Как выбрать свой первый байк?!

Пройдите обучение

Прежде чем примеряться, что именно вы будете парковать в своем гараже, пройдите курс вождения для новичков. Да, колесить по дорогам и слышать свист ветра в ушах весело и круто, но это еще и опасно, и страшно, и требует навыков, которые вы не можете получить, даже будучи опытным водителем авто. Вам в любом случае придется набрать необходимо количество часов с инструктором, чтобы получить права категории А, но не стоит принебрегать и специализированными курсами по безопасному вождению и поведению в экстремальных дорожных ситуациях.

Выезжать на улицы без подготовки по управлению мотоциклом – все равно, что управлять самолетом, не выучившись на пилота. Зарубите это себе на носу.

Какой же байк взять?

Мотоциклы гораздо более узко специализированы, чем машины, относительно того, для чего они спроектированы. И не факт, что они могут делать хорошо то, для чего они не были спроектированы. Если на Mini Cooper S вы еще сможете проехать по гравийной дороге туда, куда вам надо, то попытки месить грязь по лесным тропам на спортбайке кончатся плачевно или, во всяком случае, не доставят никакого удовольствия. Так что для начала сосредоточьтесь на том, о каком виде поездок вы мечтаете, и выбирайте байк, который придуман именно для них.
Что бы вы ни задумали покупать, не жалейте времени на изучение марки, модели и дилера, к которому вы обратитесь за сервисным обслуживанием и запчастями – если, конечно, вы не собираетесь ковыряться в нем самостоятельно. Ваш лучший друг в этом занятии – Google. Вводите название интересующего байка с добавлением таких слов как «надежность», «проблемы» и «обзоры» и погружайтесь в дискуссии на форумах, посвященных полюбившейся модели. Не сдавайтесь сразу, если один или два пользователя жалуются на одну и ту же загвоздку, но если на первой же странице увидите 12 цепочек переписки с упоминанием «отказ в работе генератора», то стоит задуматься.
Отчеты о дорожных испытаниях новых байков онлайн и в печатных изданиях могут быть полезными, но до определенного предела. Как и в случае с обычными людьми, все мотожурналисты разные, на вкус и цвет им тоже товарища нет. Да и редко кто занимается долгосрочными испытаниями, поэтому форумы – это лучший источник информации о том, как выбранная вами модель пережила долгую эксплуатацию.
Еще подсказка: не покупайте более мощный байк, чем вам нужен на самом деле. Средний байк на 600 кубов заряжен гораздо сильнее, чем могут выдержать даже опытные мотоциклисты. А если вы еще в самом начале своего мотопути, то вам точно не надо карабкаться на такие высоты. Многие производители представляют модели класса «500 кубов и ниже» специально для новичков или для зарубежных рынков, где такие пользуются большим спросом. Так что начните с байка поменьше, а когда (и если) придет время для чего-то помощнее, всегда сможете продать своего первенца.

Новый или подержанный?

Это прозвучит банально, но все-таки первый байк вполне может быть подержанным, по двум причинам. Во-первых, если окажется, что вам на самом-то деле не очень нравится ездить на мотоцикле и хочется вернуть деньги, речь пойдет все-таки о меньшей сумме, да и к тому же старенький байк продать проще, чем относительно новый. А во-вторых, в процессе оттачивания базовых навыков вождения с вами обязательно произойдет одно из двух: или вы разобьете байк сразу, или сделаете это чуть позже. Без обид, но такова реальность освоения мотоцикла. Поэтому на курсах по безопасному вождению мотоциклы часто выглядят так, как будто их долго тащил за собой по гравию большой грузовик.
У вас всегда есть выбор, заменить ли поломанные детали подержанными с совсем разбитых собратьев, или оставить все как есть, пока не станете готовы перейти на агрегат получше.

Берите байк, который вам подходит

В отличие от машин с их регулируемыми креслами и рулями, мотоциклы не предполагают особенной настройки под водителя или пассажира, и ваше положение на нем диктуется по большей части его конструкцией.
Два полюса на шкале положений – это спортбайки и крузеры. На первых вы находитесь в положении наклона вперед, почти свернувшись калачиком, а на вторых вы сидите, лениво откинувшись назад, как в кресле. Какой из этих вариантов вам больше подходит, необязательно решать сразу. То, что показалось приятным за две минуты осмотра в шоуруме, может оказаться сущей пыткой после двух часов на дороге. Если это ваш случай, то имейте в виду, что рынок полон предложений по обмену рукоятями, сидениями и подножками.
Пожалуй, акцент при выборе стоит сделать на высоте сидения. Для начинающего водителя залогом уверенности в себе будет возможность плотно поставить обе ноги на землю во время остановки, чтобы не выглядеть неудачником, уронив мотоцикл на светофоре.
Следующий по важности пункт – вес. Как правило, вес растет вместе с объемом двигателя, но не всегда: некоторые крузеры с весьма скромными показателями весят как чугунный мост. Есть простой способ поднять упавший мотоцикл (посмотрите примеры на YouTube), но если вас распластало по земле, а сверху придавило 300-килограммовой тушей, это не самый приятный опыт.

