей изобразил «Александровы алтари» в виде двух столпов. Один был посвящён Велесу, другой был устроен в честь Александра. Обратите внимание, современная река Волга отмечена Птолемеем как рекаРА (Rha), то есть река СОЛНЦЕ!
На этой карте, изданной Герхардом Меркатором в конце XVI века «AtlassiveCosmographicaeMeditationesdeFabricaMundietFabricatiFigura», также имеется изображение «Александровых алтарей». Этот факт свидетельствует в пользу исторического существования послания, так как от Птолемея до Меркатора, а это около 1500 лет, наблюдается устойчивая традиция передачи известия о подписании взаимного договора между Александром Македонским и древнерусскими князьями.
«Попытки войск Александра Македонского пробиться на север известны в 336, 331 и 329 гг. до н. э. Асандр сын Филоты, был назначен Македонским правителем Лидии, которая с VII в. до н. э. имела многообразные связи со Скифией. О взаимоотношениях царя-бога и народов Скифии существует огромная античная литература, продолжаемая русскими средневековыми романами об Александре, «Александриями» [8].
В Никаноровской летописи отмечено: «От рода славян-язычников появились князья Лалох и Алахерн (приазовский Аларих взял Рим в 410 г.). Начали воевать с владениями земли Греческой. Доходили до самого Царьграда. Много зла и кровопролития сотворили скипетру Греческого царства. Храбрый князь Алахерн под царствующим градом был убит у моря. Место то и ныне зовется Лахерново. На нем монастырь честен воздвигнут во имя Пречистой Богородицы. Множество русских воинов тогда под стенами града пало. Князь Лалох (или Лах), получив много ран, смог с оставшимися воинами возвратиться, имея немало богатств. Но жили и дальше погано, как скоты, не имели закона. О них свидетельствовал своим хождением и Андрей Первозванный. В Синдике (Анапе) тогда княжили два брата. Одному имя – Валадак. Другому – Синдирех. Языческие боги их порицались тогда за то, что дикие пчелы устраивали в деревянных идолах свои борти (ульи). Тогда пришел на землю Славянскую праведный гнев божий. Вымерли люди во всех градах и весях, некому было и погребать мертвых. Последние из оставшихся бежали в дальние страны, на Белые воды, что ныне зовутся Белым озером. На озеро Тальное что именуют Ваги. И по иным странам, получая разные наименования. Даже на Дунай к прежним родам своим в старожитные страны возвратились. Великие Словенск и Руса опустели до конца на многие года. Дикие звери их заселили и плодились в них. Через некое время пришли с Дуная славяне, подняв с собою немало скифов и болгар, и начали вновь города Словенск и Русу населять. И напали на них Угры Белые, повоевали их до конца, а грады сравняли с землей. Словенская земля легла в полное запустение. Прошло много времени. Услышали скифские жители про беглецов словенских и о земле прадедов своих, что лежала пуста и никем не оберегаема. О том очень опечалились. Начали мыслить, как наследовать отчую землю. И пошло от Дуная множество их без числа, с ними скифы, и болгары, и иностранцы. Пришли на землю Словенскую и Русскую, сели у озера Ирмеря. Нарекли Новгород, что поставили вниз по Волхову от места старого Словенска Великого [9]. Избрали старейшим (архонтом) князя от рода своего по имени Гостомысл. Тогда и Русу поставили на старом месте. И другие города многие обновили. И разошлись каждый со своим родом по широтам земли. Одни осели в полях и нареклись полянами, ныне поляками. Другие полочанами – по реке Полоте... Так стала возрождаться и расширяться великая страна. Сын старейшего князя Новгородского Гостомысла именовался Младый Словен. Он ушел от отца в Чюдь и поставил там над рекой святой град Словенск на месте, нарицасмом Ходницы. Княжил там года три и умер. Его сын Избор переименовал град в Изборск. Но был укушен змеем и погиб. Земля Русская сбросила с себя пелену сетовании, стала искать наследников князю, кого можно облечь в порфиру. За многие лета она привыкла к премудрому Гостомыслу. Гостомысл достиг глубокой старости и не мог уже здраво рассуждать. Не владел многочисленными народами и не мог избежать многих мятежных кровопролитий в роде своем. И тогда этот премудрый муж, седой умом и власами, призвал к себе всех властителей Русских, что ему еще