Советский феномен: барды и авторская песня

В древности в племенах галлов и кельтов бардами называли певцов и поэтов. Они рассказывали истории славного прошлого и являлись хранителями традиций. Свои барды были и в ХХ веке в Советском союзе. Как и древних певцов, их уважали и любили, а песни находили отклик в сердце каждого человека.

Булат Окуджава

Одним из основоположников авторской песни в СССР был легендарный бард Булат Окуджава. У Окуджавы довольно интересная судьба. Будучи девятиклассником он отправился на фронт. После войны он решил стать учителем. Окончив педагогический институт в Тбилиси, бард отправился в деревню под Калугой, где некоторое время проработал учителем русского языка и литературы.

После войны Булат Окуджава начал писать песни и музыку к ним. Постепенно его композиции приобретают популярность, а автор переезжает в столицу. Композиции Окуджавы прозвучали в восьми десятках советских кинофильмов. Во время своего визита в Париж Булат Окуджава записывает пластинку. Всего на его счету более десятка пластинок, каждая из которых завоевала всеобщую любовь. Владимир Высоцкий, как и многие другие барды, называли Булата Окуджаву своим духовным учителем и старались брать с него пример.

Владимир Высоцкий, как и многие другие барды, называли Булата Окуджаву своим духовным учителем и старались брать с него пример // Фото: ykt.ru
Владимир Высоцкий, как и многие другие барды, называли Булата Окуджаву своим духовным учителем и старались брать с него пример // Фото: ykt.ru

Студенты в мешковатых штанах

Уникальный для мировой музыкальной культуры феномен авторской песни зародился в СССР в пятидесятых годах. Именно в то время свои студенческие годы проживали такие именитые барды как Юрий Визбор, Александр Галич, Ляля Розанова, Дмитрий Сухарев и другие. Как и все молодые люди, будущие знаменитости частенько собирались с друзьями и пели песни. Сначала это были композиции других артистов, а затем авторы набрались смелости, и стали петь уже собственные творения. При этом талантливые молодые люди даже представить не могли, что станут всесоюзными знаменитостями, а их песни будут называть феноменом. На тот момент они пели о том, что их волнует. Эти простые песни с незамысловатой мелодией были очень необычными для тех времён. В них звучало «я» вместо «мы». Каждый слушатель узнавал в этих песнях себя и свои переживания.

Первые советские барды пели о разном. О любви, о дружбе, о походах. К примеру, одна из первых композиций Юрия Визбора «Мадагаскар» была как раз о походах. Исполненная студентом Московского государственного педагогического университета имени Ленина песня передавалась из уст в уста и стала своеобразным гимном советских туристов. Это вдохновило Визбора сочинить целую серию композиций на эту тему.

Песня Юрия Визбора «Мадагаскар» стала своеобразным гимном советских туристов // Фото: 24smi.org
Песня Юрия Визбора «Мадагаскар» стала своеобразным гимном советских туристов // Фото: 24smi.org

Одним из первых бардов, кто решил разнообразить авторскую песню ещё и социальной темой стал Юлий Ким. Его оригинальная манера исполнения и ирония привлекла множество слушателей.

Клубы самодеятельной песни

Пришла пора студентам выпускаться. Однако, это совсем не значило, что они оставили свою любовь к музыке или забыли старых друзей. Вчерашние студенты не захотели расставаться с привычкой собираться весёлой компанией и петь песни под гитару. Так появились клубы самодеятельной песни.

Барды и ихпоклонники не захотели расставаться с привычкой собираться весёлой компанией и петь песни под гитару. Так появились клубы самодеятельной песни // Фото: bardam.ru
Барды и ихпоклонники не захотели расставаться с привычкой собираться весёлой компанией и петь песни под гитару. Так появились клубы самодеятельной песни // Фото: bardam.ru

Первый КСП был основан в Москве. Затем клубы начали образовываться и в других городах СССР. Как и прежде, их участниками были молодые люди, поющие под гитару композиции собственного сочинения. Единственным отличием от студенческих посиделок стало то, что в их песнях стала всё острее звучать социальная тема. В конце шестидесятых барды и их поклонники провели Первую теоретическую конференцию, а ещё через год – первый союзный фестиваль. Именно здесь состоялось единственное публичное выступление Александра Галича. Для него он выбрал песню «Памяти Пастернака».

Поступок Галича, а также композиции о «топтунах», «подъездах для начальников», «холуях и секретаршах», «пайках цековских» и тому подобное совершенно не оценили советские власти. С конца шестидесятых годов начинаются гонения на бардов. Буквально через несколько месяцев распространившиеся по стране клубы самодеятельной песни были закрыты все до единого, а Евгений Галич вынужден был покинуть родину.

Но запрет, как это часто бывает, только подогрел интерес людей к авторской песне. Она стала своеобразной альтернативой официальной советской эстраде с её жёсткой цензурой.

Магнитиздат

Запрет на авторскую песню не положил конец собраниям единомышленников и развитию этого музыкального направления. Кассеты с записью песен Булата Окуджавы, Юлия Кима, Юрия Визбора, Александра Галича и позже Владимира Высоцкого передавались из рук в руки и переписывались. К счастью, на то время кассетные магнитофоны перестали быть предметом роскоши.

Но не все власть имущие негативно относились к авторской песне. Однажды во время очередной поездки Генсека Леонида Брежнева экипажу самолёта передали кассету и попросили её включить. На удивление пилота и бортпроводниц, на ней звучал голос Владимира Высоцкого. Как выяснилось, Брежнев с глубоким уважением относился к Высоцкому и любил послушать его песни.

Постепенно негативное отношение к авторской песне сошло на нет. А во время Перестройки бардов можно было услышать по радио. На сегодняшний день авторская песня не теряет своей актуальности и, как прежде, не страдает дефицитом поклонников.