Пройдите тест-драйв

Ха, шутка. Почти никто из дилеров не предоставляет в наши дни новичкам свободы в экспериментах. С частными компаниями это еще менее вероятно, потому что у них нет таких серьезных программ страхования, как у большинства крупных дилеров.
Можете сколько угодно читать про понравившийся мотоцикл, но это все равно информация от третьих лиц. Вы не имеете ни малейшего представления о том, каково будет катиться на нем самому. Было бы здорово иметь какой-то совет на этот счет, но вряд ли что-то здесь может помочь, разве что дорогой друг, который доверит вам своего коня ради такого случая.

Время для доспехов

Обожаемый нами Aerostich Roadcrafter.
Обожаемый нами Aerostich Roadcrafter.

Очередная банальная истина из мира мотоциклов: одевайтесь так, чтобы падать, а не чтобы ехать. Как уже упоминалось выше, мотоциклы могут представлять опасность для здоровья. Увеличьте свои шансы остаться невредимым, выбрав как минимум шлем, сертифицированный по системе DOT или ECE, куртку с подкладкой, поглощающей ударную силу (ее обычно называют «броней», хоть она и не металлическая), перчатки и ботинки выше щиколотки. А если добавите к этому комплекту еще и специальные мотоциклетные штаны, то будете всегда во всеоружии.

Suzuki SV650

ИЗОБРАЖЕНИЕ: Suzuki
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Suzuki

Легкий и узкий мотоцикл, удобный в управлении, с приметным дизайном и практически не убиваемым мотором. Он достаточно компактный, чтобы тренироваться на нем, пока не достигнете новых высот, и достаточно серьезный, чтобы оставаться с ним и дальше.
Есть огромное количество онлайн-сообществ владельцев этой модели, большой ассортимент запчастей и аксессуаров. Антиблокировочная тормозная система доступна на моделях, выпущенных после 2007 года.

Triumph Bonneville

ИЗОБРАЖЕНИЕ: Triumph
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Triumph

Доступен в нескольких комплектациях, но все с двумя параллельными двигателями, низкими сидениями и большим разбросом мощностей, с которыми новичку будет особенно легко совладать. Неважно, на какой скорости вы едете – просто поворачиваете ручку газа, и он все делает за вас. С такого байка очень удобно начинать, и вряд ли можно из него когда-нибудь вырасти.

Kawasaki 900 Vulcan

ИЗОБРАЖЕНИЕ: Kawasaki
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Kawasaki

Как и многие крузеры средней весовой категории, Vulcan тяжелый: в зависимости от комплектации, он весит от 250 до 275 кг. Но обычно при езде на таком байке избежать падения несложно.
Vulcan оснащен V-образными парными двигателями, известными своим широким диапазоном мощности, благодаря которому новичку легко освоить управление сцеплением. Это еще один мотоцикл, за которым стоит обширное онлайн-сообщество.

Kawasaki 250/300 Ninja

ИЗОБРАЖЕНИЕ: Kawasaki
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Kawasaki

Когда дело касается спортбайков, Kawasaki всегда шагает в ногу с лидерами, и некоторые считают 250 Ninja самым бешеным представителем семейства. Он уже пережил несколько моделей и доработок (недавно его прокачали до 300 кубов), но во все времена он сохраняет свое высокоскоростное очарование. Наверное, для зеленых новичков это может быть слишком круто, но кому-то этот байк подарит предвкушение того, что ждет их впереди на гоночном пути.

Любой скутер мощнее 400 кубов

ИЗОБРАЖЕНИЕ Suzuki, Burgman 400 shown
ИЗОБРАЖЕНИЕ Suzuki, Burgman 400 shown

И не надо бросаться в нас камнями: да, в скутерах есть своя прелесть, и не стоит этого стесняться. На них ничуть не менее весело ездить, чем на мотоциклах, они дарят тот же кайф ветра в лицо, но при этом в них не надо так яростно вцепляться, как часто того боятся начинающие мотоциклисты.
На них можно ездить на работу, а если двигатель достаточно мощный, то и долгий заезд по автостраде не составит проблем. Они не подходят тем, кем по жизни руководит их великое эго, но людям с более приземленными запросами скутер доставит вдоволь приятных впечатлений.