подчинялись, и произнес со скорбным лицом: «О, мужи, братья, сыновья, единокровны! Я уже очень стар, крепость моя исчезает, ум отступает, ждет только смерть. А ведь вижу, как земля наша добра и всяким благом изобильна. Но не имеет себе властодержца и государя от рода царского. От этого среди вас мятеж велик и не утешителен, межеусобица зла. Молю ужо вас, послушайте совета моего. По смерти моей идите до моря в Прусскую землю и молите там живущих самодержцев, что от рода кесаря Августа – кровники ему [10]. Да пусть идут к вам княжить и владеть вами. И не стыдно вам будет им покориться и подданными у них быть». И возлюбили все речь старейшины. И когда он умер, тогда всем городом проводили до гроба честного. До места, называемого Волотово, где и погребли его. По смерти Гостомысла послали всей Русской землей послов в Прусскую землю.Они обрели там князя великого, именем Рюрика от рода Августа.И молили его, чтобы шел на Русь княжить. Согласился князь Рюрик. И пошел на Русь с двумя братьями своими Трувором и Синеусом…»[11]
Геродот относил появление скифского царя Арпоксая и его братьев ко II тыс. до н. э. В Священном Писании Ветхого Завета в книге Бытия записана генеологическая линия Сима. Этот патриарх имел трех сыновей: Элама, Ассура и Арфаксада. Арфаксад имел сына Салу, а внуком – Евера. Евер имел двух сыновей – Фалека и Иоктана. У Фалека был сын Рагав – прадед Фарры, отца Аврама. Христианские источники IV–V вв. н. э утверждали, что в III тыс. до н. э. Фалек и Рагав ушли в Скифию, а возникшее учение, «скифство» (скитание), стало одним из первых философских учений на земле.Античности были хорошо известны скифские философы: Замолксис, Токсарис, Анахарсис, Абарис... Они упоминаются Геродотом. Русские летописи на времена Иоктана и Фалека – период около 2650 г. до н. э. – указывают участие «нарцев, еже суть словен»в числе 72 народов в строительстве Вавилонской башни [12]. Оттуда славяне спустя много времени переселились к Дунаю, где затем возникли земли Венгерская и Болгарская. Повесть-легенда о Словене и Русе, их потомках, уточняет, что уже Арфаксад заселял земли Ханаана. Поэтому эти земли не были чужды и потомкам Авраама. По античным источникам, скифы считались древнее египтян [13], достигали господства в Европе и Азии еще до потопа – в 3553 г. до н. э.
Суммируя сведения античных историков и русских летописей, можно сделать вывод –отечественной (скифской) государственности в 2002 году исполнилось 5555 лет!
С учетом археологических, антропологических, лингвистических и других данных появление первых индоевропейцев у Ильменя в III тыс. до н. э., а то и ранее, вполне вероятно. «Летописная легенда хранит память о начальных временах индоевропейства, наследников Иафета (Яфета, Афета). Она может использоваться в сумме источников как свидетельство реальных глубин истории пращуров словено-русов.Мешех, Истер (Дунай), Коман, Рус [14]– имена античные. Руса – так гордо называли себя цари Урарту XXVIII–XXVI веков назад.Словене и болгары известны лишь XV–XIV веков назад. Однако самоназванием скифов являлось “сколоты”, а вместо болгар до нашей эры фигурируют “бастарны” (батарны и т. п.), по Иоакимовской летописи – “сыны Словена”. В списки попал набор средневековых ононимов. По керамике и другим находкам, устойчивые выходы населения от Черного моря на север фиксируются уже с V–IV тыс. до н. э. Словен и Рус вполне попадают в одну из волнпереселений. Во времена древних Египта и Шумера считать время и расстояние уже умели. Так что появление в легенде чисел не должно раздражать, так как числами полна и священная Библия. Илмер – «божья мера», межплеменной культовый центр. По эпосу греков, герой Троянской войны Иалмен контролировал земли от низовий Дона и выше. Шелонь напоминает Гелона, брата Скифа (по вариантам античного эпоса) и город Гелон. Языковеды видят развитие с античных времен ононимов типа Волхов и Москва. Культ Перуна археологами фиксируется на глубину в пять тысячелетий… Очень древние корни имеют Порусья и Полисть. Лук появился в мезолите. Бронзовые мечи – в энеолите. Ими можно было обретать славу и богатства с III тыс. до н. э., что, например,показывают фатьяновская и окружающие ее археологические культуры» [15].
Византийская история содержит немало примеров, когда службу империи приглашались славянские князья и цари. «Алахерн – Аларих I, царь Приазовья, перешедший на службу Феодосию Великому и взявший в 410 г. Рим. Вскоре умер при подготовке похода на Африку, похоронен в русле одной из рек. А в 382 г. в Царьграде пышно похоронен Афанарих, один из скифских царей. Время апостола Андрея и языческих обычаев обильно отражено в летописях. Синдика (Горгиппия, Анапа) – один из центров Боспорского царства, будущей русской Тмутаракани [16]. Появление белых угров русские летописи относят к VI– VII вв. н. э. Избор, Испор, Аспар – по другим версиям легенды – герой IV–V вв., у которого воспитывался будущий король Скифии и Германии Яромир (Германарих). Род алана Аспара из Скифии принципиально влиял на политику трех византийских императоров V в.: Феодосия II Малого, Маркиана и Льва I.Образ Гостомысла и его вероятного отца Бравлина (Буревоя) ныне все больше принимается историками как реальный» [17]. Византийский автор Симеон Логофет [18](X век) отмечал: «Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться…» [19].
В персидском «Собрании историй» (нач. XII в.) содержатся следующие сведения: «Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался. Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет бог. У Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: “Иди и порази его!” Сын так и сделал. И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: “Вот тебе наследство!” Тот же источник сообщал и следующее. Персидская легенда о Русе воспроизводит свидетельства арабо-персидских авторов IX–X вв. о славянах и русах, в особенности близка к сочинению Ибн Русте» [20].
В XVII веке легенда о Русе нашла отражение у русских летописцев и авторов популярных тогда «Хронографов». Есть предположение, что «Сказание о Словене и Русе» было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626–1634). Многочисленность списков и их широкая география допускают и существование более ранних вариантов этого сказания, частично существовавшего и в устной форме. По сказанию, Рус – брат князя Словена, родоначальника и вождя славян; братья вместе двинулись из Причерноморья на север. Упоминается также их сестра Илмера, по имени которой якобы называется озеро Ильмень. Рус признается эпическим основателем города Руса.
В великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке, «так как в рукописи, написанной в 1295–1296 гг. (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях Чехе и Лехе и Русе. Предполагают, что автор версии о трех братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308–1314 гг. Чех и Лех фигурируют в чешской «Хронике» Яна Пшибика из Пулкавы (XIV в.), все три брата – у польского историка Яна Длугоша (XV в.) Польский мыслитель и хронист Ян Длугош называет Руса основателем необычайно обширного русского государства. О происхождении русского народа от праотца Руса писал также и Марцин Бельский в своей знаменитой «Хронике всего мира». С. Герберштейн приводит версию, что оба названия и страны, и народа ведут свое начало от имени древнего правителя и праотца русского народа – Руса» [21]. В сирийской рукописи VI-го века, известной под названием хроники псевдо-Захарии Митиленского, прямо говорится о народе рус (рос) (Ρώς),живущем к северу от Меотийского «болота», то есть Азовского моря.
У В.Н. Татищева в главе «О истории Иоакима епископа Новгородского» примерно такие же сведения о расселении большого племенного объединения славян на всей Европейской части России, Центральной и Северной: «О князех руских старобытных Нестор монах не добре сведем бе, что ся деяло у нас славян во Новеграде, а святитель Иоаким, добре сведомый, написа, князь Славен з братом Скифом, имея многие войны на востоце, идоша к западу, многие земли о Черном мори и Дунае себе покориша. И от старшего брата прозвашася славяне, а греки их ово похвально алазони, ово поносно амазони (еже есть жены бес титек) имяновали, яко о сем стихотворец древний Ювелий глаголет. Славен князь, оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастарна, иде к полуносчи и град великий созда, во свое имя Славенск нарече. А Скиф остался у Понта и Меотиса обитати, и прозвася страна та Скифия Великая» [22].
Вплоть до конца XVIII-го века продолжалось повсеместное распространение «Сказания о Словене и Русе». Не позже 1789 года в Петербурге была издана полная версия одного из списков истории русского народа под названием «Сказание вкратце о скифех, и о славянах, и о Руссии, и о начале и здании Великого Новаграда, и о великих государех российских», в конце было отмечено, что книга печатана «от слова до слова с древнейшей рукописной тетради».
С 1792 по 1798 годы Николаем Александровичем Львовым (1751–1804) [23]был издан уникальный 4-томный труд под названием «Летописец русский от пришествия Рурика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии» (1798). «Подробная летопись» начиналась со Словена и Руса. О серьёзном отношении в Петровскую эпоху к древней русской истории свидетельствуют хотя бы названия некоторых глав: «О начале великого града Словенска, еже есть ныне Великий Новград; о первых князьях новгородских и их потомках»; «О начале Старой Русы». В основу первых двух глав как раз и было положено «Сказание о Словене и Русе»; «О Мосхе прародителе словенороссийском и о племени его»; «О наречении Москвы, народа и царственного града» [24].
После ознакомления с историческими сведениями о расселении наших прапредков на северорусской земле можно обратиться к расмотрению спутниковых фотографий верхнего течения реки Волхова. На правом берегу, напротив Старой Ладоги, видно огромное поле. Это западная часть Словенска. На севере граница древнего поселения проходит по современной деревне Иссад [25], на востоке граница распространялась до села Колчаново [26], на юге граница доходила до современного города Волхова, западной границей древнеславянской столицы была река Волхов. На снимке видно, насколько большим был город Словенск.
Слева в лесном массиве визуализируется дендроглиф. В профиль видны два лица: мужское на переднем плане и женское на заднем. На голове у мужчины одет древнерусский головной убор с воскрылиями, а голове женщины одета кичка. Лица обращены в сторону лика Яра.
Данные геоглифы подтверждают свидетельства древних сказаний и летописей о наличии Великого Города – СЛОВЕНСКА ВЕЛИКОГО, главной столицы славяно-русского мира. Этот религиозно-национальный центр имел такое же значение для словен и русов, как для западных славян город Аркона. В.Н. Татищев отмечал: «А поскольку северные древности Гордорикию и Холмогард (Словенск) в тогдашнее время прославляют, то и вспомянуть об оных <…>, здесь тоже надлежит (т.е. требуется)». «Но во всей северной истории нет ничего славнее и чаще упоминаемого, чем Холмогард и Гардарикия, <…> ЦАРСКОГО ПРЕСТОЛА СТОЛИЦА ХОЛМОГАРД собранием приезжих многолюден и есть великий предел <…>, что Гардер – то же, что ГОРОД, ЗАМОК. Князь Словен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи (на север) и ГРАД ВЕЛИКИЙ создал, в своё имя СЛАВЕНСК нарек. <…> Кто ж теперь со мной поспорит, – писал В.Н. Татищев, – что город в Карелии был недалеко от моря? Альдейоборг, по значению имени Палеаполь, без сомнения, у русских Старый город, как ныне Старою Ладогою оныя развалины называют, <…> то следует, что память о древних прежде Рурика царях в упомянутой оной столице содержится; и как старым городом оный назван, так и новым городом Новгород прозван, как ДРУГОЙ ЦАРСТВА ПРЕСТОЛЬНЫЙ ГРАД». В.Н. Татищев отмечает: «…сарматы и русские именуют КОЛМОГАРД <…>, был близ Новгорода» [28]. Он, из-за святости, в язычестве НА ВСЁМ СЕВЕРЕ ПОЧИТАЛСЯ, <…> потому в него множество не только простого народа, но и КОРОЛИ СЕВЕРНЫЕ для моления приходили» [29]. Современные археологические исследования, которые многие годы проводятся под руководством академика А.И. Кирпичникова на руинах Словенска, подтвердили подлинность древних сказаний о былой славе древней столицы Руси.
ЛИТЕРАТУРА
Абрашкин А.А. Средиземноморская Русь: Великая Держава древности. М.: Вече, 2006. – 512 с.
Азбелев С.Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Отв. редактор В.Л. Янин. СПб., 2007. – 295 с.
Бабанин В. Самые большие загадки прошлого. СПб.: Лань, 2000. – 448 с.
Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.: «Вече», 2000. – 435 с.
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета: Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988. – 1376 с.
Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. Минск, 2003. – 832 с.
Бычков А. Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы. – М.: Олимп; АСТ: Астрель, 2006. – 443 с.
Бьювел Роберт, Хэнкок Грэм. Загадка Сфинкса: послание хранителей цивилизации. М.: Вече, 2000. – 416 с.
Войцеховский А.И. Тайна Атлантиды. М.: «Вече», 2000. – 480 с.
Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 848 с.
Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. М.: Рольф, 2001. – 416 с.
Гусева Н.Р. Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече, 2003. – 416 с.
Гуц А.К. Многовариантная история России. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство ПОЛИГОН», 2001. – 384 с.
Дёмин В.Н. Древнее древности. М.: АИФ Принт, 2004. – 542 с.
Дёмин В.Н. Русь летописная. М.: Вече, 2002. – 448 с.
Дёмин В.Н. Тайны земли русской. М.: Вече, 2000. – 300 с.
Зайдлер Л. Атлантида. Великая катастрофа. М.: Вече, 2004. – 368 с.
Классен Егор. Древнейшая история славян и славяно-руссов. Вып. 1–3. 2-е изд., испр. М.: Белые Альвы: Амрита-Русь, 2005. – 320 с.
Коллинз Э. Боги Эдема. М.: Эксмо, 2002. – 400 с.
Кондрашов А. Справочник необходимых знаний: От альфы до омеги. М.: Рипол классик, 2000.– 768 с.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
Курляндский В.В. Послания древних жрецов. М.: Рипол Классик, 2003. – 384 с.
Курляндский В.В. Тайны жрецов.– М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 704 с.
Кучиньский М. Загадка Фестского диска и Змеепоклонники». – М.: Вече 2001. – 528 с.
Лемезурье П. Великая пирамида расшифрована. М.: Вече, 2000. – 480 с.
Лосев К.С. Климат вчера, сегодня … и завтра? Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 175 с.
Ляшевский С. Русь доисторическая. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 240 с.
Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968.
Маруашвили Л.И. Палеогеографический словарь. М.: Мысль, 1985.– 367 с.
Мелетинский Е.М. Мифология. Большой энциклопедический словарь. – 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 736 с.
Монастырский В.К. 500 лет до и после Потопа: историко-археологическое исследование. Краснодар: Экоинвест, 2006. – 242 с.
Никаноровская летопись//ПСРЛ. Т. 27. М.-Л., 1962.
Новгородов Н.С. Сибирская Прародина. М.: Белые Альвы. 2006.– 544 с.
Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1. М., 1994–1995.
Оппенгеймер С. Изгнание из Эдема. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 640 с.
Парнов Е.И. Кольца Змея: Боги, герои и жрецы древнего мира. Астральные таинства и сокровенные знаки. Великие провиденья и позабытая мудрость. М.: Терра, 1996. – 667 с.
Петухов Ю.Д. История древних русов. М.: Вече, 2009 – 464 с.
Петухов Ю.Д. История русов. М.: Метагалактика, 2005. – 624 с.
Петухов Ю.Д. Тайны древних русов. М.: Вече, 2001. – 432 с.
Рол Дэвид. Утраченный завет: новая хронология событий библ. Эпохи / Пер. с анг. К. Савельева. М.: Эксмо, 2005. – 525 с.
Рол Дэдид. Генезис цивилизации: Откуда мы произошли... / Пер. с анг. С. Головой и А. Голова. М.: Эксмо, 2002. – 478 с.
Седов В.В. О бастарнах. М., 1994.
Седов В.В. Славяне в древности. Ин-т археологии Рос. АН, Рос. фонд. Фунд. исслед. М.: НПБО «Фонд археологии», 1994. – 343 с.
Ситчин Захария. Армагеддон отменяется / Пер. с анг. Ю. Гольдберга. М.: Эксмо, 2004. – 448 с.
Ситчин Захария. Лестница в небо. М.: Эксмо, 2006. – 448 с.
Ситчин Захария. Назад в будущее / Пер. с анг. Ю. Гольдберга. М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
Темпл. Роберт. Мистерия Сириуса / Пер. с анг. В. Рубцова. М.: Эксмо, 2005. – 528 с.
Тороп В. Атлантида. Быково: Гиперборея, 2009. – 576 с.
Ушаков С.А., Ясаманов Н.А. Дрейф материков и климаты Земли. М.: Мысль, 1984. – 206 с.
Фроянов И.Я. Мятежный Новгород: Очерки истории государственности, социал. и политической борьбы конца IX– нач. XIIIст. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992. – 280 с.
Шур Я.Н. Рассказы о календаре. М.: Госполитизад, 1962. – 216 с.
Эпос о Гильгамеше. О все видавшем. М.: Эксмо, 2005. – 544 с.
[1]Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968. С. 11, 28, 57, 58.
[2]Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1. М., 1994–1995.
[3]Классен Е.И. Древнейшая история славян и славяно-руссов. 2-е изд., испр. М.: Белые Альвы: Амрита-Русь, 2005. С. 52.
[4]Иордан (дата рождения неизвестна – после 551, Византия, (лат.Jordanes или Jordanis) – готский историк VI в. (иногда неправильно называемый Иорнандом). Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом. Служил нотариусом в одном из клиентарных государств Византийской империи на её границе в Малой Скифии. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию; по некоторым данным, был епископом Кротонским. См.: Иорданес // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. СПб., 1890–1907.
[5]Вестник древней истории. 1947. № 4. С. 250.
[6]Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. М., 1995. С. 229, 275, 277.
[7]Седов В.В. Славяне в древности. Ин-т археологии Рос. АН, Рос. фонд. Фунд. исслед. М.: НПБО «Фонд археологии», 1994. С. 9, 10, 13, 15, 47, 51.
[8]Седов В.В. О бастарнах. М., 1994. С. 218.
[9]Только в Никаноровской летописи отмечено построение Новгорода «от места старого Словенска Великого», что содержит определенное указание на ДВА РАЗНЫХ ГОРОДА.
[10]Версия о происхождении русских правителей от римских в русских летописных сводахизвестна уже более пяти веков.
[11]Никаноровская летопись // ПСРЛ. Т. 27. М.-Л., 1962. С. 137–141, 3–4.
[12]«От сих же 70 и 2 языку бысть язык словенск, от племени Афетова, НАРЦЫ, еже суть СЛОВЕНЕ» См. Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С.Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 8.
[13]Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 1. С. 222–223. Во «Всемирной истории» Помпея Трога (I в. до н.э.): «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения».
[14]Рус – князь и родоначальник, эпическое имя народа Русь. Некоторыми исследователями предполагается связь Руса с библейским «князем Рошем» (Рош– в греческих и славянских переводах Библии; Ashabir-Ross в Коране شعوبروسيا. См.: Ирма Хайнман. Еврейская диаспора и Русь. Иерусалим, 1983. http://zarubezhom.com/Irma_H.htm; Сюзюмов М.К вопросу о происхождении слова RwV, Rwsia, Россия // Вестник древней истории. М., 1940. № 2. С. 121–123.
[15]Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 10–105.
[16]См. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. С. 82–84.
[17]Фроянов И.Я. Мятежный Новгород: Очерки истории государственности, социал. и политической борьбы конца IX– нач. XIIIст. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992. С. 25–75.
[18]Симеон Логофет (Метафраст) (греч. ΣυμεώνΜεταφραστής) – византийский хронист X в., магистр и логофет при дворе Константина VII (913–959). Хроника Симеона Логофета, завершенная между 948 и 963 гг., является продолжением хроники Георгия Амартола (Монаха), и охватывает события с 842 до 948 гг. Изложение происходившего до 913 г. основано на не дошедших до нас источниках. Часть хроники, посвященная малолетству Константина VII и правлению Романа I (за 913–948 гг.), оригинальна и отражает взгляды Симеона Логофета, сторонника византийской служилой знати, поддерживавшей Романа I. Хроника дошла в нескольких вариантах (изводах), которые рассматривались рядом византинистов как самостоятельные хроники Феодосия Мелитинского, Льва Грамматика и др. Сохранились также переработки хроники: 1) Ватиканский, Георгий Монах; 2) хроника псевдо-Симеона. Хроника Симеона Логофета была переведена на старославянский язык.
[19]Хроника Симеона Логофета – византийская хроника X в., славянский перевод которой сохранился в списке ГПБ. F.IV. № 307 (1637 г.). Опубл.: Хроники Симеона Логофета с дополн. / Изд. подг. В.И. Срезневский. СПб., 1905. Лит.: Васильевский В.Г. Хроника Логофета на славянском и греческом. 1895. Т. 2. Вып. 1–2. С. 78–151.
[20]Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: РАН, ИВИ, МОиН, 2009. Т. 3. С. 48.
[21]Предисловие к Великопольской хронике // http:/ /www.vostlit.info/Texts/rus/Chron_Pol_majoris/framepred.htm
[22]Цит. по: Дёмин В.Н. Русь летописная. М.: Вече, 2002. С.424–448.
[23]Николай Александрович Львов (1751–1804) – деятель русской культуры, поэт, переводчик, архитектор, график, ботаник. Член Российской академии, почетный член Академии художеств. Н.А. Львов обнаружил и опубликовал с предисловием две ценные летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рурика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробный русский летописец от начала России до Полтавской баталии» (1798–1799).
[24]Дёмин В.Н. Русь летописная. М.: Вече, 2002. С. 106, 107, 108.
[25]Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880–1882 г. Т. 2. С. 48. Исад (древнерус.) – это торговая пристань, рыбачья слобода, посёлок у берега.
[26]Колчаново – село в Волховском районе. Административный центр Колчановского сельского поселения.
[27]Спас Нерукотворный (с греч. Αχειροποίητος), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον, от греч. μανδύη, μανδύας – «убрус, мантия, шерстяной плащ») – особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών – черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
[28]В.Н. Татищев, приводя сохранившееся в XVIII в. летописи, написал твердо и определенно, что Словенск Великий находился недалеко от Новгорода, построенного Рюриком, а именно в Карелии близ моря. Морем он называл Ладожское озеро. Историк также указал, как называли «по–русски» древнюю столицу славяне: КОЛМО-ГАРД, что звучит как КОЛОГРАД. т.е. ГОРОД СОЛНЦА=МИР ЯРА. Коло – это солнце, а также круг, кольцо колесо. В русском языке синонимом коло-солнцу является яр-ярило, а также слово «коловорот», обозначающее движение солнца по небосводу. См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880–1882 г. Т. 3. С. 137–138. Т. 4. С. 253, 267–268.
[29]Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 247.